Авторский конспект урока по русскому языку Заглавная буква в именах собственных


Конспект урока по русскому языку в 1-В классе
Дата: 13.02.17
Провела: Годованюк К.С.
Тема: Заглавная буква в именах собственных.
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой - заглавной буквой в именах, отчествах и фамилиях, в кличках животных; формировать представление о названия стран, городов, сёл, улиц, рек; учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных; развивать внимание, речь, память, орфографическую зоркость; воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию; расширять кругозор учащихся.Задачи:
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
МетапредметныеПознавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
-формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- формировать умение концентрировать внимание;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Образовательные:
Формирование навыка правописания большой буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных.;Развивающие: Развивать умение находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать у обучающихся логическое мышление, внимание.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, формировать коммуникативные навыки и познавательный интерес к самостоятельному чтению книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Проверка правильной посадки.
Учитель настраивает на хорошую работу.
Посмотрите.Я сижу на урокеМне хорошо и спокойно.У меня хорошая память.Я быстро все запоминаю.Сейчас я начну работать,Я рад этому!У меня все получится,Все будет хорошо!
II. Чистописание.
1. Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.
– Откройте тетради и запишите число и предложение «Классная работа.»– В каких буквах встречаются эти элементы? (А Г Т П Л Р)
– На какие группы возможно разделить буквы?
– На какие группы можно разделить согласные буквы? (парные Г Т П и непарные Л Р)
– Можно ли согласные разделить по- другому? (глухие Т П, звонкие Л Р Г)
– По элементам разделены буквы. (А Л) (Г Т П Р)
– Какие буквы добавите в каждую группу? М (У Ф)
– Выберите группу букв. Эти буквы пропишите. (АЛМ РПТГ) – варианты
– Прежде чем приступить к написанию букв, сделаем разминку для пальцев.
2. Пальчиковая гимнастика.
Упражнение для развития тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук.
Две веселые лягушкиНи минутки не сидят.Ловко прыгают подружки,Только брызги вверх летят.
– Что нужно помнить, когда будем прописывать буквы. (о наклоне и высоте букв)
– Пропишите всю строчку.
III. Проблемная ситуация.
– Прочитайте про себя слова.
земля Земля зима Зима рыжик Рыжик– Возможно ли так такое?
– Чем интересны эти слова? (звучит одинаково, а значение разное и пишутся по-разному)
– Узнаем лексическое значение слова земля, Земля.
В толковом словаре определение
Земля –
Третья планета от Солнца, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Суша.
Страна, государство.
Территория с угодьями.
Верхний слой земной коры, почва.
– Что обозначает слово зима, Зима?
Зима́ — город в России, Иркутской области.
Перед вами карта России. Город Зима́ расположен на левом берегу реки Оки.
– Что обозначает каждое слово рыжик, Рыжик?
– Почему так назвали кота? Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.
– Составьте предложение о грибах, коте.
– Найдите ошибкоопасные буквы в словах.
– Какие слова написаны с большой буквы?
– Запишите предложение. Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение. Какие слова написали с большой буквы? Почему?
В саду Роза поливала розу.
– Почему слово роза имеет разное написание? (звучит одинаково, а значение разное и пишутся по-разному)
– Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока).
Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.
Цель: познакомится с новой орфограммой - заглавной буквой в именах собственных, учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных; развивать внимание, память, речь, орфографическую зоркость.
IV. Словарная работа.
– Составьте слово из букв о р д о г.
– Узнаем лексическое значение слова город. Го́род — крупный населённый пункт.
– Составьте словосочетания.
– Поставьте ударение.
– Какую орфограмму можно проверить?
– Какую букву надо запомнить? Почему?
– Как называются слова написание надо запомнить?
– Запишите слово город. Подчеркните ошибкоопасные буквы в слове, поставьте ударение.
– Подберите однокоренные слова.
город городище городок городской
– Какое значение имеет слово городище, городок?
– Назовите словосочетание со словом городской. (парк, транспорт, житель, дом, автобус)
– Запишите однокоренные слова.
– Как называются слова, которые записали? Почему?
– Выделите корень слова.
– Назовите города разных стран.
– Какой город на фотографии? (Йошкар-Ола)
– Карта Российской Федерации.
Город Йошкар-Ола находится в России на Восточно-Европейской равнине, к северу от Волги.
– Что вы знаете о Йошкар-Оле? (Йошкар-Ола – столица Республики Марий Эл)
V. Физкультминутка.
Вы наверное устали!А теперь ребята встали!Раз, два, три, четыре, пять,Начинаем отдыхать! (потянуться)Спинку бодро разогнули,Ручки кверху потянули!Раз и два, присесть и встать,Чтобы отдохнуть опять.Раз и два вперед нагнуться,Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
VI. Открытие нового.
– Прочитайте слова.
Озеро, Стрелка, писатель, Байкал, столица, собака, Москва, С. Маршак.
Записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и с маленькой.)– А почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
– Прочитайте имена собственные.
– Прочитайте имена нарицательные.
– Какой вывод можно сделать?
– Какое задание вы выбираете? (Задание второе больше подходит к теме уроку.)
– Составьте словосочетания, соединяя по смыслу имена собственные и нарицательные.
Байкал находится в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия.Байкал - самое глубокое озеро в мире.Бе́лка и Стре́лка — собаки – космонавты. 19 по 20 августа 1960 года впервые в космос полетели собаки. Почти на год раньше первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.
– Назовите произведения С.Я. Маршака.
Москва находится в центре европейской части России.
– Запишем словосочетания под диктовку.
Озеро Байкал, собака Стрелка, писатель С. Маршак, столица Москва.
– Какие слова называются именами собственными? Имена, отчества, фамилии людей. Клички животных. Географические названия.
– Как эти слова пишутся?
Вывод: Имена собственные пишутся с большой буквы, а несобственные (нарицательные) – с маленькой.
Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей - имена собственные пишутся с заглавной буквы.VII. Самостоятельная работа.
– Запишите текст.
VIII. Итог урока.
– Что вы узнали нового? Какие открытия для себя сделали?
– Что нужно помнить при написании имен собственных?
– Что интересное было на уроке?