Конспект открытого урока по русскому языку Заглавная буква в именах собственных — Матвеева С.А., учитель начальных классов .

Составил: Матвеева С.А., учитель начальных классов
Тип урока: Закрепление изученного материала по теме « Заглавная буква в именах собственных».
Технология: Заочное путешествие.
Общая дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений учащихся по теме « Заглавная буква в именах собственных» в жизненной ситуации.
Цели урока по содержанию:
Общеобразовательная: Актуализировать знания детей по изученному материалу, расширить их за счёт знакомства с информацией по краеведению.
Развивающая: Развивать умение писать с заглавной буквы имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, сёл, улиц, рек.
Воспитательная: Воспитывать чувство любви к родине, гордости за родной край.
Здоровьесберегающая: Беречь здоровье детей, избегать перегрузок.
Оборудование: карта Самарской области; иллюстрация автобуса; карточки разного цвета с заданиями; магнитная доска с изображениями цирковых артистов; фотографии Зданий и памятников Самары, фотографии знаменитых людей Самарской области, сигнальные звездочки, картинка автобуса с заданиями,«бортовой журнал»- тетрадь для записей учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок, повторение правил посадки за партой).
Настроение, каково? («Во!»- показывают большой палец) К уроку готовы? (« Готовы».) Будем начинать. Глубоко вдохнули, выдохнули. Садитесь. Руки («На месте».), ноги («На месте».), Локти («У края»), спинка («Прямая»).
2. Подготовка к основному этапу (мотивация, актуализация знаний, краткое повторение) -Послушайте отрывок из стихотворения и скажите, какую тему сегодня мы будем повторять.(читают дети)
Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв - подруг. Смотрят с почтеньем На букву подруги. Но почему? За какие заслуги? (Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове Не зря и не просто Буква такого высокого роста Ставится буква У строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, Фамилия Пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали Громко и гордо Имя твое, Имя улицы, Города. Буква большая – совсем не пустяк. В букве большой – уважения знак. (Е.Измайлов)
Сегодня мы повторим тему : «Заглавная буква в именах собственных»
- Ребята, вы любите путешествовать? Я приглашаю вас в путешествие по Самарской области . И совершим мы его, не сходя со своего места. Такое путешествие называется заочное. Слова, которые мы будем сегодня писать, встретятся вам в повседневной жизни. Вот почему важно запомнить их написание.
- Отправляясь в путь, нам необходимо захватить терпение, усердие и багаж нужных знаний. Проверим, есть ли у нас такой багаж. Продолжите моё предложение:
«С большой буквы пишутся» (И.Ф.О. людей, клички животных, название городов, сёл, улиц, рек). Молодцы, можем отправляться в путь. 
3. Минутка чистописания.
- Ребята, на чём мы можем путешествовать? (ответы детей)
Поедем на автобусе из п.Варламово .Самарская область-живописный край, образованный160 лет назад.Посмотрите на герб Самарской области(Серебряный дикий козёл . с золотыми рогами.Щит увенчан императорской короной и окружён дубовыми ветвями.
- Наш край очень большой. Чтобы всё лучше рассмотреть, предлагаю сесть в автобус (показ иллюстрации).
- На ваших партах силуэты автобуса. Чтобы сесть в автобус, надо заполнить его элементами букв.
- Написание каких элементов мы должны вспомнить? (короткая и длинная наклонная палочки, палочка с петелькой внизу).
- Но сначала пальчиковая гимнастика:
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну. Руки я затем помою, пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою и тепло поберегу. Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики.
- Начинаем писать: Будем («Внимательны), будем («Старательны»).
- Вывод: Мы справились с заданием хорошо, можем ехать
4. Основная часть урока – «Путешествие по Самарской области».
Вступительное слово учителя:
- Слушай мою команду: Сесть, соблюдая правила посадки («Есть сесть, соблюдая правила посадки»). Пристегнуть ремни («Есть пристегнуть ремни-поехали!
(Открывается доска с картой Самарской области, которая служит опорой к рассказу учителя; рассказ сопровождается показом на карте и обращением к записи на доске:Самарская область.)
- Посмотрите в окно. С большой высоты наша область выглядит примерно так, как на карте. Граница области напоминает по форме контуры сердца и не случайно так как располагается в центре сплетения транспортных путей и в определённой степени влияет на пульс европейских и азиатских регионов России .Расстояние от Москвы до Самары автомобильным путём-1069км

В центре области располагается областной центр – город Самара поэтому наш край называется Самарской областью.В Самарской области.11городов, 23районных центра .
- Давайте и мы с вами будем уважать свою историю, любить край, где мы родились и растём. А для начала узнаем о нём интересные факты.
Работа в «Путевом журнале» : страница 1 «Наш край» и страница 2 «Главный город» (коллективная работа с опорой на доску):
- В каждом автобусе есть «Путевой журнал», где экскурсовод записывает всё самое важное. Нашим «Путевым журналом» будет ваша тетрадь, где уже есть некоторые записи – подсказки, чтобы знать, на что обратить своё внимание. Здесь мы будем записывать всё самое интересное, о чём узнаем.
- Сделаем записи на его первой странице. Запишите на первой строчке сегодняшнее число.
- Куда мы сегодня отправились путешествовать? (по родному краю).
- Запишем посредине следующей строки тему путешествия «Наш край» (учитель обращается к записи на доске).
- Как называется наш край? (Самарская область)

- Какие слова записаны с большой буквы? Почему? (ответы детей)
- Запишите с красной строки название нашего края. Проверьте по доске.
- Переверните страницу. Как называется вторая страница? (читают «Главный город»).
- Значит, где мы сейчас остановимся? (ответы детей)
- Как называется главный город нашей области, её центр? (Самара)

- Допишите моё предложение. (готовая запись - Областной центр -)
- Как написали это слова? Почему? (ответы детей)
- Какие города расположились в Самарской области? Сызрань,Жигулевск,Тольятти,Самара.Запишем города.
- Молодцы, что запомнили.
Рассматривание открыток с фотографиями г. Самара
- А теперь мы немного отдохнём и «погуляем» по улицам города, разглядывая фотографии.
- Поднимите руку, кто ездил в Самару с родителями. Может быть, кто-то во время прогулки узнает знакомые места, скажите нам об этом, пожалуйста.
- На улице Ново-Садовая расположен Кирилло-Мефодиевский собор, а так же памятник Кириллу и Мефодию- великим просветителям славянского народа.
- На проспекте Ленина находится музей «Самара космическая», открытый в 2001 году в честь полета в космос первого космонавта- Юрия Гагарина.
- Знаменитый Аквапарк находится на улице Московское шоссе. Здесь много развлечений и купаться можно круглый год.
- В Самаре много улиц ,названных в честь знаменитых людей, что-то сделавших для нашего края или всей страны.
- На улице Молодогвардейской расположено здание, знакомое и любимое детям- цирк имени великого клоуна – Олега Попова.(фото)
Сегодня здесь цирк зверей. Давайте, заглянем?
Физкультминутка
В цирк, ребята побежали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись, И за парты вновь уселись
 
 
Глазки крепко закрываем. Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. В цирк сейчас мы попадаем.

(На магнитной доске появляется фото Самарского цирка, затем, по ходу урока, выставляются изображения сказочных персонажей в роли цирковых артистов).
Работа на карточках – «цирковых билетах»: (письмо под диктовку):
- Посмотрите, на краю парты находятся «билеты» с программой выступления (карточки оранжевого цвета с записанной программой выступления).
- Но что я вижу? В них не дописаны имена наших артистов. Давайте с ними познакомимся и вставим в программку недостающие слова. О чём при этом надо помнить?
(Учащиеся вспоминают правило и дописывают клички животных под диктовку учителя к готовым записям с названием циркового жанра и животного)
Воздушная гимнастка - бегемотиха .(Кроха), Мотоциклист – слонёнок (Тишка), Жонглёр – медвежонок.(Миша), Весь вечер на арене клоун – ... (Вася) Музыкальное сопровождение – группа барабанщиков:
Заяц - (Тимоша),
Обезьянка-(Анфиса).
- Замечательное получилось представление.
Работа в «Бортовом журнале»: улицы Самары (самостоятельное списывание с заданием)
- Улиц в Самаре ещё очень много, но на этом мы закончим сегодня нашу прогулку. В свои «Бортовые журналы» спишите с жёлтых карточек название улиц, на которых мы побывали, выделите заглавную букву в именах собственных.
(Самостоятельное списывание с заданием:Улица Ново-Садовая,проспект Ленина,улица Московское шоссе,улица Молодогвардейская)
Работа в «Бортовом журнале»: реки области (письмо с комментированием):
- Главная река области Волга.
(фото). Это самая крупная река в нашей области (показ на карте), она впадает в реку Каму.
- Ниже на странице запишем с комментированием 1 предложение:
Город Самара стоит на реке Волга.
- Выделите заглавную букву в именах собственных.
Работа в «Бортовом журнале»: страница 3 «Малая родина» (коллективная работа, задание на дом).
- Ребята, если мы посмотрим на карту, то увидим, что в нашей области есть много городов. Их всего 11, а посёлков и деревень – не перечислить. Но нам с вами милее и дороже наша малая родина – место, где мы родились, где учимся в школе.
- Продолжим наше путешествие. Переверните страницу, прочитайте запись («Малая родина») и скажите, о чём мы теперь поведём разговор? (ответы детей).
- Самарская область делится на 23 района. Один из них – наш родной Сызранский район.
- Кто знает, как называется наш районный центр (посёлок Варламово – запись на доске).
- Продолжите запись (Районный центр – посёлок Варламово.), проверьте по доске.
- Дома каждый из вас запишет ниже свой адрес (Я живу:..), как вас зовут, и как зовут ваших родителей (Ф.И.О. родителей: ). Это 1 часть домашнего задания.
- А теперь мы продолжим наше путешествие, но сначала немного отдохнём сидя на месте.
Физкультминутка за партой.
Вновь у нас физкультминутка. Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.
 
 
Голова устала тоже? Так давайте ей поможем. Вправо, влево, раз и два. Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Работа в «Бортовом журнале»: страница 4 «Наши знаменитости» (самостоятельная работа с последующей проверкой).
- Прочитайте, что написано на следующей странице нашего журнала («Наши знаменитости»).
- Кого можно назвать «знаменитостью»? (человека, который известен стране, совершил в жизни какое-то большое дело).
- Наша Самарская земля может по праву гордиться своими людьми. Сколько великих тружеников взрастила она! Есть среди них имена, известные не только в России, но и за её пределами.
- В Самарской области – г.Сызрани родился и вырос человек, который в 2010 году побывал в космосе. Это Михаил Корниенко.
- Наш земляк – известный баснописец Дмитриев Иван Иванович- родом из села Троицкое.Там же находится и его усадьба.
- Всем известна знаменитая певица Наталья Ионова- Глюкоза тоже родилась в г.Сызрани
- Многие известные артисты, музыканты,художники прославляют наш край в столице и за пределами России .Среди них актер – Александр Песков.
- Вот какие знаменитости прославили наш край. На этой странице вклеена зелёная карточка, на которой записаны Ф.И.О. наших известных земляков и род их деятельности. Соедините линией левую и правую части.
Проверим:
Какой известный баснописец родился в селе Троицкое? (И.И.Дмитриев)
Назовите земляка-космонавта. (М.Корниенко)
Известная эстрадная певица ? (Н.Ионова)
Выдающийся артист родом из Сызрани? (А.Песков)
- Почему слова левого столбика написаны с большой буквы? (ответы детей).
5. Заключительная часть (эмоциональная разрядка, итог урока, домашнее задание).
- О родной Самарской земле можно говорить очень долго. О любви к ней написано много стихов. Самарская бласть – это и моя Родина, свою любовь к ней я выразила через стихотворение:
(Читает подготовленный ученик.)

Родной мой край, моя сторонка. Как не любить тебя за всё: За ручеёк, поющий звонко, За детство милое моё.
 
 
Здесь близко всё, здесь всё родное. Горжусь я тем, что здесь живу. И имя я твоё святое В душе навечно сберегу.

- Надеюсь, что эти слова стали сегодня ближе и вам. А наше путешествие подошло к концу.
- Слушай мою команду:
5-4-3-2-1-0 – путешествие завершено.
- Посмотрите, какой замечательный альбомчик у нас получился. В нём много интересного о нашем крае. Сохраните его на память о сегодняшнем уроке.
- Какую тему помогло нам лучше усвоить наше путешествие? (ответы детей)
- В каких словах надо писать заглавную букву? (ответы детей)
- Молодцы, спасибо за работу(поблагодарить самых активных учащихся)
Оценки будут поставлены после проверки ваших письменных работ.
7. Рефлексия
- Кому понравилось наше путешествие, поставьте на автобус красную звёздочку, кому очень понравилось, можно поставить 2 звёздочки
- Спасибо за урок.

















































Воздушная гимнастка – бегемотиха .. Мотоциклист – слонёнок , Жонглёр – медвежонок .. Весь вечер на арене клоун – ....................................... Музыкальное сопровождение – группа барабанщиков:
Заяц ---
Обезьянка--..
Воздушная гимнастка – бегемотиха .. Мотоциклист – слонёнок , Жонглёр – медвежонок .. Весь вечер на арене клоун – ....................................... Музыкальное сопровождение – группа барабанщиков:
Заяц ---
Обезьянка--..
Воздушная гимнастка – бегемотиха .. Мотоциклист – слонёнок , Жонглёр – медвежонок .. Весь вечер на арене клоун – ....................................... Музыкальное сопровождение – группа барабанщиков:
Заяц ---
Обезьянка--..
Воздушная гимнастка – бегемотиха .. Мотоциклист – слонёнок , Жонглёр – медвежонок .. Весь вечер на арене клоун – ....................................... Музыкальное сопровождение – группа барабанщиков:
Заяц ---
Обезьянка--..
Воздушная гимнастка – бегемотиха .. Мотоциклист – слонёнок , Жонглёр – медвежонок .. Весь вечер на арене клоун – ....................................... Музыкальное сопровождение – группа барабанщиков:
Заяц ---
Обезьянка--..

Спиши название улиц, выдели заглавную букву в именах собственных:
Улица Ново-Садовая,проспект Ленина,улица Московское шоссе,улица Молодогвардейская

Спиши название улиц, выдели заглавную букву в именах собственных:
Улица Ново-Садовая,проспект Ленина,улица Московское шоссе,улица Молодогвардейская

Спиши название улиц, выдели заглавную букву в именах собственных:
Улица Ново-Садовая,проспект Ленина,улица Московское шоссе,улица Молодогвардейская

Спиши название улиц, выдели заглавную букву в именах собственных:
Улица Ново-Садовая,проспект Ленина,улица Московское шоссе,улица Молодогвардейская

Спиши название улиц, выдели заглавную букву в именах собственных:
Улица Ново-Садовая,проспект Ленина,улица Московское шоссе,улица Молодогвардейская












Соедини линией левую и правую части:
Какой известный баснописец родился в селе Троицкое? Н.Ионова
Назовите земляка-космонавта. А.Песков
Известная эстрадная певица ? И.И Дмитриев
Выдающийся артист родом из Сызрани? М.Корниенко
Соедини линией левую и правую части:
Какой известный баснописец родился в селе Троицкое? Н.Ионова
Назовите земляка-космонавта. А.Песков
Известная эстрадная певица ? И.И Дмитриев
Выдающийся артист родом из Сызрани? М.Корниенко
Соедини линией левую и правую части:
Какой известный баснописец родился в селе Троицкое? Н.Ионова
Назовите земляка-космонавта. А.Песков
Известная эстрадная певица ? И.И Дмитриев
Выдающийся артист родом из Сызрани? М.Корниенко
Соедини линией левую и правую части:
Какой известный баснописец родился в селе Троицкое? Н.Ионова
Назовите земляка-космонавта. А.Песков
Известная эстрадная певица ? И.И Дмитриев
Выдающийся артист родом из Сызрани? М.Корниенко
Соедини линией левую и правую части:
Какой известный баснописец родился в селе Троицкое? Н.Ионова
Назовите земляка-космонавта. А.Песков
Известная эстрадная певица ? И.И Дмитриев
Выдающийся артист родом из Сызрани? М.Корниенко





Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв - подруг. Смотрят с почтеньем На букву подруги. Но почему? За какие заслуги? (Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове Не зря и не просто Буква такого высокого роста Ставится буква У строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, Фамилия Пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали Громко и гордо Имя твое, Имя улицы, Города. Буква большая – совсем не пустяк. В букве большой – уважения знак. (Е.Измайлов)



















Родной мой край, моя сторонка. Как не любить тебя за всё: За ручеёк, поющий звонко, За детство милое моё.
 
 
Здесь близко всё, здесь всё родное. Горжусь я тем, что здесь живу. И имя я твоё святое В душе навечно сберегу.













Иван Иванович Дмитриев

Михаил Корниенко

Наталья Ионова

Александр Песков