Статья Реализация государственно-общественного управления образованием через социальное партнёрство в условиях сельской школы


Реализация государственно-общественного управления образованием через социальное партнёрство в условиях сельской школы
Маранова Вера Станиславовна,
зам. директора по воспитательной работе
МКОУ Октябрьской ООШ
Комсомольского района Ивановской области
Школа в селе - всегда считалась главным центром образования, развития и общения детей. Именно поэтому она всегда была сильна своими традициями, которые поддерживаются и родителями, большая часть которых – тоже выпускники этой же школы. Но в то же время ограниченность других возможностей для развития суживает возможность образовательного пространства для сельских детей в сравнении с городскими. Поэтому закономерно, что школа стремится расширять это пространство с помощью социума, выстраивая партнерские отношения с теми организациями, учреждениями, предприятиями, которые могут способствовать решению образовательных и воспитательных задач, стоящих перед школой, формированию ключевых компетенций. Одновременно такой подход является реализацией требования к современной школе, связанного с развитием государственного общественного управления, ведь сельский социум – это родители учащихся и выпускники школы.
Опыт партнерских отношений в нашей школе имеет богатую историю. Среди партнеров в рамках образовательного пространства нашей школы Дом культуры, сельская библиотека, детский сад «Рябинка», администрация села, Совет ветеранов, ЖКХ, подразделение МЧС, социальные работники.
Так, ограниченные возможности дополнительного образования ученики нашей школы частично компенсируют, посещая творческие кружки на базе Дома культуры. Зато ни один сельский праздник, ни одно мероприятие ДК не обходится без участия детей, причем они не только выступают на сцене, реализуя свой творческий потенциал, но и часто сами пробуют себя в качестве организаторов различных мероприятий для ровесников, малышей и ветеранов (новогодние, пасхальные праздники, Книжкина неделя и др.). Сотрудники Дома культуры и библиотеки работают с детьми не только на своей базе, они с удовольствием приходят и в школу, помогая классным руководителям: проводят беседы к памятным датам, интеллектуально-развлекательные игры и конкурсы. А два крупных ежегодных традиционных мероприятия в селе – День Победы и День села – организуются и проводятся совместными усилиями администрации, Дома культуры и школы. Важно, что дети чувствуют себя в центре социально значимой и личностно значимой деятельности и равноправными со взрослыми участниками творческого процесса, в ходе которого формируются их нравственные ценностные ориентиры.
Давнее сотрудничество у школьников и педагогов с детским садом «Рябинка». Так как в селе только одно дошкольное учреждение, то почти все наши учащиеся являются его выпускниками. И становясь учениками, они не забывают своих воспитателей и малышей: все утренники в детском саду проходят при участии артистов-школьников. Детский сад – один из постоянных объектов деятельности школьного летнего трудового отряда. Ребята благоустраивают территорию, ухаживают за клумбами, ремонтируют игровые и спортивные сооружения на прогулочных площадках. Детский сад также оказывает школе значительную поддержку. В настоящее время в школе нет возможности организовать горячее питание детей - школьный повар готовит в кухне детского сада, для питания школьников выделено помещение под столовую.
В селе активно работает Совет ветеранов. Пожилые жители села, в большинстве своем бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки наших учеников, не только частые гости школьных мероприятий, где они выступают перед ребятами и являются героями истории родного края, но и активные участники школьных проектов «Я – гражданин России», «Свет в окне», «Чудеса села Октябрьский» и др. Иногда ветераны становятся «живыми» экспонатами школьного музея и проводят для школьников Уроки Мужества, Уроки Гражданственности, рассказывая о своей жизни, жизни своей семьи и односельчан. Ребята стараются записать воспоминания ветеранов сохранить в школьном музее, помогают пожилым людям убраться во дворе, сложить дрова, вскопать грядки.
Как известно, в школах сегодня большинство учителей – женщины. Влияние мужского воспитания помогают нам компенсировать бойцы подразделения МЧС, большинство из которых – выпускники нашей школы. С их помощью и помощью работников ЖКХ школьники создали на пустыре после сноса Дома быта сквер с фонтаном и стали победителями областного этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России». Сотрудники 9 пожарного отряда ФПС МЧС – частые гости в школе. Они проводят для школьников беседы и учения по противопожарной, террористической безопасности и гражданской обороне, охотно организуют для школьников экскурсии, знакомят с современной техникой, помогают ребятам готовиться к районным соревнованиям по пожарно-прикладному спорту. А инициатором и организатором этих соревнований вот уже несколько лет является начальник подразделения МЧС с. Октябрьский и выпускник нашей школы А.О.Прытков, бывший капитан сборной школы по туризму и пожарно-прикладному спорту. Ежегодно сотрудники МЧС помогают в организации школьных, районных и участии команды школы в областных соревнованиях по технике пешеходного туризма. А школьники поддерживают своих педагогов-пожарных, выступая вместе с ними в творческих конкурсах и смотрах для сотрудников МЧС. Сегодня в числе выпускников нашей школы и курсанты Ивановского института противопожарной службы МЧС, причем среди них есть и девушка.
Постоянно развивающиеся связи с социумом расширяют круг социальных партнеров школы. Наши новые партнеры, отношения с которыми сложились не так давно, но развиваются при этом довольно успешно – это социальные работники, обслуживающие пожилых жителей села. Инициативные женщины заботятся не только об обеспечении ветеранов необходимыми для жизни продуктами и предметами быта, но и организуют их общение и досуг. Поначалу они привлекали к этой деятельности собственных детей-школьников, но очень быстро круг юных волонтеров расширился. Сегодня они выступают перед ветеранами с концертами, готовят и проводят для них праздники и конкурсы вместе с социальными работниками, помогают пожилым и одиноким людям снова окунуться в активную деятельность, почувствовать себя бодрее и моложе вместе со своими общими «внуками». А дети не только получили еще одну сферу для реализации своего творческого потенциала, но и в деятельности развивают в себе важнейшие нравственные качества - потребность в помощи пожилым, больным и одиноким людям. Яркая развеселая Масленица, с песнями под гармошку, народными играми и забавами, конкурсы «А ну-ка, бабушки!», «Дачница-удачница», «Минута славы» - эта творческая деятельность объединила совместные усилия социальных работников, Совета ветеранов, Дома культуры и школы. Школа ценит такие отношения, и морально поддерживает таких инициативных родителей. Так, 1 сентября на торжественной линейке были отмечены благодарностями И.Н.Малышева и О.А.Шуняева.
Несмотря на то, что село Октябрьский – небольшое поселение, где не осталось стабильно развивающихся промышленных предприятий, где сокращается население и количество учащихся в школе, наши дети живут интересной и насыщенной жизнью, активно готовя себя к взрослой жизни и социальной адаптации. Они развивают свой личностный интеллектуальный, творческий и физический потенциал в совместной деятельности с социальными партнерами школы, которые сегодня уже уверенно чувствуют себя полноправными участниками образовательного и воспитательного процесса.