Дистанционные образовательные технологии как средство реализации индивидуальной траектории обучающихся (из опыта работы)


Дистанционные образовательные технологии
как средство реализации индивидуальной траектории обучающихся
(из опыта работы)
Современная система образования находится в процессе развития, меняется система управления, стандарты образования, в школы поступает новое компьютерное, интерактивное оборудование. На этом фоне создаются благоприятные условия для внедрения дистанционных технологий в образование. Элементы дистанционного обучения уже используются в МБОУ «Лицей № 17» города Славгорода Алтайского края, которое является стажерской площадкой края по курсу «Экономика» в 10 классах, базовой школой школьного округа и пилотной школой по реализации дистанционных образовательных технологий на базе библиотечно-информационных центров.
Учреждение подключено к системе (АИС) «Сетевой город. Образование», в которой, в том числе, реализуется публикация и доступ и образовательному контенту, автоматизированные средства контроля знаний, создание дистанционных учебных курсов и тестов.
Необходимость внедрения дистанционных технологий обусловлена обеспечением доступности качественных образовательных услуг, которая имеет важное значение для реализации профильного и предпрофильного обучения, работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими затруднения в обучении, работы при неблагоприятных погодных условиях.
Исходя из поставленных цели и задач, в лицее создаются условия для обеспечения технического сопровождения внедрения, администрация работает над повышением квалификации и обеспечением методической поддержки педагогов, внедряющих ДОТ, создана определенная система контроля и мониторинга, разработано нормативно-правовое обеспечение применения ДОТ.
Педагоги работают по внутришкольной модели в системе «Сетевой город. Образование» и в СДО Moodlе.
АИС Сетевой город – автоматическая информационная система. Кроме административных функций, АИС Сетевой город обладает полноценным функционалом по поддержке процесса обучения в полноценной дистанционной форме. При реализации с помощью АИС Сетевой город элементов дистанционного обучения выделяются в его функционале модули, которые используются для организации учебного взаимодействия, выполняя коммуникационные, информационные, обучающие, контролирующие функции:
Почта АИС Сетевой Город. Организатору дистанционного обучения важно знать, что почтовая система поддерживает функцию почтовой рассылки, позволяя в качестве получателя выбрать целую группу пользователей: учителя, учащиеся, класс.
Форум. Кроме почты, в системе есть доступный всем пользователям форум. Форум полезен для публичного обсуждения различных тем, учебного или воспитательного содержания.
Каталог ссылок. Позволяет организовать каталог школьных ресурсов (мини-портал). В каталоге можно создавать как ссылки на файлы и папки в локальной сети, так и ссылки в сети Интернет, вносить описания ссылок; можно создавать разделы и подразделы любой вложенности.
В модели дистанционного обучения разделы первого уровня каталога соответствуют названиям изучаемых в школе предметов, третий уровень – изучаемым в данномклассе по данному предмету темам.
Портфолио проектов. Внешне портфолио проектов выглядит как страница со структурированными по тематическим разделам материалами – ссылками и файлами.
Учебный курс. Это технология, включающая возможность интеграции системы с обучающими дисками сторонних разработчиков или с другими системами обучения и тестирования. У учителя, внедряющего элементы дистанционного обучения, есть возможность создания собственного учебного курса с помощью встроенных средств АИС Сетевой город. Он позволяет достаточно просто решить большинство задач, которые стоят перед учителем в ежедневной работе.
Учебный курс, созданный в АИС Сетевой город, состоит из лекции с текстовым материалом, который может содержать картинки и анимации, и тестов, которые обеспечивают проверку усвоения информационной части учебного курса. Учитель назначает ученику работу с учебным курсом и может контролировать ее успешность.
СДО Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, которая позволяет организовать виртуальное обучение посредством веб-технологий.
Полноценный учебный курс состоит из: инструктивного блока, информационного блока (системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока (механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино.
Внедрение дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей № 17» осуществляется по следующей схеме:
Повышение квалификации педагогов.
Эта работа осуществляется через курсы повышения квалификации на базе АКИПКРО и стажерских площадок, педсоветы, обучающие семинары по работе в системах «Сетевой город. Образование» и Moodlе, индивидуальные консультации по созданию курсов.
II. Подготовка и апробация курсов.
В течение двух лет разработаны и апробированы интегрированные учебные курсы по предметам:
Наименование
предмета
Класс (параллель) Полное и точное
наименование
дистанционного
учебного курса
Место
расположения:
Направленность
курса:
Доля
учебной
программы c ДОТ
География
6 География.
Начальный курс Сетевой
город.
Образование Предмет
учебного плана
20%
Русский язык
8,9 Тайны русской грамматики Сетевой
город.
Образование Работа содарёнными
детьми 16%
Химия
10-11 Органическая химия Сетевой
город.
Образование
Углубленное изучение, подготовка к ЕГЭ 20%
Английский язык
6 Английский язык.6 класс Сетевой
город.
Образование Предмет
учебного плана
20%
Физика
9,11 Механические колебания Сетевой
город.
Образование Предмет
учебного плана
16%
Биология
10,11 Подготовка к ЕГЭ по биологии Сетевой
город.
Образование
Мoodle на
площадке
lms.alted.ruУглубленное изучение, подготовка к ЕГЭ 24%
Контроль внедрения ДОТ осуществляется на уровне края и муниципалитета один раз в полугодие (выявляется степень удовлетворенности участников образовательного процесса, проводится мониторинг качества образования и технического состояния).
III. Диссеменация опыта.
Опыт, полученный при апробации курсов, предлагается коллегам в городе. Для них был проведен обучающий семинар по ДОТ, мастер-классы по разработке практических курсов по предметам. В рамках сетевого взаимодействия проводятся дистанционные олимпиады. Представляют свой опыт педагоги на муниципальных, окружных, всероссийских научно-практических конференциях, в краевом педагогическом сообществе, в работе общественной организации «Педагогическое общество России» по разработке и внедрению новых педагогических технологий и организационных форм обучения, на Четвертом Всероссийском Слете учителей.
В перспективе работы предполагается обеспечение доступности образования вне зависимости от места проживания и состояния здоровья учащихся, повышение качества образования на всех ступенях обучения, интеграция учебных курсов для осуществления инклюзивного образования, осуществление сетевого взаимодействия участников образовательного процесса округа, города, края.
Список литературы:
Приказ №892 от 04.03.2013г Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края «Об утверждении Реестра базовых школ Алтайского края»;
Приказ Комитета администрации г.Славгорода по образованию и делам молодежи от 02.10.2012г. №371 «Об определении базовых школ и школьных округов»;
Информационное письмо Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 11.03.2013г. № 537 «О результатах конкурсного отбора в рамках инновационной инфраструктуры системы образования Алтайского края»;
Методические рекомендации «Организация обучения школьников с использованием элементов дистанционного обучения», КГБОУ ДПО АКИПКРО, Барнаул, 2012г