Статьяна тему Интеграция на уроках истории


Метапредметная связь как повышение качества урока.
Основная задача модернизации Российского образования- повышение его доступности, качества и эффективности. Метапредметная связь в процессе усвоения школьных программ, как известно способствует повышению качества, т.к. предполагает активизацию внимания учеников , позволяет выстраивать нестандартные, нескучные уроки, содействует неоднократному повторению одних и тех же сведений, полученных на различных уроках. Но главное, материал, преподнесённый с использованием объектов изучения таких предметов как изобразительное искусство, музыка, литература воздействует на чувства ребёнка, и, как утверждают психологи, то ,что задело за душу, запомнится надолго.


Метапредметная связь может быть реализована как элементом в структуре урока, так и интегрированным уроком в целом. Приведу пример метапредметной связи как элемента урока. На данной фотографии вы видите фрагмент урока истории в 7кл. По теме «Культура 18 в.» ученица воспроизводит материал с использованием изображений архитектурных зданий, а также реализуя знания, которые были получены на уроках изобразительного искусства и пригодятся в дальнейшем на уроках технологии при выполнении элемента учебной программы, связанном с моделированием. Интеграция истории и изобразительного искусства определяется следующими соображениями: изучение истории через анализ художественного произведения, сбор дополнительной информации, выяснение вопросов, вызывающих интерес- всё это позволит учащимся постичь всю сложность исторической эпохи, её колорит, пережить ощущение «седой старины», получить эстетическое наслаждение при работе с произведениями изобразительного искусства. Раскрытие явлений реального мира через зрительные образы, так например запечатлённые в картине Репина «Иван грозный убивает сына» или «Покорение Ермаком Сибири», «Переход Суворова через Альпы» Сурикова и мн. др. способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, прочному запоминанию исторических фактов, воспитанию патриотизма и др. вечных духовных ценностей.


Бесценным вкладом в дело изучения истории вносит такой предмет как литература. Любое событие русской да и зарубежной истории можно проиллюстрировать ёмкими стихами, ведь поэты всегда очень остро реагируют на судьбоносные события, глубоко и точно анализируя их суть . Вот например стихи С. Островой можно предложить выучить и прочитать на уроке по теме Советский тыл в годы Великой Отечественной войны:
Это было в Краснодоне,
В грозном зареве войны,
Комсомольское подполье
Поднялось за честь страны.
Не найдут враги покоя,
Не опомнятся никак,
Над управой городскою
Кто-то поднял красный флаг.
При изучении Исторического краеведения большое воздействие на чувства и умы ребят производят стихи В.В. Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка»:
…Сливеют губы
с холода,
Но губы
шепчут в лад:
Через четыре
года
здесь
будет
город-сад!...................……………… Здесь
встанут
стройки стенами
Гудками,
Пар, сипи.
Мы
В сотню солнц
Мартенами
Воспламеним Сибирь.
Интегрированный урок также срабатывает очень эффективно на качественное усвоение учебного материала .Например, излагая материал о жизни различных сословии России 19в. рационально привлечь картину «Неравный брак», сопроводив анализ мелодией «У церкви стояла карета».

Примером интегрированного урока может послужить нестандартный урок «Народы Сибири в 17 в.», изложенный в методическом пособии Е. Н. Сорокиной «Нестандартные уроки истории». В нем прослеживается прочная связь между предметом истории , географии, литературы. Открыв данный урок эпиграфом :
Из века в век, из века в век
Шёл крепкий русский человек
На дальний Север и Восток Неустрашимо, как поток.
мы сразу привлечём внимание ребят к теме. А далее необходимо продумать логичное, гармоничное слияние дидактического материала предметов.
Всё это открывает широкие возможности для эмоционально-образного восприятия изучаемых событий и явлений.