Практико-ориентированный проект Самообразование и самосовершенствование как основа профессионального мастерства


Автономная некоммерческая организация дополнительногообразования «Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»
Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста
/практико-ориентированный проект/
Слушатель: Некипелов Евгений Степанович
Группа: У-13
Омск-2016
Введение
Модернизация образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста.
Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого учителя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.
Актуальность исследования
 Современная образовательная ситуация, характер системных изменений, особенно значимо проявляется в период смены образовательной парадигмы, в условиях перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации.
Центральной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагога. Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание на процессе самообразования учителя.
Исходя из этого, самообразование преподавателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов, отсутствие доступа к источникам информации, особенно к Интернету и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Новизна исследования
 Заключается в том, что была сделана попытка разработать траекторию непрерывного образования моего профессионального роста, как педагога.
Цель: Опираясь на результаты научных исследований по проблеме самообразования, разработать основные подходы к своему профессиональному росту.
Задачи:
Выявить требования к личности и профессиональной деятельности современного педагога и определить сущность понятия «личностно-профессионального роста» педагога.
Определить тенденции и особенности самообразования педагога в современных условиях развития системы образования.
Обосновать средства и условия, обеспечивающие личностно-профессиональный рост педагога в процессе самообразования.
Наметить пути эффективного управления процессом профессионального роста педагога.
Открыть новые возможности самообразования. Нацелиться на творческий подъем и эффективную реализацию педагогических идей.
Гипотеза
Самообразование педагога становится условием его личностно-профессионального роста, если:
самообразовательная деятельность имеет концептуальное обоснование, осуществляется как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, а также способами творческой педагогической деятельности;
система самообразования способна порождать личностные ценности и смыслы профессии и жизни; наполнена личностно значимым содержанием; регулируется принципами субъектности, профессионализма, творчества, индивидуализации;
реализуется комплекс педагогических условий, которые обеспечивают эффективное функционирование самообразовательной деятельности: конструирование программы самообразования, моделирующей профессионально-творческую деятельность педагога; реализация ценностно-смысловых и деятельностно-рефлексивных механизмов его личностно-профессионального роста.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анализ учебных программ;
обобщение эффективного педагогического опыта;
наблюдение, беседы (интервью, анкетирование);
анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности педагогов.
Самообразование. Характеристика процесса
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Ожегов дает такое определение: Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Самообразование будет продуктивным, если в процессе реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, аследовательно, является открытым для изменений; педагогическая рефлексия станет необходимым атрибутом учителя-профессионала; программа профессионального развития учителя будет включать в себя исследовательскую, поисковую деятельность; если будет осуществляться взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Профессиональное самообразование – динамический и непрерывный процесс. Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя. В классификации Р.Фуллера выделяется три стадии:
стадия «выживания» - на первом году работы в школе;
стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5 лет работы;
стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.
Первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий этап отличается возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа.
Работа должна начинаться с формирования мотивации на самообразование, обеспечивающее активную поисково-познавательную и творческую деятельность учителя.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим » или «плохим».
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, надбавки, а может даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно.Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно сам учиться? Вправе ли он тогда преподавать?
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Формы самообразования учителя:
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
коллективная, направленная на активное участие группы педагогов в методической работе
Конкретные формы работы определяются педагогом совместно с администратором, ответственным за методическую деятельность в ОУ.
Участниками процесса самообразования являются:
директор,
завучи по учебным и воспитательным процессам,
руководители структурных подразделений (заведующие отделениями),
методисты,
председатели методических объединений,
педагогический коллектив
и конечно, самое главное лицо – сам педагог.
Администрация и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования педагога, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбора и анализа отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом, а также проводят конкурсы педагогического мастерства. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам показать лучшие результаты самообразования преподавателей за рамками педагогического коллектива учебного заведения. На основании гласного обсуждения работы педагога могут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих преподавателей.
Если в учебном заведении методические объединения работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все преподаватели выбирают «Тему, над которой работает преподаватель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения.Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения дисциплине, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
По окончании работы над темой каждый преподаватель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Обратите внимание на Карту самооценки работы преподавателя по теме самообразования. ( Приложение 1)
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования
•Систематический просмотр определенных телепередач
•Чтение конкретных педагогических периодических изданий
•Чтение методической, педагогической и предметной литературы
•Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
•Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
•Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
•Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
•Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
•Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
•Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
•Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
•Изучение информационно-компьютерных технологий
•Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
•Общение с коллегами в техникуме, районе, городе и в Интернете.
•Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
Следующий этап - создание плана самообразовательной работы. Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Источники самообразования
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Источники информации:
Телевидение
Газеты, журналы
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация на различных носителях
Платные курсы
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Курсы повышения квалификации
Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Результаты самообразования учителя на некотором этапе:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования.
апробирование новых форм, методов и приемов обучения.
доклады, выступления.
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
разработка и проведение открытых уроков по новаторским технологиям.
создание комплектов педагогических разработок.
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, по исследуемой теме.
Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности ( Приложение 2 – «Памятка педагогу по самообразованию и самосовершенствованию»). Как вы можете увидеть в конце граф памятки оставлены многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в учебном заведении. Креативный преподаватель дополнит этот список собственными направлениями.
На основании вышеперечисленных граф и пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый преподаватель может составить личный план самообразования, особенно это важно сегодня, так как именно профессиональному росту уделяется много внимания Министерством образования РФ.
Свои результаты учитель отображает в портфолио (Приложение 3- Структура портфолио). Портфолио является одной из форм прохождения аттестации педагога.
Основными критериями самообразования учителя являются:
эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников).
творческий рост учителя.
внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Заключение
Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития. Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.
Самообразование становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой оно является объектом рефлексии (самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида). Современную школу создает учитель творческого типа, способный к реализации своих потенциальных возможностей, приоритетом которого является внутренняя, содержательная мотивация. Самообразование, и как следствие, профессиональный рост педагога становятся основой для эффективного педагогического труда, и помогает значительно повысить качество образования в школе.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности преподаватель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать будущих специалистов.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует преподаватель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание преподавателя работать над собой и его способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Поэтому необходимо постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться.
“… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно”.
Литература
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989
Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956
Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Владивосток: ПИППКГС, 1997
Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317
О.Б. Даутова, С.В. Христофоров Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987
Клименко Л. Н. Профессиональное самообразование педагога // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 30-39
Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя. М., 1990
Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1997. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989
Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. М., 1989
Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986
Толстой Л.Н. Полноесобр. соч. М.; Л., 1934. Т. 46
Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. М., 1952
Приложение 1
Карта самооценки работы преподавателя по теме самообразования
в 200__ - 200__ учебном году
Ключ к оценке:
0 баллов – признак отсутствует (критический уровень);
1 балл – признак присутствует, но уровень проявления до 50 % (допустимый уровень);
2 балла – признак присутствует (уровень оптимальный).
Индикаторы качества разработки творческого отчета Количество баллов
(1-3) Выводы Примечание, предложения
0 1 2 Осознание места и актуальности собственной научно-методической темы в общем направлении научно-методической работы учреждения Методическая грамотность и логичность изложения материала, чуткость к противоречиям и решаемой проблеме Степень изученности современного состояния вопроса (проблемы) педагогом Опора в работе на современные и актуальные прошлые психолого-педагогические и специальные исследования, материалы ученых и исследователей по проблеме Целесообразность проведенных теоретических исследований
( анализ понятий, пед. теорий, подходов, концепций и др.) Выявление автором научного аппарата и оперирование им в рассматриваемой области. Уровень разработки научного аппарата темы Наличие и результативность диагностических исследований Описание преподавателем результатов собственной профессиональной деятельности по решению проблемы на аналитическом уровне, степень актуальности полученных результатов Целесообразность и продуктивность эмпирических исследований для повышения эффективности образовательной деятельности Четкое структурирование работы Наличие приложения, его целесообразность и полнота Общее количество баллов по каждому индикатору Приложение 2
center535305
Приложение 3
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Раздел портфолиоСодержание раздела
Общие сведения об учителе - Ф.И.О., год рождения учителя;
- Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому)
- Общий трудовой и педагогический стаж. Педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении
- Повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы, год, месяц, проблематика)
- копии документов, подтверждающих прохождение курсов, копии документов, подтверждающих наличие ученых и почётных званий)
- Информация о государственных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах
- копии дипломов различных конкурсов
- Другие документы по усмотрению учителя
Результаты
педагогической деятельности
(материалы этого раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определённый период) - Материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных и профессионально-специальных программ, сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам;
- сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов знаний, участие в техникумовских и районных олимпиадах, конкурсах;
- результаты промежуточной аттестации;
- результаты итоговой аттестации;
- наличие среди студентов отличников;
-данные о поступлении студентов в вузы по специальности.
Научно-методическая деятельность
(в этот раздел помещаются методические материалы свидетельствующие о профессионализме педагога) - образовательные программы и описания комплектов учебно-методической литературы с обоснованием выбора;
- описание используемых образовательных технологий с обоснованием выбора;
- средства педагогической диагностики для оценки педагогических результатов;
- описание способов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе; описание технологий обучения детей с проблемами развития
- материалы о самообразовании учителя (отчет, план, описание работы и др.)
- отчет о работе в районном и техникумовском МО
- информация об участиях в профессиональных конкурсах;
Обобщение
опыта - участие в методических и предметных неделях
- организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.
- проведение научно-исследовательских работ;
- разработка авторских программ, научно-методических материалов
- публикации учителя
- творческие отчёты, рефераты, статьи, доклады
- материалы диссертации (при наличии)
Внеурочная
деятельность
по предмету - список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и т.д.
- сценарии внеклассных мероприятий, фото- и видеоматериалы по проведённым мероприятиям;
- другие документы, характеризующие внеурочную деятельность по предмету
Результаты
деятельности
педагога как классного
руководителя - итоги психолого-педагогического мониторинга в группе;
- занятость учащихся во внеурочное время,
- деятельность органов студенческого самоуправления;
- работа с родительской общественностью;
- динамика правонарушений в группе;
- отзывы родительской общественности о деятельности педагога;
- отзывы учащихся о деятельности педагога;
Учебно-материальная
база - список наглядных пособий
- информация о регулярно используемых технических средствах обучения;
- использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения;
- использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений и т.п.
Приложение 4
Алгоритм работы над темой самообразования
Подбор темы
Определение целей и задач
Дата начала работы над темой
Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
Подбор источников самообразования
Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название темы
цели
задачи
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
Приложение 5
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА
НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема:_________________________________________________________
Дата начала работы над темой _____________________________________________
Предполагаемая дата окончания работы над темой ___________________________
ЦЕЛЬ: ___________________________________________________________________
Задачи: ____________________________________________________________________
Примерные задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
Разработать перспективный план работы с детьми;
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете по теме: «_____________________________________»;
Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «___________________________________________________________________»;ЭТАПЫ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
СРОКИ
ФОРМА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Диагностический
1. Анализ затруднений.
2. Постановка проблемы.
3.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
2. Прогностический
1. Определение цели и задач
работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов.
3. Практический
1. Внедрение передового педагогического опыта;
системы мер, направленных на решение проблемы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
4. Корректировка работы.
4. Обобщающий
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов
работы по теме.
3. Представление материалов.
5. Внедренческий
1. Использование опыта самим педагогом в процессе
дальнейшей работы.
2. Распространение опыта среди коллег.
Практические выходы, например:
1.Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
Тема: «______________________________________________________________»;2.Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.
Тема: «______________________________________________________________»;3.Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: «________________________________________________________»;4.Оформление папки-передвижки.
Тема: «_____________________________________________________________»;5.Выставка работ.
Тема: «____________________________________________________________»;6.Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема: «______________________________________________________________»;7.Проект. Тема: «______________________________________________________»;Отчёт о проделанной работе за учебный год
Используемая литература
Выводы