Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 4-ом классе по УМК «Школа 2100» по теме Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи.

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 4-ом классе по УМК «Школа 2100»
Тема: Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи.
Цели:
Русский язык:
развитие умений различать и характеризовать тексты разных типов речи – описание и повествование, определять роль имён прилагательных в текстах-описаниях.
Литературное чтение:
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Задачи:
развивать речь, навыки орфографического письма и выразительного чтения;
создавать условия для развития творческих и познавательных способностей обучающихся;
воспитывать патриотизм, сострадание, доброе отношение к окружающим.
Оборудование: электронная презентация; карточки №1,2,3 для индивидуальной работы; проектор; компьютер; учебник русского языка авт.Бунеев, Бунеева; учебник литературного чтения «В океане света» (часть2).

Этапы урока

Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных
успехов)



·. Актуализация знаний.






– Откройте тетрадь. Запишите дату и «Классная работа».
Введение в раздел.
– Решите лингвистическую «задачу».
Возьмите из слова « присоединить»- приставку + из слова «слагаемое» - корень+1-я буква алфавита + из слова «сонный» - суффикс + из слова «знакомое» - окончание.
– Что получилось? (При + лаг+ а + тель + н + ое.)
– Откройте учебник на с. 32, прочитайте название раздела.
Учитель:

Очень занимательное - имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это! Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая», «красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные- прилагательные!
Чтобы все отличным стало, разных признаков немало
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифици-ровать по признакам.
6. Ориентироваться на раз-вороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.















Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое выска-зывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.








Регулятивные УУД
1. Развиваем умение выска-зывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные дей-ствия в соответствии с по-ставленной задачей.
3. Прогнозировать пред-стоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познава-тельную и личностную реф-лексию.








Личностные результаты
1. Развиваем умения выка-зывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.



II. Целеполагание.
Формулирова-ние проблемы.












III.Повторение имеющихся знаний. («Разминка»)



– На основе имеющихся знаний об имени прилагательном и изученного об имени существительном определите цель урока и спланируйте деятельность на уроке. (Повторить признаки прилагательного, роль в предложении и тексте.)
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
1.Повторение имеющихся знаний. («Разминка»)
2.Работа по теме урока. Открытие новых знаний.
3. Закрепление и повторение.
4. Итоги урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
1. Повторение и углубление изученного. Разминка.
Словарная работа: (слайд )
., ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути.
Самостоятельная работа в тетрадях:
Какое слово пропущено? (Россия).
Запишите его с красной строки, с заглавной буквы.
Какая это часть речи?
Какого рода и склонения? Запишите над словом.
Образуйте от этого существительного имена прилагательные и составьте словосочетания со словами со слайда, вставьте пропущенные буквы:
флаг, про100ры, г. сударство, .. выст.вка.
Обозначьте орфограммы. Какая часть речи в этих словосочетаниях будет главной? А имена прилагательные? Покажите зависимость, связь между прилагательным и существительным графически.
Работа в парах:
Поменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.
Кто оценил работу своего соседа на «отлично»? Кто оценил на «хорошо»? У кого были серьезные ошибки?
- С помощью какой части речи можно описАть цвета российского флага? Можно ли в нашей речи обойтись без прилагательных? (Ответы детей)
2. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.
Фронтальная работа. Беседа по вопросам на с. 32 (после названия §10).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дополнительно:
1) Как изменяются имена прилагательные?
2) Какие из признаков общие у прилагательных и существительных? В чём отличие?
3. Закрепление и повторение.

Групповая работа:
(Развиваются умения читательской деятельности: вычитывать информацию о тексте-повествовании и тексте-описании, определять основные признаки текстов, систематизировать их, преобразовывать текст в таблицу.)
Упр. 200 – на основе наблюдения осмысливается роль имён прилагательных в тексте.
Вывод после наблюдений. Выступает один представитель от группы, той, которая закончила работу первой:
Этот текст является описанием. В нём много имён прилагательных, с их помощью автор показывает, какими были предметы, явления: день, солнце, облака, деревья, тени, свет; помогает почувствовать настроение героев.

Физкультминутка.
 Отгадайте кто это? Если отгадка – предмет одушевленный, нужно присесть, если – нет, то нужно подпрыгнуть.
—     Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
—     Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
—     Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
—     Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
—     Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
—     Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
—     Умные, активные, дружелюбные. (Это вы, ребята.)



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


III. Развитие умений.






















































































































































Развитие читательских умений при работе с текстами разных типов.
Групповая работа. (Упр. 201)
Вывод после наблюдений (выступает один представитель от группы, той, которая закончила работу первой):
- Это текст – повествование, т.к. в нем описываются действия, события. В этом тексте преобладают глаголы.
На основе наблюдений и сравнений делается вывод: первый отрывок из произведения А. Куприна «Белый пудель» является описанием, а второй – из «Мещорской стороны» К. Паустовского – повествованием.
Фронтальная работа.
Вывод представлен детям в виде таблицы (слайд)

Самостоятельная работа.
Учитель:
- Ребята, на уроках литературного чтения мы заканчиваем чтение отрывков из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки. Откройте учебники литературы на стр.28-29, глава XI. Вы уже прочитали эту главу, беседовать, анализировать всё произведение мы будем на следующем уроке литературного чтения, а сейчас, в свете новых знаний, найдите и прочитайте ту часть текста, в котором есть описание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Кто нашел? А теперь обозначьте тот отрывок теста, в котором преобладает повествование. Отметьте. Почему вы так решили? Сравните с карточками №1 и №2, которые вы получили в начале урока. У кого совпали отрывки?
Карточка №1.
Лунный свет льется в кладовую через маленькое окошко, и в этом свете я вижу маленькую фигурку, которая тихо прокрадывается ко мне.       На маленькой фигурке длинная белая сорочка, в каких рисуют ангелов, и лицо у фигурки - настоящее лицо ангелочка, беленькое-беленькое, как сахар. Но то, что фигурка принесла с собою и протягивала мне своей крошечной лапкой, никогда не принесет ни один ангел. Это что-то - не что иное, как огромный кусок толстой ливерной колбасы.
Карточка №2.
- Ешь, Леночка! - слышится мне тихий шепот, в котором я узнаю голосок моего недавнего защитника Толи. - Ешь, пожалуйста. Ты ничего еще не кушала с обеда. Я подождал, когда они все улягутся, и Бавария также, пошел в столовую и принес тебе колбасу из буфета.       - Но ведь ты был в обмороке, Толечка! - удивилась я. - Как же тебя пустили сюда?       - Никто и не думал меня пускать. Вот смешная девочка! Я сам пошел. Бавария уснула, сидя у моей постели, а я к тебе... Ты не думай... Ведь со мной часто это случается. Вдруг голова закружится, и - бух! Я люблю, когда со мною это бывает. Тогда Бавария пугается, бегает и плачет. Я люблю, когда она пугается и плачет, потому что тогда ей больно и страшно. Я ее ненавижу, Баварию, да! А тебя... тебя... - Тут шепот оборвался разом, и вмиг две маленькие захолодевшие ручонки обвили мою шею, и Толя, тихо всхлипывая и прижимаясь ко мне, зашептал мне на ухо: - Леночка! Милая! Добрая! Хорошая! Прости ты меня, ради Бога... Я был злой, нехороший мальчишка. Я тебя дразнил. Помнишь? Ах, Леночка! А теперь, когда тебя мамзелька выдрать хотела, я разом понял, что ты хорошая и ни в чем не виновата. И так мне жалко тебя стало, бедную сиротку! - тут Толя еще крепче обнял меня и разрыдался навзрыд.       Я нежно обвила рукою его белокурую головку, посадила его к себе на колени, прижала к груди. Что-то хорошее, светлое, радостное наполнило мою душу. Вдруг все стало так легко и отрадно в ней. Мне казалось, что сама мамочка посылает мне моего нового маленького друга.      А белокуренький мальчик говорил между тем:       - Ты прости мне, Леночка... все, все... Я хоть больной и припадоч-ный, а все же добрее их всех, да, да! Кушай колбасу, Леночка, ты голодна. Непременно кушай, а то я буду думать, что ты все еще сердишься на меня!       - Да, да, я буду кушать, милый, милый Толя! И тут же, чтобы сделать ему удовольствие, я разделила пополам жирную, сочную ливерную колбасу, одну половину отдала Толе, а за другую принялась сама.     Фронтальная работа (на доске и в тетради): Выпишите из первой карточки 4 словосочетания прил.+ сущ., выделите окончания, определите число и падеж существительных и прилагательных.
Пример: через маленькое окошко (ед.ч., В.п.),.. и т.д.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу на доске:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.

  Самостоятельная работа:
Давайте словами из текста опишем внешность Толика и его характер. Какую часть речи мы будем использовать для этого?
Карточка №3
Герой
Внешность
Характер




Толя
Фигурка

Лицо
..
Ручка-лапка
.
Голова


..

..

.

.

Выберите прилагательные и заполните таблицу:
маленькая белокурая
добрый милый
беленькое светлый
милосердный крошечная
Дети заполняют таблицу на карточке.
Взаимопроверка.
Итоги:
Учитель:
- Какого человека называют светлым? Зависит ли это качество характера от цвета кожи?
- Что такое «милосердный»? Что значит милосердно относится к людям?
- Мы с вами начали наш урок со слова Россия, о каких акциях милосердия в нашей стране вы слышали? Кто сможет подготовить выступление о таких акциях на следующий классный час?
(Ответы детей. Выводы.)



IV. Итог урока.

4. Итоги урока.
– Что мы узнали нового на уроке?
– Какие типы речи рассматривали на уроке?
- Какую роль в речи играют имена прилагательные?
– Удалось ли нам выполнить план урока?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?





V. Примерное домашнее задание.
1. Упр. 1, с. 55.
Дополнительно (повышенный уровень):
Ответить на вопрос №2 (стр.29) о характере Лены Икониной, записать не менее 6 прилагательных, которые ее характеризуют как личность (учебник «Литературное чтение» «В океане света», ч. II).











13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 315