Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. (7 класс)


Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. (7 класс)
Цель урока: Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторение жанров вокальной и инструментальной камерной музыки;
Продолжение знакомства с творчеством Н. Паганини, Ф. Шуберта;
Укрепление понимания драматургической основы в произведениях камерных жанров;
Совершенствовать навыки вокально-хорового искусства.
Воспитательные:
Приобщение детей к сокровищам отечественной и зарубежной музыкальной классики;
Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
Формирование музыкального вкуса;
Развивать вокально-хоровые навыки;
Тип урока: комбинированный.
Методы:
Повторение пройденного методом устного опроса;
Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
Слушание и анализ песни «Баллада о гитаре и трубе» музыка Я. Френкеля, слова Ю. Левитанского.
Оборудование:
Компьютер;
Звукоусиливающая аппаратура (колонки);
Материалы:
Видеофрагмент концерта пианиста Евгения Кисина;
Музыкальные фрагменты: М.И. Глинка – М.А. Балакирев «Жаворонок»; Н. Паганини – Ф. Лист «Каприс 24»; Ф. Шуберт – Ф. Лист «Лесной царь»;
Аудиозапись песни «Баллада о гитаре» Я. Френкеля.
Ход урока
I. Организационный момент
Учащиеся входят в класс. Приветствие.
II. Повторение
Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?
Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.
Учитель: Камерная инструментальная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, предназначенная для исполнения в небольшом помещении.
Учитель: Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу. На доске выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные.
серенада;
каприс;
ноктюрн;
фуга;
балладапрелюдия;
этюд;
баркарола;
романс;
соната;
Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры.
Ученики: А если один и тот же жанр можно отнести и к вокальным, и к инструментальным?
Учитель: Действительно, есть ряд жанров, которые мы можем отнести как к вокальным, так и к инструментальным. Значит, в вашей работе должен появиться третий столбик. (На творческую работу отводится 2-3 минуты).  Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в третий столбик.
Ученики: Серенада, баллада, баркарола, романс.
Учитель: Кто из вас может привести музыкальные примеры названных жанров?
Ученики: Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» – вокальный жанр, а «Романс» Г.В. Свиридова – инструментальный. Баллады Ф. Шопена – инструментальный жанр, а баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» – вокальный.
Учитель: Молодцы! Итак, мы продолжим разговор о вокальных и инструментальных жанрах, которые получили своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как русских, так и зарубежных композиторов. Такая обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется – транскрипция.
III. Работа по теме урока
1. Беседа по теме урока
Учитель: Сейчас прозвучит произведение, с которым Вы уже знакомы – это романс М.И. Глинки «Жаворонок».
Учитель: А что такое романс и каковы его характерные черты.
Ученики: Романс – это жанр камерной вокальной музыки. Он появился в Испании. Романс – это песня о любви. И не только о любви, но и о других чувствах человека.
Учитель: Романс - (испанское romance, от позднелатинского romanice, буквально - по - романски, т. е. по - испански).
Камерное музыкально - поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.
Учитель: А что Вы можете сказать об инструментальном сопровождении?
Ученики: Инструментальное сопровождение в романсе играет такую же важную роль, как мелодия и поэтический текст. Иногда аккомпанемент, как бы «договаривает» то, о чём поётся в романсе. Как, например, в только что прозвучавшем произведении, мы ясно слышим пение жаворонка, благодаря фортепиано.
Учитель: Мы не случайно так подробно остановились на характерных особенностях жанра романс, потому что сейчас Вы услышите транскрипцию этого романса – фортепианную миниатюру М.А. Балакирева «Жаворонок» и ответите на следующие вопросы:
Какие особенности романса подчёркнуты в транскрипции?
Что нового Вы услышали в этой пьесе?
В какой форме написана транскрипция?
2. Слушание и обсуждение
Ученики: В произведении М.А. Балакирева подчёркнуто вокальное начало. Очень важную роль играют изобразительные интонации аккомпанемента. Изобразительное начало, которое мы слышали во вступлении к романсу М.И. Глинки представлено очень ярко и более виртуозно. Что касается музыкальной формы, то явно прослеживается куплетность, но во втором куплете к концу звучит новый музыкальный материал, которого не было в романсе и который обогащает этот образ и придаёт этой транскрипции «живописное» звучание.
Учитель. Вы совершенно точно отметили живописность и виртуозность этой миниатюры. Так мог написать только тот композитор, который в совершенстве владел инструментом. Вот одно из воспоминаний ученика М.А. Балакирева, В.А. Золотарёва: «Каков был Балакирев как пианист? Только теперь, по прошествии многих десятков лет, могу я ответить на этот вопрос. Игра Балакирева поистине незабываема; и по прошествии полустолетия, слушая лучших пианистов, не можешь не вспомнить об его исполнении. Да, конечно, великолепна та «окраска» звука, которую теперь нередко встречаешь у пианистов. Да, конечно, фортепианная техника теперь далеко ушла вперед и подчас поражает слушателя. Но в том-то и дело, что, слушая игру Балакирева, мы забывали и думать о технике, настолько у него всё было напоено музыкой и настолько легко, непринуждённо, не исключая и самых трудных пассажей, подчинено этой музыке». Но разговор о композиторах – пианистах на этом не заканчивается. И вот следующее высказывание:
3. Беседа по теме урока
«Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне. В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини. Но для начала давайте послушаем Каприс 24 Н. Паганини.
4. Слушание и обсуждение
Учитель: Знакома ли Вам эта музыка?
Ученики: Да, знакома. Мы слушали это произведение на наших уроках.
Учитель: Тогда, может быть, кто-нибудь из Вас вспомнит, а что такое каприс?
Ученики: Определение не вспомню, а вот исходя из музыки, каприс – это произведение изысканное и виртуозное.
Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но давайте внесём ясность в это определение.
Учитель: Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение каприс?
Ученики: Это произведение как будто иллюстрирует только что прозвучавшее определение. Тема причудлива? – Да! Тема капризна? – Да! Изложение блестящее – Да!
Учитель: В какой форме написано это сочинение?
Ученики: В форме вариаций.
Учитель: Вариации - (латинское variatio, буквально - изменение, перемена, разнообразие).Преобразование или развитие музыкальной темы при помощи мелодических, гармонических, полифонических, инструментально-тембровых средств.
Учитель: Ф. Лист написал этюд по капрису 24 Н. Паганини. Послушайте и ответьте на вопрос: почему композитор выбрал жанр этюда для данной транскрипции?
Ученики: Эта пьеса очень виртуозна и демонстрирует высокий технический уровень исполнителя.
IV. Домашнее задание
Учитель: Запишите в тетрадь свои впечатления от этой музыки, какой образ и с помощью каких красок нарисовал нам композитор. Составьте схему развития музыкального образа в форме вариаций.
V. Работа по теме урока (продолжение)
1. Беседа по теме урока
Учитель: Лист боготворил музыку австрийского композитора Франца Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как «Лесной царь», «Серенада», «Форель», «Ave, Maria» и др. В начале нашего урока, Вы отметили, что баллада – это жанр камерной музыки, который может быть представлен как вокальный, так и инструментальный.
Баллада - (итальянское ballare, буквально танцевать). Литературный термин, обозначавший в средние века народную танцевальную песню, позже – песню о драматических событиях, часто с элементами фантастики. В эпоху романтизма перешёл в вокальную музыку.
2. Слушание и обсуждение
Учитель: Вспомните первую интонацию вступления баллады. Можете ли Вы определить характер всего произведения по этой интонации? (Баллада «Лесной царь»).
Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность или напряжение, волнение, тревога?
Ученики: Уже с первых тактов мы чувствуем напряжение, волнение и тревогу.
Учитель: Давайте, послушаем фрагмент этой баллады (слушание).
Наряду с другими произведениями Ф. Шуберта, баллада «Лесной царь» взволновала Ф.Листа и он создал виртуозную транскрипцию «Лесной царь», которую я предлагаю Вам послушать в исполнении пианиста Евгения Кисина в видеозаписи.
Какими средствами передаёт композитор содержание баллады Шуберта?
Ученики: В транскрипции баллада «Лесной царь» заиграла новыми красками. Так звучание темы отчаявшегося отца звучала в низком регистре, а стенания младенца – в высоком. Мне кажется, что от этого баллада только выиграла.
Учитель: Я с уважением отношусь к Вашей точке зрения, но может быть не стоит быть столь категоричными. Что усилил Лист в своей пьесе: лиризм, драматизм, трагизм?
Ученики: Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, правильно было бы сказать, что общее впечатление наполняет душу драматизмом, сцены с Лесным царём более лиричны, а финал – безысходен и потому особенно трагичен.
3. Заключение
Учитель: Каждый раз, знакомясь с новым произведением, мы обращаем пристальное внимание на круг образов и разнообразную палитру чувств, которые передают средствами музыкальной выразительности композиторы. Но какое же это счастье, когда композиторы, стремясь воплотить в своих произведениях сюжетную линию, достигают совершенства и зрелищности, а мы слушатели можем это услышать и понять.
VI. Работа над песней.
Учитель: Я предлагаю продолжить разговор о балладе и познакомиться с произведением Я. Френкеля на слова Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». Анализ произведения.
Слова благодарности за работу на уроке.