Использование программных средств ИКТ в обучении геометрии на уроках математики в 5?6 классах

Пьянова Ирина Александровна,
Учитель математики МБОУ «Лицей»
г. Арзамас

Использование программных средств ИКТ в обучении геометрии на уроках математики в 5
·6 классах

Педагогическая практика показывает, что изучение геометрии вызывает у учащихся большие затруднения, чем изучение алгебры, так усвоение геометрического материала в 7 классе часто строится на заучивании. Ежегодно результаты ЕГЭ показывают нам, что задания по геометрии выполняются реже, особенно во второй части экзамена, учащиеся реже выполняют задания геометрического характера и на математических олимпиадах. Одной из важных причин этого считается недостаточное развитие у учащихся пространственного воображения. Второе столетие не прекращаются споры о пропедевтическом курсе геометрии на уроках математики в 5
·6 классах, но в одном сходятся мнения и учителей-предметников и ученых-педагогов: обучение геометрии не возможно без средств наглядности. Примерная программа ФГОС основного образования включает в себя раздел с названием "Наглядная геометрия". К средствам наглядности относятся не только традиционные: линейка, треугольник, таблицы, объёмные фигуры, но и современные: программные средства ИКТ, которых насчитывается весьма много. Будем объективны, геометрию в принципе объяснить невозможно – её необходимо именно показывать!
Каждый год существенно расширяется область программных средств наглядности, усложняется её инвентарь. Основной методической задачей средств наглядности педагоги всегда видели повышение активности работы учащихся на уроке. Однако, благодаря программным средствам обучения переход на новый, интерактивный уровень обучения, позволяет реализовать их новую функцию
· управление познавательной (когнитивной) деятельностью учащихся. Всё это обуславливает необходимость и целесообразность применения программных средств обучения геометрии на уроках математики в 5
·6 классах.
Одной из основных задач моей педагогической практики становится поиск конкретного применения программных средств наглядности, отыскание и апробация такого метода, который бы обеспечил не формальное применение наглядности, а действительное её использование.
В современной методической науке существует разбиение всех средств наглядности на три группы:
-  натуральные наглядные средства;
-  изобразительные наглядные средства;
-  средства информационных и коммуникационных технологий.
Не принижая достоинств первых двух групп, замечу, что преимуществ в использовании группы программных средств ИКТ значительно больше. Во-первых, программные средства ИКТ значительно расширяют возможности представления учебной информации. Так, например, применение графики, цвета, звука, позволяет создавать реальные фигуры и действия с ними, тем самым выполняя функции натуральных и изобразительных наглядных средств обучения. Во-вторых, ИКТ технологии позволяют значительно повышать мотивацию учащихся к обучению, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. В-третьих, использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Наконец, программные средства ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, что способствует формированию у учащихся рефлексии. Действительно, обучающая программа даёт возможность каждому учащемуся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить её.
В своей педагогической деятельности придерживаюсь следующего мнения: геометрические знания и умение решать геометрические задачи
· это одни из самых ценных и необходимых знаний для жизни каждого ребенка. В этом и вижу своё профессиональное кредо. Именно поэтому на уроках математики в 5
·6 классах уделяю особое внимание геометрическому материалу. На пропедевтическом этапе изучения геометрии очень важно уделять особое внимание тому геометрическому материалу, который встречается на уроке математики, поэтому со своими учениками всегда стараемся рассказать и показать больше, чем написано в учебнике, вместе строим доказательства некоторых фактов с помощью простейших приёмов, например, наложением проверяем равенство фигур, с помощью листа бумаги проводим биссектрису, высоту, медиану или наоборот доказываем: чем является та или иная линия в треугольнике, ищем закономерности и свойства некоторых геометрических фигур.
Как учитель математики лицея
· специализированной и престижной образовательной организации нашего города, я просто обязана шагать в ногу со временем. И какими бы замечательными не были наглядные средства, которые можно подержать в руках, использование современных программных средств ИКТ позволяет мне повышать эффективность учебного процесса, экономить время на уроке на готовых чертежах, заготовках и развертках. Кроме того, современные дети растут на компьютерах, поэтому на уроках с использованием программных средств ИКТ чувствуют себя свободно и комфортно.
Программных средств ИКТ по геометрическому материалу 5
·6 классов, как уже отмечалось, большое количество, и почти каждый из них содержит: лекций, памятки, задания для закрепления, обучающие квесты, задания-тренировки, самостоятельные работы и задания повышенной сложности. Так, стоит только упомянуть некоторые из них:
Пример  1.  «Математика. 5
·6 класс» на базе 1С отлично подходит для закрепления геометрического материала и для использования его лекций как образца для открытия нового знания.
Пример  2.  «Математика на компьютерах» замечательно подходит для знакомства и изучения свойств объёмных тел, для работы на готовых тренажерах закрепления, отличный редактор для геометрических построений.
Пример  3.  УМК «Живая математика» более полно отражает и предусматривает все необходимое для саморазвития ученика, его самостоятельной работы с геометрическим материалом.
Программных средств ИКТ в обучении геометрии конечно гораздо больше, однако стоит помнить, что даже самая стандартная программа рисования Paint поможет мгновенно нарисовать плоские фигуры.
Поводя итог всему сказанному выше, отмечу, что именно использование на уроках математики в 5
·6 классах, программных средств ИКТ привлекает внимание учащихся, активизирует их познавательную деятельность и помогает формировать крепкий фундамент для изучения геометрии в 7 классе, а также способствует проявлению педагогической инициативы учителя математики, реализации его методических исканий.
]ђ Заголовок 215