Статья на тему: Активные формы обучения в профессиональном образовании


Активные формы обучения в профессиональном образовании
В настоящее время развитие среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России: рыночного сектора экономики, процессов регионализации, коренных изменений в сфере занятости, изменения спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы, а также с учётом роста требований общества к качеству и конкурентоспособности трудовых ресурсов.Поэтому современная ситуация в преподавании учебных дисциплин в профессиональном образовании требует поиска новых форм организации обучения.
Главными характеристиками выпускника профессионального образовательного учреждения являются: компетентность, конкурентоспособность и мобильность. Поэтому акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося. Успешность достижения этой цели зависит не только от содержания обучения, но и от форм его организации.
Одной из эффективных являются активные формы обучения. Активные формы обучения – это такие формы, в которых созданы условия для проявления активности субъектов совместной деятельности «учение-обучение». Особенностью активных форм обучения является то, что их реализация возможна лишь через совместную деятельность педагога и обучающихся.
Активные формы обучения характеризуются:
обеспечением постоянной вовлечённости обучающихся в учебный процесс, так как их активность должна быть устойчивой и длительной;
принудительной активизацией мышления обучающегося;
самостоятельной выработкой решений, повышенной степенью мотивации и эмоциональности обучающихся;
постоянным взаимодействием обучающихся и педагога в процессе диалогической и полилогической форм организации учебного процесса;проявлением рефлексивной самоорганизации деятельности педагога и обучающегося в совместной деятельности «учение-обучение».
Условно активные формы обучения можно разделить на:
эвристические (творческие, непрограммируемые, ведущие к открытию новых путей);
программируемые (алгоритмические, выполняемые по определенным предписаниям, программам).
В современном профессиональном образовании существует несколько классификаций активных форм обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности.
Наиболее часто в профессиональном образовании используется классификация активных форм обучения, предложенная А. М. Смолкиным, в которой различают имитационные формы (игровые и неигровые) – формы проведения занятий, в которых учебно-производственная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все формы остальные относятся к неимитационным: это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях
Каждая группа активных форм обучения предполагает специфическую организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции обучающихся, и обладает своими специфическими особенностями.