Инновационные подходы к обучению в свете требований ФГОС НОО


Инновационные подходы к обучению в свете требований ФГОС НОО
В свете модернизации начального образования изменились требования к современному уроку. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы и дает характеристику ученика начальной школы. Современные дети, живущие в современном мире, предлагают мне как учителю идти в ногу со временем. Для этого необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков к формированию компетенций младшего школьника, что достигается современными методами обучения. Свои уроки я стала строить с учётом инновационных педагогических средств и методов. В современном мире всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.
В своей практике я использую технологии, которые считаю соответствующими психофизиологическим особенностям младшего школьника: деятельностный метод обучения, элементы проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии (среди них мультимедийные презентации и приложения к учебникам на электронных носителях)
Приоритет в обучении предмету на современном этапе отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овладению основными методами деятельности, самостоятельному «открытию» нового, т.е. деятельностному методу обучения. Данный подход в корне меняет привычную структуру урока, к которому мы так привыкли. На первый план выходит психологический настрой на успех, постановка проблемы («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), самостоятельная постановка учебной задачи и способов её решения, составление различных алгоритмов (роль учителя направляющая, корректирующая), закрепление на практике полученных знаний, рефлексия. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения является то, что предложенная новая современная структура урока описывает деятельность не учителя, а учащихся. Не скрою, что нелегко было мне отойти от столь привычных стереотипов. Но дорогу осилит идущий.
Своих учеников я стала постепенно вовлекать и в проектно-исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания. Исследование всегда предполагает наличие некоей проблемы, некоего противоречия, которые нуждаются в объяснении и изучении. Специфика проектно-исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической корректирующей роли учителя. В силу возрастных особенностей младших школьников данную технологию использую сначала частично. Сначала мы работаем над одним проектом, над одной темой всем классом. Ребята готовят каждый своё сообщение, а затем мы оформляем коллективный проект в виде мобильной стенгазеты (на магнитной доске). Таким образом, по программе УМК «Школа России» в первом классе были оформлены проекты «Математика в загадках, пословицах, поговорках», «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты», «Весёлая азбука», «Мой питомец». К четвёртому классу ученики овладевают всеми этапами проектно-исследовательской работы. Они готовят и защищают индивидуальные проекты и по-разному оформляют их (в виде стенгазеты, в печатном виде, на электронных носителях). Темы проектов усложняются: «Задачи-расчёты», «Математические сказки», «Великие математики», «Моя родословная», «Орден в моём доме», «Тайна моего имени». Данную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное. Огромную помощь в оформлении проектов на первых этапах оказывают ребёнку родители. Конечно, для родителей это дополнительная нагрузка. Стараюсь разъяснить им на первых собраниях нужность для ребёнка такого вида работы, необходимость в дальнейшем умения работать с информацией, умения выступать на публике и отстаивать свою точку зрения. Не скрою, сначала родители скептически настроены. Но вовлекаясь в совместную деятельность, сами проявляют к ней интерес, признаются, что сами узнали и открыли для себя много нового.
Самыми актуальными в наше время являются компьютерные технологии. Информационные технологии помогают разнообразить формы и методы обучения и повышают творческую активность детей. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, определяются требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. В частности, сказано, что наряду с печатными учебными изданиями в общеобразовательных организациях должны быть использованы электронные ресурсы, мультимедийные пособия.
Одним из перспективнейших продуктов развития современных цифровых технологий является мультимедиа инструментарий. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.
В настоящее время современная школа прекрасно оснащена компьютерными программами, электронными приложениями, мультимедиа пособиями на каждом направлении и по всем предметам.
Например, в математике компьютер помог «оживить» задачи на движение. Возможность анимации позволила мне показать учащимся различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием, с остановками. Геометрический материал в начальной школе является благодатной почвой для создания зрительных образов и реализации ИКТ. Здесь использую выделение цветом фигур, которые «спрятались», или анимацию в виде «разбора» целой фигуры на всевозможные составляющие.
Учебный комплект по курсу «Литературное чтение» содержит электронное аудио приложение. Пособие призвано облегчить процесс усвоения учащимися художественных произведений за счёт их профессионального исполнения и использования музыкального сопровождения. Неоценимую помощь мне и моим ученикам на уроках русского языка и литературного чтения оказывает электронный словарь Ожегова. Для учащихся с высокой познавательной мотивацией я использую дополнительные индивидуальные задания на компьютере.
В заключении хочу сказать, что принципиальное отличие новых образовательных стандартов в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Приоритетом современного образования должно стать обучение, когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся проявить свои способности в полной мере – одна из основных задач современной школы, что достигается применением в образовательном процессе инновационных технологий.
Литература:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". 
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Светич Е.Г., «Управление начальной школой», №3, 2014г.
Смирнова М.А. «ИКТ на уроке математики в начальной школе: возможности и реализация», «Уроки математики с применением информационных технологий», серия «Современный урок», Москва, «Глобус», 2008.
Савченко Е.М. «Анимированный дидактический материал», «Уроки математики с применением информационных технологий», серия «Современный урок», Москва, «Глобус», 2008.
Полякова А.И., Иванова В.Д., «Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе», «Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального общего образования: теория и практика», Воронеж, 2009.
Каданцева Л.М., «Использование ИКТ в начальной школе», Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального образования: теория и практика, материалы межрегионального научно-практического семинара, Воронеж, 2010г.
«Информационные технологии в образовательном процессе СШ №166», ресурсы Интернета
Ишмуратова З.С., «Информационные технологии в традиционной начальной школе», ресурсы Интернета
Лебедева Е.В., МБУ СОШ № 48, г. Тверь «Использование мультимедиа технологий на уроках»,