Конспект урока по ИЗО «Одежда говорит о человеке»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.А.Араканцева»
г. Семикаракорска Ростовской области
Открытый урок
по изобразительному искусству
Тема: «Одежда говорит о человеке»
5 класс.
Учитель ИЗО Готфрид Т.В.
2013-2014 учебный год
Цели урока:
познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая;
показать тесную связь восточного искусства с окружающей природой и мифологией;
показать отличия в одежде разных сословий Китая;
развивать творческую фантазию учащихся;
воспитывать у учащихся интерес к мировому искусству, толерантность.
Задачи:
1. Сформировать представление о роли декоративного искусства.
2. Развивать интерес к искусству и его истории, творческую фантазию, творческое мышление, внимание, память, воображение, развитие мотиваций учебной деятельности;
3. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры, совместной работы и сотрудничества, воспитание коммуникативности.
Материалы к уроку:
учебник Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс», репродукции картин китайских художников, рисунки с изображением зданий, предметов быта, одежды Китая; раздаточные материалы (приложение 3), детские рисунки; ножницы, клей, краски, тонкие кисти, фломастеры, гелевые ручки.Ход урока:
Организационно-психологический момент:
Учитель: «Вы друг к другу повернитесь, улыбнитесь и садитесь».
II. Вводная беседа и актуализация знаний учащихся.
Учитель: Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются и в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода.
Вопрос к классу: Как вы думаете, для чего нужна человеку одежда?
(Ответы учащихся: одежда защищает от холода, скрадывает недостатки фигуры, создает образ, стиль). (Слайд № 2)
Учитель: Но еще одежда становится особым знаком – знаком положения человека в обществе, т. е. его социальной роли. Китайские пословицы: «Богатый живет за счет бедных, а бедный за счет своей работы», «Бедность не прикроешь, а богатство не скроешь».
Вопрос к классу: как вы понимаете смысл этих пословиц? (Ответы детей)
Вопрос к классу: Какие вы знаете отличия в одежде высших и низших сословий общества? (Ответ: у людей высших сословий – дорогие ткани и сложная декоративная отделка одежды: вышивка, золотое шитье, украшение драгоценными камнями, у низшего сословия – простые, грубые ткани и простота декора или полное его отсутствие). . Бытовая одежда простолюдинов значительно отличалась от парадного костюма знати.
(Слайд № 3)
III. Организация познавательной деятельности.
На этом уроке вы познакомитесь с декоративно-прикладным искусством народов Востока, в частности, Древнего Китая. Традиционная восточная культура интересна тем, что она является не только историей и достоянием древних цивилизаций, но живет и в наши дни. Народы Китая, Японии, а также Индии бережно хранят национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю жизнь.
Крылатое выражение: «У народа, которого нет костюма – нес своей истории»
Учитель: Декоративно-прикладное искусство Китая, так же как и искусство других народов, тесно связано с мифологическими представлениями, уходящими в глубокую древность.
Дракон считался повелителем водной стихии. Изображения драконов по сей день можно увидеть и в храмах, и во дворцах, и в домах. Образами драконов украшены вазы, пиалы и многие другие предметы декоративно-прикладного искусства.
(Слайд № 4)
Дракон, ставший символом китайской нации, был, как правило, существом добрым, милостивым к людям. За это китайцы воздавали ему высокие почести. Сохранилось большое количество изображений самых разных драконов. Один из вариантов представляет дракона с телом змеи, покрытое чешуей, кроличьими глазами, коровьими (или заячьими ушами), на морде у него длинные усы, а четыре тигриные лапы имеют орлиные когти. В Китае издавна любили цветы персикового дерева, которые олицетворяли весну и своей свежестью напоминали лицо красавицы. Пейзаж с цветущими деревьями или пагодами можно увидеть изображенными на свитках, веерах, чашках для зеленого чая (5-6).
Национальный костюм. Головной убор. Прическа.
Национальная одежда китайцев была многослойной. Мужчины и женщины носили длинные халаты, скрывающие форму тела. Длинные широкие рукава напоминали мешки. Идеалы красоты с течением времени менялись, но чувство гармонии у китайцев было сильно развито всегда.
(Слайд № 5,6,7)
Мужчины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки на темени; надо лбом, на висках и затылке волосы приглаживались, а узел закреплялся шпилькой. Одно время был введен обычай брить переднюю часть головы, а волосы на затылке заплетать в косу. Чтобы коса была длиннее, в концы волос вплетали шелковые шнуры. Коса у мальчиков символизировала связь с семьей.
Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не снимали даже в торжественных случаях, а по украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение человека. Носили конические шляпы из тростника, небольшие шапочки из прозрачного или черного шелка, в торжественных случаях надевали головные уборы, напоминающие крышу пагоды.
(Слайд № 8)
Китайские императоры считались сынами небесного дракона. На протяжении веков именно дракон был символом императорского дома. Трон императора - трон дракона; лицо императора - лицо дракона. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон». Дракон красовался на государственном герб. Как правило, дракон был вышит трехногий (нечетное, «мужское» число) петух, а заяц о четырех лапах (четное, «женское» число), толкущий в ступе порошок бессмертия (7). Китаянки должны были обладать изящными манерами. Знатные дамы умели играть на лютне, петь, играть в шахматы, писать стихи, искусно вышивать, владеть каллиграфией.
Звучит «Китайская народная музыка».
Прекрасным считалось круглое лицо, которое поэты сравнивали с бледной луной. Маленькие ступни и кисти рук были признаком аристократизма, поэтому ступни девочек из знатных семей плотно бинтовали, на них надевали специальные колодки, приостанавливающие рост.
Женские прически сложнее мужских, в их основе пучок. Волосы и головные уборы украшались цветами, ветками, листьями, они поддерживались шелковыми шнурами и шпильками. Китаянки сильно белили лицо, румянились и подкрашивали брови.
Китай считается родиной шелка, из шелковых тканей шили одежду для высших слоев общества, изготовляли ширмы, на них писали пейзажи. Любой костюм требовал особого внимания к деталям: поясам, веерам, зонтикам. Пояса, как правило, украшались искусной вышивкой. Веера изготавливались из бумаги, которая крепилась на бамбуковый каркас. На веере изображали пейзаж, ветки, траву или бамбук.
(Слайд № 9,10,11)
Большое значение имела символика в узорах на одежде:
Бабочка – радость
Пион – знатность, богатство, приход весны
Журавль мог появиться исключительно на одежде чиновников высшего ранга,
отличительным знаком государственных служащих второго ранга был жёлтый фазан,
третьего - павлин,
четвёртого - дикий гусь,
пятого - серебристый фазан,
шестого - белая цапля,
утка-мандаринка обозначаласедьмой ранг,
перепёлка - восьмой,
и длиннохвостая мухоловка – девятый
(Слайд № 12)
Чем ниже ранг, тем бесцветней была одежда.
(Слайд № 13)
Со временем правительственными указами были регламентированы фактура тканей, цвет одежды императора и его свиты, чиновников и другого населения: золотой и желтый - цвет для императора (7), белый и красный - для воинов, голубой - для молодых воинов, коричневый - для сановников, оранжевый – для монахов.
(Слайд № 14)
Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны. Эти представления проявляются не только в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода, но и в оздоровительной гимнастике.
Китайская гимнастика «Тай-чи».


IV. Практическая работа учащихся: украшение китайской одежды (шаблонов) декоративными элементами (работа по группам).
Эта практическая работа может выполняться на тонированной бумаге цветными гелевыми ручками, акварелью, гуашью или фломастерами. Для украшения халата можно пользоваться ручками бронзового и серебряного цвета. На листе формата А1 учитель заранее выполняет и вырезает фигуры кукол – «китайского императора» и «придворной китайской дамы» (см. Приложение 1, фото 1), одежду для которых дети должны украсить.
Задание по группам
I группа (сильные учащиеся) – выполнить декоративные орнаменты (геометрические или растительные) для деталей китайского женского костюма: воротника, низа рукавов и низа халата (10). Лекала деталей находятся в конвертах на партах (см. приложение 2). В группе может быть 3-4 человека: один выполняет орнамент для воротника, другой – для рукавов, третий – для низа верхнего халата, четвертый – для нижнего. Важно договориться о цветовой гамме и элементах узора, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом.
Последовательность выполнения орнаментов для украшения женского китайского костюма.
Обвести контуры лекал деталей костюма на альбомном листе (см. Приложение 1).
Затонировать эти формы. (Договоритесь друг с другом о цветовой гамме, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом).
Тонкими кисточками гуашью (фломастерами или гелевыми ручками) выполнить орнамент. Можно использовать предварительный рисунок карандашом. (Желательно договориться об одинаковых элементах орнамента для воротника, рукавов и низа верхнего халата, чтобы в итоге не получилось дисгармонии).
II группа – украсить халат китайского императора изображением дракона, воспользовавшись Инструкцией 1 (см. Приложение 4). III группа – выполнить декоративный рисунок для веера или фонарика в виде цветущей ветки сакуры (вишни) (Инструкция 2). Шаблон фонарика - в конверте. Рисунок для веера выполняется на ½ альбомного листа (см. Приложение 5), затем складывается гармошкой.
V. Подведение итогов (выставка творческих работ).
Лучшие работы украшают женский и мужской китайский костюм. Рисунки драконов вырезаются и слегка наклеиваются в области груди и на подол мужского халата, орнаменты для женского халата также вырезаются и наклеиваются на женский костюм (см. Приложение 1).
Остальные работы идут на общую выставку: фото 5 (см. Приложение 1).
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения, способы достижения цели, результат)
Учитель задает вопросы, вскрывающие ошибки учащихся (если таковые были допущены).
- Какую роль играет декор в жизни людей?
- Что было сложнее всего рисовать, какие элементы декора?
- Что из урока вам запомнилось?
Что бы вы еще добавили на уроке?
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую…
Меня удивила…
(Слайд № 16)
(Размышления учащихся).
Вместе с учениками дает оценку учебной деятельности отдельных учащихся. Что у вас получилось выполнить лучше всего?
Что не получилось?
Поднимите руки, кто считает, что в полной мере справился с задачами этого урока?
Предлагает критерии самооценки.
(Обучающиеся обсуждают и оценивают степень достижения цели)
Учащиеся закрепляют свои эскизы костюмов на доску.
Ребята объясняют значение декора
(анализ, построение логической цепи рассуждений)
Домашнее задание: Попробуйте создать костюм на выбор:
Китайского горожанина (горожанки)
Китайского чиновника (придворной дамы)
Китайского императора
Китайского простолюдина
Используйте знания, полученные в ходе урока!

(Слайд № 17)
Использованная литература к уроку:
Детская энциклопедия. Том 5 «Древние цивилизации».– М.: «ТЕРРА» - «ТНРРА». 1995, с. 401-416.
Газета «Искусство» №23-24/2006. – М.: Изд. Дом «Первое сентября».