Урок ИЗО для 5 класса по теме «Одежда говорит о человеке»


Урок № 21.
Тема
Одежда говорит о человеке.
Педагогическая цель:
познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая и других стран;
показать тесную связь восточного искусства с окружающей природой и мифологией;
показать отличия в одежде разных сословий Китая;
сформировать понятие места и роли декоративного искусства в жизни человека;
развивать творческую фантазию учащихся;
воспитывать у учащихся интерес к мировому искусству, толерантность.
Тип урока Комбинированный.
Планируемые результаты (предметные ПР) Учащиеся должны понимать роль одежды в жизни человека, знать различные стили и направления в одежде, историческое наследие костюма. Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.
Личностные (ЛР)
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
УУД Метапредметные (МПР) Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;
- уметь организовать место занятий.
Основное содержание темы, понятия, термины. Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. ДПИ Древнего Китая и Западной Европы XVII века. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий.
Образовательные ресурсы. Учебник. Рабочая тетрадь. Презентация «Одежда говорит о человеке» (2шт.). Иллюстрации с изображениями костюмов разных времён и народов. Акварель, восковые мелки, кисти, цветные карандаши, бумага.
Ход урока.
Этап урока /
учебная ситуация Результат этапа Цель этапа Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога Действия обучающихся1.Самоопределение к деятельности.
Орг. момент. Готовность к уроку.
(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.
Настрой на урок.
- Глубокий вдох, выдох. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Настроились на интересный, познавательный урок. Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки,
-настрой на урок.
2. Актуализация знаний.
Работа в паре. Умение применять знания в работе в паре.
(заполнение маршрутных листов по теме «Зачем людям украшения».) Повторение и систематизация знаний полученных на предыдущих уроках. 1.Ведёт диалог с уч-ся при помощи вопросов:
-На какой вопрос мы нашли ответ на прошлом уроке? Какую тему изучали?
- Зачем людям украшения?
- Какие украшения использует человек?
2.Объясняет работу по маршрутному листу.
(вспомнить правила работы в паре) Участвуют в диалоге.
- Зачем людям украшения.
И т.д.
Работают в паре: письменно отвечают на вопросы в маршрутном листе. Систематизируют сведения об украшениях. Рассуждают о значении украшений в жизни людей. Характеризуют смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
3.Мотивация.
Осознание необходимости получения новых знаний. Определение границ знания и незнания. Определение проблемной ситуации. (Презентация «Одежда в Средневековой Европе» или иллюстрации с изображением людей разных профессий и сословий).
Смотрят презентацию или рассматривают иллюстрации.
Участвуют в диалоге.
4.Постановка учебной задачи. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? -Сформулируйте тему урока? -Как вы думаете, для чего нужна человеку одежда? - Какие вы знаете отличия в одежде высших и низших сословий общества?
-Какого знания нам не хватает для изображения людей разных сословий, времён, национальностей?
(С. 118 1-2 абзацы в уч.)
- На этом уроке вы познакомитесь с ДПИ народов Востока, в частности, Древнего Китая. Традиционная восточная культура интересна тем, что она является не только историей и достоянием древних цивилизаций, но живет и в наши дни. Народы Китая, Японии, а также Индии бережно хранят национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю жизнь. Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.
5.Решение учебной задачи.
Новое знание: роль одежды в жизни человека, знать различные стили и направления в одежде, историческое наследие костюма. Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. Беседа об одежде человека, её роли в жизни людей.
(Презентация. Иллюстрации.) Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.
Читают текст и рассматривают иллюстрации на с. 118-132 учебника.
Анализируют новые сведения об одежде. Объясняют смысл понятия «одежда».
Рассуждают о роли одежды в жизни людей.
Высказываются о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Соотносят образный строй одежды с положением её владельца в обществе.
5. Самостоятельная работа. Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. - При помощи акварели, цветных карандашей или восковых мелков оживите интерьер дворца присутствием короля с королевой и многочисленных гостей.
(с. 24-25 в РТ) Выполняют задание на с. 24-25 в РТ. Передают в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
6. Оценка. Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (С комментированием, по критериям) Просмотр и анализ выполненных работ. (самооценивание)
7. Итог. Рефлексия деятельности.
Работа с листом достижений. Умение соотносить результаты собственной деятельности. Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. Беседа по вопросам:
- Можно ли по одежде судить о месте и роли человека в обществе? Приведите примеры.
- Что означают понятия «одежда» и «костюм»? Одинаковый ли смысл в них заключён?
(С. 132 с 3 абзаца)
Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Заполняют лист достижений.
8. Домашнее задание. Использование нового знания в выполнении творческого задания. Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннее усвоенных ЗУНовЗадание №3 на с. 133 учебника: собери вырезки с изображением костюмов разных времён и народов. Объясни, к какому времени они относятся, и кто мог бы носить такую одежду. Запись д/з в дневник.