Урок биологии по теме Опыление у цветковых растений, 6 класс ФГОС


Воропаева Ольга Леонидовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьёва» г. Курска
Тема урока: «Опыление у цветковых растений»
“…накопление знаний подобно росту дерева…”
Винсон Браун
Цели и задачи урока: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД):
Предметные результаты:
1. Формировать умение определять основные способы опыления растений
2. Формировать умение объяснять особенности строения ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений, оценивать эффективность каждого из способа опыления в зависимости от условий окружающей среды, их роль в жизнедеятельности растений
3.Формировать умение понимать смысл биологических терминов: опыление, перекрёстное опыление, самоопыление, искусственное опыление
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему (доставка пыльцевых зёрен – мужских гамет к завязи пестика – женской гамете), определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока, поиск способов решений проблемы – с помощью абиотических и биотических агентов).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки (алгоритм самооценки: - Я – Мы - Дело).3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Познавательные УУД
1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), моделировать, сопоставлять.
2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий (доставка корреспонденции на воздушном шаре или почтальоном; рекламные щиты, яркие вывески магазинов), опираться в поиске решений на собственный опыт (наблюдение в природе за жизнью пчёл, за пыльцой берёзы).
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Оборудование: гербарий «Цветковые растения», плакат «Дерево знаний», компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный печатный материал для групп, цветной картон для моделирования, воздушный шарик, презентация.Этап Содержание Оборудование Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
I.Организационно-мотивационный этап
Настрой на работу: дерево знаний. Наши знания подобны дереву. Сегодня, надеемся, на нашем дереве появятся веточки новых знаний, а помогать нам в работе, будут «бабочки настроения».
Стикеры-бабочкиРегулятивные УУД
Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний. Определение темы урока 1.Роль красоты цветка в жизни растений 2.Что такое цветок? (Слайд)
А может быть, что растение цветёт, а семян и плодов не образует?
Обратимся к историческому факту, который поможет определить нам тему нашего урока.
3.Определение темы урока. Текст (Слайд) «Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому… » (учащиеся предлагают варианты ответов: клевер не опылялся). Тема урока: «Опыление растений» (Слайд) Рабочая гипотеза: если не будет опыления, то и урожая не будет. 4.Что такое опыление? Виды опыления. 5. Беседа по вопросам: При каком виде опыления, потомки похожи на родителей? Какое опыление имеет преимущество? Какие приспособления препятствуют самоопылению? В чём плюсы самоопыления?
Для чего необходимо опыление?
*Промежуточный вывод: Опыление необходимо, чтобы мужские гаметы, развивающиеся в пыльцевых зёрнах, могли встретиться с женскими гаметами
-Это просто осуществить, или есть трудности?
-Что же нам предстоит выяснить в ходе урока? (необходимо установить, какие существуют способы опыления, их эффективность, какие приспособления есть у растений для этого) Ответы учащихся
Работа с учебником: запись определения Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, предлагать способы решения проблемы, определять цель учебной деятельности (формулировка вопросов урока).
III. Изучение нового материала Представим, что мы хотим доставить письмо другу. Для этого мы можем использовать воздушный шар или отдать его почтальону, который понесёт его по адресу. В процессе эволюции возникли механизмы, обеспечивающие успешное опыление. Как же пыльца оказывается на цветке? (пыльцу переносят насекомые, реже вода, а в жарких странах птицы, летучие мыши и т.д.) Какой же способ более эффективен?
(Слайд: Задание для групп)1.Работа в группах:
I-я группа: «Ветерок»; II-я группа: «Мотылёк»; III-я группа: «Дело случая»; IV-я группа: «Адресная доставка»; V-я группа: «Селекционеры»
I-я группа: Выясняет, при каких обстоятельствах выгоднее опыление ветром (Слайд)
II-я группа: Выясняет, при каких обстоятельствах выгоднее опыление насекомыми (Слайд)
III-я группа: Определяет, какие приспособления к опылению имеют цветки ветроопыляемых растений (Слайд)
IV-я группа: Определяет, какие приспособления к опылению имеют цветки насекомоопыляемых растений (Слайд)
V-я группа: Выясняет, может ли опыление осуществлять человек
2.Отчёт. Заполнение сводного кластера. Вывод (в зависимости от условий, более надёжным оказывается опыление насекомыми, ветром, водой, в крайнем случаи самоопыление). Как решена проблема доставки пыльцы на рыльце пестика? 1.С помощью факторов живой и неживой природы; 2.Специальными приспособлениями к опылению определённым агентом; 3.На крайний случай – самоопыление
Слайд: виды опыления (кластер)
3.Общий вывод: опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно, оплодотворению.
-Установите причинно-следственную связь: Если ливни над фруктовым садов весной, нет урожая осенью.
(Учащиеся предлагают варианты ответов; нет опыления – нет оплодотворения – нет семян и плодов. Вывод: значение опыления для растений – велико, оно способствует половому размножению). 4.ФизкультминуткаЗапись схемы в оценочный лист. Схема самоопыляющегося цветка на доске
Аналогия: доставка письма воздушным шаром или почтальоном (плюсы, минусы); обсуждение, запись в оценочные листы, устный отчёт
Заполнение кластера, моделирование
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий (доставка корреспонденции на воздушном шаре или почтальоном; рекламные щиты, яркие вывески магазинов), опираться в поиске решений на собственный опыт (наблюдение в природе за жизнью пчёл, за пыльцой берёзы).
Регулятивные УУД
Умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, оценивать свои результаты
IV.Самостоятельное применение знаний. Установите соответствие между цветами и способом опыления. Особенности цветов: 1) Цветок похож на кусок разложившейся кожи, пахнет тухлым мясом; 2) Мелкие цветы собраны в красочное соцветие, сладкий запах; 3) Цветы невзрачные, не пахнут, расположены на верхушках побегов; пыльца мелкая и многочисленная; 4) Цветы невзрачные, расположены на уровне земли.Опыление: А) Пчелами, бабочками и т.д.; Б) Муравьями; В) Ветром; Г) Мухами
Тест 1. Тип опыления, который обеспечивают насекомые: а) самоопыление;б) перекрестное опыление. 2. Что характерно для цветов, опыляемых насекомыми ночью? а) яркий цветной венчик;б) нектар и пыльца;в) сильный запах;г) светлая окраска венчика. 3. Какие растения опыляется ветром? а) береза;б) дуб;в) орешник;г) рожь;д) роза. 4. Опыление – это а) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестикаб) слияния спермия с центральной клеткойв) прорастание пыльцевых зерен5. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью: а) ветраб) человека в) водыг) животных 6. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых: а) ветромб) насекомымив) путем самоопыленияг) искусственно Ответьте на вопросы 1. Из двух цветков яблони один образовал плод, другой – нет. Почему так произошло? 2. Цветок томата еще в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Цветок в мешочке распустился, позже образовался плод. Каким путем произошло здесь опыление? 3. Цветок вишни точно так же, еще в бутоне, был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода из цветка не образовалось. Почему? Выполнение теста в оценочных листах.
Регулятивные УУД
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
V. Подведение итогов. Рефлексия. Обмен мнениями: что я узнал на уроке. Учащиеся выставляют самооценку, выполняют рефлексивные действия по алгоритму. Задание на дом: §33; Задание №18, стр.35(в тетради на печатной основе) -Составить презентацию «Опыление водой»; -Практическое задание (по выбору): «Проращивание пыльцы». (Слайд) Слайд Регулятивные УУД
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки.
VII. Окончание урока. -Я желаю вам, чтобы новые веточки появлялись чаще на нашем «дереве-знаний», чтобы цветы всегда радовали нас своей красотой, чтобы эта красота проникла в сердце каждого и сделала нас лучше. И помните, что сохранить красоту возможно и это в наших руках.
(Слайд: стихи К. Бальмонта)
Быть может, вся природа- Мозаика цветов? Быть может, вся природа- Различность голосов? Быть может, вся природа- Лишь числа и черты? Быть может, вся природа- Желанье красоты?
Слайд Личностные УУД