Рабочая программа по кружку Духовно-нравственная культура народов России (5-6 классы)


Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования предполагается изучение предметной области «Духовно-нравственная культура народов России».
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Российское государство – союз многих народов, каждый из которых имеет свою многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. Конституция РФ признает национальное и конфессиональное многообразие российского общества, гарантирует уважение к людям любого вероисповедания и национальной принадлежности.
Существование государства, общества, системы образования невозможно без учета всех перечисленных особенностей современного общества. Поэтому школьники должны приобретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать правила общественной жизни, нормы морали.
Цели и задачи:
- развитие представлений школьников о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
– развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного
отношения к людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой; – воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли
религий в развитии культуры общества и конкретного человека;
- воспитание способности к восприятию накопленной разными народами
духовно-нравственной культуры;
- осознание того, что человеческое общество и
конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному;- формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности
зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;
- осознание того, что современная духовно-нравственная культура является
наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;
- формирование убеждения в том, что отношение к члену общества
определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Предмет «Духовно-нравственная культура народов России»  в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, обществознанием, литературой, историей, изобразительного искусством.
  Предмет «Духовно-нравственная культура народов России» изучается на ступени основного общего образования  в  5 - 6 классе  в объеме по 34 часа, исходя из 1 часа в неделю.
Результаты   изучения содержания курса
Предметные результаты:
- овладение целостными  представлениями  о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и  вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в  духовное величие российской культуры внесли традиционные религии и культурные особенности разных народов;
-  умение различать   народы, описывать памятники  культуры и культурные традиции,  используя основные и дополнительные источники информации;
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
Деятельности;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты:
 - способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные  взгляды и оценки, вести конструктивный диалог, работать в коллективе;
- умение проводить поиск информации в научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь, культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам;
- овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
построение рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров.
Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей  родной культуре;
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире;
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви кродному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
К концу обучения учащиеся научатся:
- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры изпрочитанных текстов;
- Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах;
- Выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
- Оценивать поступки героев, их поведение с точки
зрения нравственных ценностей;
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного
текста, произведения живописи, иконописи;
- Оценивать поступки реальных лиц, героев литературных произведений и
фольклора, высказывания известных личностей;
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии сучебной задачей;
- Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека;
- Оценивать свои поступки, исходя из знания правил нравственности и этики.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ Темы занятий Дата планируемая Дата фактическая
1 Россия – наша Родина 2 Символы России 3 Достопримечательности России 4 Семь чудес России 5 Города воинской славы России 6 Россия – многонациональная держава 7 Как все начиналось. Древняя Русь 8 Как всё начиналось. Народы Севера 9 Путешествие в Карелию и Республику Коми 10 Как всё начиналось. Народы Поволжья и Приуралья11 Путешествие в Татарию и Калмыкию 12 Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа 13 Путешествие в Карачаево-Черкессию и Северную Осетию 14 Как всё начиналось. Народы Сибири и Дальнего Востока 15 Путешествие в Бурятию и Якутию 16 Путешествие в Биробиджан 17 Величие многонациональной российской культуры. Диалог культур 18 Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 19 Образцы нравственности в культуре Отечества 20 Что значит «быть нравственным» в наше время? 21 Воспитание толерантности 22 «Береги землю родимую, как мать любимую» 23 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России 24 Жизнь ратными подвигами полна 25 Семья – хранитель духовных ценностей 26 Бережное отношение к природе 27 В труде – красота человека. Люди труда 28 Что нам стоит дом построить 29 Приглашаем к праздничному столу 30 Заглянем в бабушкин сундук 31 Народные промыслы 32 Народное творчество: танцы, былины, стихи, песни 33 Защита проектов 34 Итоговое занятие Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ Темы занятий Дата планируемая Дата фактическая
1 Россия – наша Родина 2 Россия – многоконфессиональное государство 3 Традиционные религии России 4 Жизнь Иисуса Христа 5 Крещение Руси 6 Войдем в православный храм 7 Храмы России 8 Монастыри России 9 Православные иконы 10 Жизнь великого Будды 11 Войдем в буддийский храм 12 Культурные традиции буддизма 13 Жизнь пророка Мухаммеда 14 Войдем в мечеть 15 Культура ислама 16 Войдем в синагогу 17 Иудаизм и культура 18 Народные праздники 19 Религиозные праздники 20 Государственные праздники 21 Дни воинской славы России 22 Знаменитые сражения Великой Отечественной войны 23 Герои войны – наши земляки 24 Великая Отечественная война в стихах 25 Песни Великой Отечественной войны 25 Великие имена в истории культуры России 26 Великие имена в истории культуры России 27 Вклад наших земляков в Отечественную культуру 28 Вклад наших земляков в Отечественную культуру 29 Достопримечательности Орла и Орловской области 30 Исторические места Колпнянского района 31 Олимпийские игры в Сочи 2014 г. 32 Хранить память предков 33 Защита проектов 34 Итоговое занятие Содержание программы
Россия – наша Родина. Природные и географические особенности России. Форма правления. Органы власти. Форма территориального устройства. Административное деление РФ. Государственная символика РФ. Русский язык – государственный язык РФ. Москва – столица России. РФ – многонациональное и многоконфессиональное государство. Крупные города.
Символы России. Неофициальные символы России: Красная Площадь, Кремль, лапти, самовар, балалайка, береза, матрешка и другие.
Достопримечательности России. Московский Кремль. Красная Площадь. Храм Христа Спасителя. Храм Василия Блаженного. Зимний дворец. Медный всадник. Вотчина Деда Мороза. Мамаев курган. Родина-мать. Большой и Малый театры и другие.
Семь чудес России. Озеро Байкал. Долина гейзеров. Столбы выветривания. Гора Эльбрус. Мамаев курган и Родина – Мать. Собор Василия Блаженного. Дворцовый ансамбль в Петергофе.
Города воинской славы России. Москва. Орел. Сталинград. Санкт-Петербург. Белгород. Курск. Владикавказ. Малгобек. Ржев. Ельня. Елец. Воронеж. Луга. Полярный. Ростов-на-Дону. Туапсе. Великие Луки. Великий Новгород. Дмитров. Вязьма. Кронштадт. Наро-Фоминск. Псков. Козельск. Архангельск. Волоколамск. Брянск. Нальчик. Выборг. Калач-на-Дону. Владивосток. Тихвин. Тверь. Анапа. Колпино. Старый Оскол. Ковров. Ломоносов. Таганрог. Петропавловск-Камчатский. Малоярославец. Можайск. Хабаровск.
Россия – многонациональная держава. Народы, проживающие на территории РФ, их права. Особенности многонационального государства. Особенности национальной политики РФ.
Как все начиналось. Древняя Русь. Восточно-славянские племена. Их образ жизни, занятия. Формирование русской нации, ее отличительные особенности.
Как все начиналось. Народы Севера. Народы, населяющие Север России. Их занятия, образ жизни, обычаи, нравы.
Путешествие в Карелию и республику Коми. Карелия: достопримечательности, культура, традиции. Республика Коми: достопримечательности, культура, традиции.
Как всё начиналось. Народы Поволжья и Приуралья. Народы, населяющие Поволжье и Приуралье. Их занятия, образ жизни, обычаи, нравы.
Путешествие в Татарию и Калмыкию. Республика Татарстан: достопримечательности, культура, традиции. Республика Калмыкия: достопримечательности, культура, традиции.
Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа. Вхождение народов Северного Кавказа в состав России. Народы, населяющие Северный Кавказ. Их образ жизни, занятия, культура, нравы и обычаи.
Путешествие в Карачаево-Черкессию и Северную Осетию. Карачаево-Черкессия: достопримечательности, культура, традиции. Северная Осетия: достопримечательности, культура, традиции.
Как всё начиналось. Народы Сибири и Дальнего Востока. Освоение и колонизация Сибири и Дальнего Востока. Народы, населяющие Север, Сибирь и Дальний Восток. Их образ жизни, занятия, культура, нравы и обычаи.
Путешествие в Бурятию и Якутию. Бурятия: достопримечательности, культура, традиции. Якутия: достопримечательности, культура, традиции.
Путешествие в Биробиджан. История евреев в России, их культура и традиции.
Величие многонациональной российской культуры. Диалог культур. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.). Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов. Уважительное отношение к представителям других культур. Взаимодействие культур. Взаимное обогащение культур.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Представления о добре и зле. Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Мораль. Нравственность. «Золотое правило нравственности». Долг и совесть. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Справедливость и милосердие. Ценные качества человеческой души. Cмысл жизни.Образцы нравственности в культуре Отечества. Герои русских былин. Князья – защитники Русской земли.
Что значит «быть нравственным» в наше время? Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Нравственные качества человека.
Воспитание толерантности. Уважительные отношения с представителями других национальностей и религий.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Защита Родины. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.). Военная служба. Воинский долг.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.)
Жизнь ратными подвигами полна. Понятие «подвиг». Примеры из истории Отечества.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
Бережное отношение к природе. Необходимость бережного отношения к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России и Орловской области. Животные, птицы, растения, занесенные в Красную Книгу.
В труде – красота человека. Люди труда. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Что нам стоит дом построить. Особенности строительства жилищ у разных народов. Зависимость внешнего вида и внутреннего убранства жилища от климатических и географических особенностей
жизни народа. Жилища народов Севера, центральной части и юга России.
Приглашаем к праздничному столу. Кухня народов России. Застольные традиции.
Заглянем в бабушкин сундук. Национальные костюмы народов России.
Народные промыслы. Хохломская роспись. Палехская миниатюра. Городецкая роспись. Гжель. Вологодское кружево. Коргопольская игрушка. Матрешка. Павлопосадские платки и другие.
Народное творчество: танцы, былины, стихи, песни. Фольклор народов России.
Защита проектов. Защита проектов учащимися.
Итоговое занятие. Подведение итогов.
Содержание программы
Россия – наша Родина. Природные и географические особенности России. Форма правления. Органы власти. Форма территориального устройства. Административное деление РФ. Государственная символика РФ. Русский язык – государственный язык РФ. Москва – столица России. РФ – многонациональное и многоконфессиональное государство. Крупные города.
Россия – многоконфессиональное государство. Особенности многоконфессионального государства.
Традиционные религии народов России. Христианство. Ислам. Буддизм. Иудаизм. История возникновения и распространения мировых религий на территории России. Народы, исповедующие эти религии.
Жизнь Иисуса Христа. Библейские истории о рождении и жизни Иисуса Христа.
Крещение Руси. История принятия христианства князем Владимиром. Распространение православной веры.
Войдем в православный храм. Православный храм. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Храмы России. Храм Василия Блаженного. Храм Христа Спасителя. Храм Покрова на Нерли и другие.
Монастыри России. Соловецкий монастырь. Ферапонтов монастырь. Кирилло-Белозерский монастырь. Новоиерусалимский монастырь.
Православные иконы. Владимирская икона Божией матери. Казанская икона Божией материи и другие.
Жизнь великого Будды. Рождение и детство Будды. Особенности его воспитания.
Войдем в буддийский храм. Буддийский храм – место ритуальных обрядов и молений. Внешний и внутренний вид буддийского храма.
Культурные традиции буддизма. Культурные особенности буддизма. Искусство танка.
Жизнь пророка Мухаммеда. Основные факты и события из жизни Пророка Мухаммеда.
Войдем в мечеть. Исповедующие ислам приходят в мечеть для молитвы и поклонения Всевышнему. Внешний вид и внутреннее убранство мечети.
Культура ислама. Вклад мусульман в развитие культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Исламский календарь.
Войдем в синагогу. Синагога – место молитвенных собраний евреев. Особенности внешнего вида и внутреннего убранства синагоги.
Иудаизм и культура. Тора – Пятикнижие Моисея. Еврейский календарь.
Народные праздники. Масленица. Троица. Иван – Купала. Праздник Коляды. Святки. Новый год. Шмуэль-тряпичник. Цаган Сар – калмыцкий праздник весны. Навруз – день встречи Нового года и праздник весны. Пурим – еврейский праздник радости и ликования.
Религиозные праздники. Рождество – праздник рождения Иисуса Христа . Пасха – день Святого воскресения. Курбан-байрам. День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. Весак – день рождения, просветления
и ухода из человеческой жизни Будды.
Государственные праздники. День России. День защитника Отечества. Международный женский день. День народного единства и согласия. День Конституции.
Дни воинской славы России. Памятные даты в истории России.
Знаменитые сражения Великой Отечественной войны. Московская битва. Сталинградская битва. Сражение на Курской дуге. Героическая блокада Ленинграда.
Герои войны – наши земляки. Герои ВОВ – уроженцы Колпнянского района.
Великая Отечественная война в стихах. Стихи о Великой Отечественной войне.
Песни Великой Отечественной войны. Песни о Великой Отечественной войне.
Великие имена в истории культуры России. Знаменитые российские ученые, писатели, художники, музыканты.
Вклад наших земляков в Отечественную культуру. Знакомство с деятельностью известных людей нашего края. Орловский край – родина и место жительства многих известных писателей, художников, внесших свой вклад в развитии отечественной культуры.
Достопримечательности Орла и Орловской области. Знаменитые усадьбы и другие памятники культуры в Орле и Орловской области.
Исторические места Колпнянского района. Усадьба художника Шварца - Белый Колодезь. «Замок» Охотникова. Усадьба физика Краевича в Ярище. Сквер Героев в поселке Колпны и другие.
Олимпийские игры в Сочи 2014 г. Сочи - столица зимней Олимпиады 2014 г. Стадионы и спортивные площадки. Талисманы Олимпиады. Российская сборная. Призеры Олимпиады.
Хранить память предков. Восстановление и сохранение памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Знаменитые музеи и картинные галереи России.
Защита проектов. Защита проектов учащимися.
Итоговое занятие. Подведение итогов
Темы проектов
5 класс
Мой любимый город
Памятники всемирного наследия в России
Костюм Орловской губернии
Красная книга Орловской области
Подвиг
Герои русских былин
Правила поведения, отраженные в народных сказках
Ливенская гармошка
Елецкое кружево
Необычные памятники России
Парк «Орловское полесье»
6 класс
Мой любимый праздник
Герои ВОВ в моей семье
Московская Олимпиада 80
Награды ВОВ
Храмы и церкви Орла и Орловской области
Мой знаменитый земляк
Православные святые
Знаменитые полководцы России
Военный орден в моей семье