Доклад на тему «Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
города Пугачёва Саратовской области»



Доклад
на тему
«Работа с одаренными детьми
как один из механизмов управления качеством образования»




Выполнила:
учитель немецкого языка,
I квалификационной категории
Евдокимова Н. В.




Работа с одаренными детьми  – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.
Проблема работы с одаренными детьми - одна из современных задач модернизации образования. Она решается посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача учителя – создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для его самореализации.
Предмет «Немецкий язык» обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь реализуются межпредметные связи (история, литература). Одаренный ученик одарен очень во многом, это помогает ему глубже понять свою будущую специальность, быть эрудитом. Но в условиях обычного обучения одаренному ребенку просто скучно, обучение не соответствует его способностям. Кроме того, одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. А немецкий язык относится именно к такому типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо. Поэтому нужен глубокий индивидуальный подход к таким детям, необходимо строить работу так, чтобы ученики могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.
Одаренные дети легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию нового и самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, креативны. С такими учениками работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. Ведь одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, они предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними надо применять индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные).
А теперь рассмотрим возможные стратегии работы учителя с одаренными детьми:
стратегия повышения интереса к предмету и развития языковых способностей;
использование межпредметных связей;
работа на уроке немецкого языка с аутентичными текстами.
Стратегия повышения интереса необходима для того, чтобы привлечь внимание учащихся к предмету, интересным и познавательным видам речевой деятельности. Для развития языковых способностей и повышения интереса хорошо использовать прием языковой догадки: сложные слова, состоящие из нескольких корней, даются без перевода или с дефиницией на немецком языке. Учащиеся сами должны догадаться о значении слов. При помощи такой методики не только снимаются языковые трудности, но и активизируется познавательная деятельность школьников.
Для усиления на уроках немецкого языка межпредметных связей учитель предлагает одаренным детям включиться в проектную работу. В ней ученик развивает и проявляет свою самостоятельность. Проектный метод развивает языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании.
Тексты из немецких источников – основа для работы на уроке немецкого языка с аутентичными текстами. На основе аутентичных текстов могут создаваться проекты и развиваться интеллектуальные способности учащихся.
Эффективность использования вышеназванных стратегий определяется повышением качества обучения. Если ребенок развивает свои способности по предмету, то и качество его обучения растет.
Таким образом, с точки зрения современной методологии, коммуникативный и проектный методы являются на данный момент наиболее гармоничными и актуальными для обучения языку одаренных детей.
Как известно, один из основных признаков этих методов – творчество учащихся. Именно творческие задания являются признаком современности. Они позволяют по-новому построить работу не только над устными высказываниями, но и при других видах деятельности. Задача преподавателя – интегрировать эти методики, объединив их лучшие стороны применительно к учащимся, в данном случае, одаренным детям.
Так как одаренные дети креативны, использовать и развивать творческие способности таких детей в урочной и внеклассной работе мне помогают следующие виды деятельности:
1. Работа в малых группах;
2. Игровые технологии;
3. Использование ролевых игр;
4. Привлечение учащихся к проектно-исследовательской работе;
5. ИКТ для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации);
6. Технология дебатов и дискуссий;
7. Использование видеоматериалов;
8. Задания творческого и нестандартного характера (придумать загадку, составить кроссворд, ребус; конкурсы сочинений, конкурсы переводчиков, чтецов, рефератов, эссе);
9. Индивидуальное чтение художественной литературы как средство реализации воспитательных задач;
10. Обучение написанию сочинений;
11. Внеклассная работа по предмету: предметные недели, олимпиады, конференции, мероприятия по изучению немецких традиций и т. д.
Мой опыт не содержит принципиальных открытий. Ведь целью обучения иностранным языкам остается обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению. А основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
В системе современного образования работа с одаренными детьми – это неограниченное поле деятельности. При всём при этом нужно помнить, чем раньше педагогам удастся выявить необходимые задатки, развить способности одарённых детей, тем эффективнее будет осуществляться процесс обучения и тем более высокого результата можно достигнуть.
Подробнее мне хотелось бы рассказать о работе в малых группах. За последние годы идеи группового обучения приобрели заслуженную популярность у учителей иностранных языков. Возникает вопрос: чем привлекательна технология группового обучения и почему к ней вернулась популярность именно в последние годы? В течение многих лет школьное обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер.
А групповое обучение основывается на четырех основных принципах: социальное взаимодействие, позитивная взаимозависимость, личная отчетность, равная доля участия каждого.
Все ученики, включая слабых, должны понимать, что происходит на уроке и зачем. Одним из способов достижения данной цели на уроке является предварительный просмотр. Каждую тему или раздел можно начинать с обмена информацией. Was weiЯt du ьder? Этот прием дает возможность каждому ученику внести свой вклад в урок, заинтересовать их, продемонстрировать свои знания. Ту же информацию можно запросить: Was weiЯt du ьber..nicht? Подобная формулировка вопроса усложняет задачу, делает ее более избирательной, придает чувство общности (каждый ученик хоть что-нибудь да не знает). Подбирая задания к аудио, видео и печатному тексту, важно сделать их соревновательными, интересными, разнообразными по форме и содержанию, использовать опоры, подсказки, иллюстрации для снижения трудностей. Например, прочитав текст, вместо ответов на вопросы можно предложить задания, интересные именно для учащихся данной группы.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, я должна еще отметить несколько основных моментов, которые кажутся очень важными.
1. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие.
2. Профессиональный уровень учителя, работающего в школе, предполагает виртуозное владение целым набором предметных методик, реализующих деятельностно-компетентностный подход к обучению.
3. Сверхзадачей педагогов в школьном образовании не является подготовка профессионалов-лингвистов или специалистов гуманитарных наук. Наша главная цель работы –  воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. 
В заключение своего выступления хотелось бы добавить, что конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему.








13PAGE 15


13PAGE 14615




15