Конспект урока по русскому языку по теме Заглавная буква в именах собственных

Щербакова Людмила Витальевна, учитель начальных классов МКОУ Татевская СОШ

Тема: «Заглавная буква в именах собственных»
Класс: 2
Дата проведения: 28 октября 2015 г.

Цели:
Познакомить с понятиями нарицательное и собственное имя существительное.
Совершенствовать умения записывать имена собственные.
Способствовать развитию орфографической зоркости.
Совершенствовать общеучебные умения: умения анализировать свою работу и работу товарища, учить оценивать результат работы.
Совершенствовать навыки каллиграфического письма.
Способствовать развитию санитарно-гигиенических норм.



Оборудование:

Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
Карточки с таблицей на каждого ученика.





























Ход урока.

Организационный момент. (1 мин.)

Учитель.
- Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к работе. Проверьте посадку, положение тетради. Запишите в тетради число, слова «классная работа». При письме обратите внимание на высоту, ширину букв, правильность соединений букв, следите за наклоном.
- Сравните, пожалуйста, написанное в тетради с образцом записи на доске.

2. Минутка чистописания.
С, О, Э, Ю, Х, Ж
-Прочитайте буквы. Что заметили?
-Когда слова пишутся с заглавной буквы?
-Запишите эти буквы к себе в тетрадь в алфавитном порядке.
Проверка.

Актуализация знаний. (7 мин.)
Учитель:
- Сейчас я буду читать загадки, а вы на них отвечать. Если ответите правильно, то на доске появится карточка. Приготовьтесь доказать свой вариант ответа.
(задание прочитывается два раза)
Той девочки нет прекрасней,
Той девочки нет умней,
И Пьеро её воздыхатель,
Целый день он поёт о ней.
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что в этой загадке говорится о Мальвине. Она самая прекрасная и умная девочка на свете. Пьеро посвящал ей свои стихи.
Учитель:
- Как вы думаете, какое правило я должна была вспомнить, чтобы правильно написать это слово.
Варианты ответов учащихся:
- Имена людей пишутся с большой буквы.
- В слове Мальвина пишется мягкий знак- показатель мягкости.
(На доске появляется карточка со словом Мальвина).
Учитель:
- Может быть, вы вспомните из какого произведения пришла на урок к нам эта героиня и кто автор этого произведения.
Варианты ответов учащихся:
- Автор этого произведения А. Толстой. Произведение называется «Золотой ключик или приключения Буратино»
Учитель:
- Докажите, о ком или о чем пойдет речь в следующей загадке.
В Простоквашино живёт.
Всё хозяйство там ведёт.
Адрес точно я не знаю,
Но фамилия морская.
Варианты ответов учащихся:
- Я считаю, что речь идёт о собаке по кличке Шарик, потому что он жил в
Простоквашино.
- В этой загадке говорится о коте по кличке Матроскин.
- Матроскин вел хозяйство, фамилия у него была морская.
Учитель:
- У нас появилось два варианта ответа. Чей вариант вы считаете правильным? Покажите сигнальные карточки.
Варианты ответов учащихся:
- Я считаю, что второй вариант ответа правильный. Матроскин жил в деревне Простоквашино, он вел хозяйство, фамилия у него была морская.
Учитель:
- Из какого произведения пришли эти герои и кто автор этого произведения?
Варианты ответов учащихся:
- Эти герои пришли из произведения Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино»
Учитель:
- У меня два варианта записи этого слова.
(На доске появляются карточки со словами «Матроскин» и «матроскин»).
- Какой вариант вы считаете верным?
- Наши мнения разделились.
(один из уч-ся показал карточку с №2). Кто прав? Докажите.
Вариант ответа учащегося:
- Я считаю, что правильный вариант под №1, потому что клички животных пишутся с большой буквы.
Учитель:
- Вспомните, как Матроскин назвал свою корову?
Вариант ответа учащегося:
-Корову звали Мурка.
(На доске появляется карточка со словом Мурка.)
Учитель:
- Поднимите сигнальную карточку, если вы согласны с написанием этого слова. Докажите свое мнение.
Вариант ответа учащегося:
- Клички животных пишутся с большой буквы.
Учитель:
- Продолжите фразу:
Дядя Федор, Матроскин, Шарик жили в деревне ..
Вариант ответа учащегося:
- Деревня называется Простоквашино.
Учитель:
- О чем я должна была помнить при записи этого слова?
- Вариант ответа учащегося:
- Географические названия пишутся с большой буквы.
Учитель.
- Молодцы! Ответили на все вопросы правильно. На партах лежат листочки, возьмите их.
- Рассмотрите и предположите, какое задание мы будем выполнять?




Мальвина


Матроскин


Потапыч


Мурка


Простоквашино



Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что нужно будет заполнить таблицу.
-- Я думаю, нужно будет записать, что обозначает эти слова?
- Может быть, нужно записать название мультфильмов и сказок?
- В первом столбике записаны все слова с заглавной буквы. Я думаю, что во второй столбик нужно будет записать слова с маленькой буквы.
Учитель:
- Верно. С этими словами можно выполнить все предложенные вами виды работ. Я вам предлагаю поработать в парах. Напротив каждого слова записать, что оно обозначает и выделить в этих словах все известные орфограммы.
- Если возникнут затруднения, поднимите карточку с вопросом.
(Дети работают на карточках в парах).
Учитель:
- Проверьте правильность выполненной работы.
(На доске появляется образец)
?
?

Мальвина
девочка

Матроскин
кот

Потапыч
медведь

Мурка
корова

Простоквашино
деревня


- Покажите сигнальную карточку те, кто не допустил ошибок. Нарисуйте звёздочку.
- Какие орфографические ошибки вы допустили? Исправьте их, пожалуйста, зелёной пастой.
(Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).

Создание проблемной ситуации. (3 мин.)
Учитель:
- Предположите, что могут обозначать вопросительные знаки в таблице?
Варианты ответов учащихся:
Я думаю, что надо найти общее в каждом столбике и дать название.
-Может быть, надо вывести правила, почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой.
Учитель:
- Возможно, вы и правы. Вернемся к этому вопросу позже. Посмотрите внимательно и подумайте, как можно назвать эту таблицу. У каждого из нас есть имя, значит, и у таблицы должно быть свое название.
Варианты ответов учащихся:
-Правила написания заглавной и строчной буквы.
- Я бы назвала эту таблицу «Маленькая и большая буква в именах существительных».
Учитель.
- У нас несколько версий. А кто из ребят был прав, узнаем, прочитав запись на доске.
На доске:
Имена существительные собственные и нарицательные.
- Так на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?
Варианты ответов детей.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми понятиями.
- Мы узнаем, что существительное бывает собственное и нарицательное.
- Узнаем, как пишутся собственные и нарицательные имена существительные.

4. Открытие нового знания. (4 мин.)

Учитель:
- Сначала выясним, что обозначает слово собственное? Ваши варианты.
Варианты ответов учащихся:
- Собственное – это значит, находится в собственности.
- А я думаю, что это слово обозначает – моё. Например, моя рука, моя нога.
Учитель:
- У каждого человека есть собственные имена существительные. Как вы думаете какие?
Варианты ответов учащихся:
- Я считаю, что это имя, фамилия и отчество.
Учитель:
- А для чего человеку нужны имя, фамилия, отчество?
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, чтобы люди друг друга не путали.
- Мне кажется, чтобы было различие между людьми.
Учитель:
- Какие ещё собственные имена существительные вы знаете?
Варианты ответов учащихся:
- Клички животных – это собственные имена существительные.
- Названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.
Учитель:
- А как можно короче сказать, что это за названия? Где можно встретить названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.
Варианты ответов учащихся:
- Эти названия географические и их можно встретить на картах.
Учитель:
- Так как же пишутся собственные имена существительные?
Варианты ответов учащихся:
- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Учитель:
- Приведите свои примеры собственных имён существительных. Может быть, кто-то приведет примеры пользуясь таблицей, с которой мы начали работать.
Варианты ответов учащихся:
- Мальвина, Матроскин, Простоквашино – это имена собственные.
Учитель:
- Предположите, как можно назвать имена существительные второго столбика.
Варианты ответов учащихся:
- Девочка, кот, корова, медведь, деревня – это имена нарицательные.
- Напишите название каждого столбика в нашей таблице.
(Учащиеся работают в парах)
На доске открываются названия столбиков в таблице
собственные
нарицательные

Мальвина
девочка

Матроскин
кот

Потапыч
медведь

Мурка
корова

Простоквашино
деревня


Учитель:
- Внимательно рассмотрите таблицу и сформулируйте правило.
Варианты ответов учащихся:
- Собственные имена существительные пишутся с большой буквы, а нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.
- Я не согласна. Нарицательные имена существительные в начале предложения напишем с большой буквы.

Применение новых знаний. (23 мин.)

А) На доске записаны слова:
(М, м)осква, (Ш, ш)ар, (Г, г)агарин, (О, о)льга (П, п)етровна, (Р, р)акета, (Д, д)ик, (С, с)обаки, (Я, я)на.
Учитель:
- Прочитайте слова, которые написаны на доске. Предположите, какое задание будем выполнять.
Варианты ответов учащихся:
- Нужно будет списать слова и обозначить орфограммы.
- Наверное, нужно будет списать слова, обозначить орфограммы, разделить слова на группы.
-Я думаю, что нужно выписать сначала собственные имена существительные, а потом нарицательные.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы выполним второе задание, которое вы нам предложили.
- На какие бы группы вы разделили слова?
Варианты ответов учащихся:
- Имена существительные собственные и нарицательные.
- Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
- Слова, которые называют один предмет. Слова, которые называют несколько предметов.
- Слова, которые можно переносить. Слова, которые нельзя переносить.
Учитель:
- Молодцы! Вы назвали много группировок. Мы с вами будем записывать слова в два столбика:
Собственные Нарицательные
имена существительные имена существительные
Учитель:
- Каким правилом будете пользоваться?
Вариант ответа учащегося:
- Собственные имена существительные пишутся с большой буквы, а нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.
Учитель:
- Проверьте посадку, наклон тетради. Соблюдая правила каллиграфии, выполните задание.
(Самостоятельная работа)
- Проверяем цепочкой. Прочитайте слово, укажите, в какой столбик вы его записали, какую букву использовали при записи слова. ( Во время проверки на доске при помощи карточек появляется запись).
Собственные Нарицательные
имена существительные имена существительные
Москва шар
Гагарин реки
Ольга Петровна ракета
Дик собаки
Яна
Учитель:
- Покажите, пожалуйста, пользуясь сигнальными карточками, кто согласен с записью на доске. Нарисуйте звёздочку, если у вас не было ошибок.
(Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы выровнять столбики?
Варианты ответов учащихся:
- Подобрать свое слово. Например: (учащиеся приводят примеры)
Учитель:
- Запишите пример своего слова во второй столбик. Каким правилом будете пользоваться?
Вариант ответа учащегося:
- Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.
Учитель:
Б)
- Прочитайте задание к упражнению № 132.
- Найдите слова одинаковые по звучанию, но разные по значению и написанию.
Физкультинутка.
В)
Учитель:
Задание: Рассмотри рисунки и подписи к ним. Объясни разницу в написании слов.
Варианты ответов учащихся:
- Роза – это название цветка. Нарицательное имя существительное, поэтому напишем с маленькой буквы. Имя девочки – Роза, напишем с заглавной буквы. Это собственное имя существительное.
(Аналогично дети дают объяснение другим парам слов).
Учитель:
- Предположите, какое задание можно выполнить, используя эти слова?
Варианты ответов учащихся:
- Я предполагаю, что нужно выписать собственные имена существительные.
- Можно выписать нарицательные имена существительные.
- Наверное, составить предложения с этими словами.
- Я бы составил текст, используя данные слова.
Учитель:
- Один из вас догадался, что мы будем составлять предложения, используя данные слова. Составьте предложения.
Варианты ответов учащихся:
- Девочка Роза поставила в вазу розу.
- Воздушный шарик поймал пёс Шарик и т. д.
( Записать в тетрадь, наиболее удачный вариант).
Учитель:
- Записываем предложение учащегося под диктовку.
Девочка Роза поставила в вазу розу.
- Обозначить все знакомые орфограммы.
(Один ученик работает за закрытой доской).
Вариант ответа учащегося:
(Ученик даёт полный монологический ответ)
- Первое слово - девочка, напишу с большой буквы - это первое слово в предложении. Ставлю ударение. Ударение падает на слог –де. Безударный гласный обозначу буквой о. Это словарное слово, написание должны запомнить.
В этом слове сочетание – чк, Пишу без мягкого знака.
Второе слово - Роза, напишу с большой буквы - это имя собственное.
Следующее слово - поймал, напишу с маленькой буквы. Ставлю ударение. Ударение падает на слог –мал. Безударный гласный обозначу буквой о.
Четвёртое слово – в. Это маленькое слово – предлог. Предлоги со словами пишутся отдельно.
Пятое слово – вазу. Ставлю ударение. Ударение падает на слог – ва. Опасных мест нет.
Шестое слово – розу. Ставлю ударение. Ударение падает на слог –ро. Слово напишу с маленькой буквы – это название цветка.
В конце предложения ставлю точку.
- С помощью сигнальных карточек оценивается работа отвечающего у доски и работа каждого учащегося.
(Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).
- У кого работа выполнена без ошибок, нарисуйте звёздочку.

Итог урока. (1 мин.)
Учитель:
- Какое открытие для себя сделали на этом уроке?
(Варианты ответов учащихся)
Учитель:
-Как полученные знания могут пригодиться в жизни?
Варианты ответов учащихся:
- Мы должны уметь правильно записывать свои имя, отчество, фамилию.
- Полученные знания на уроке, помогут при оформлении документов.
- На уроке окружающего мира мы часто записываем географические названия, их необходимо писать с большой буквы.

6. Оценивание. Домашнее задание. (1 мин.)
- Найдите упражнение №130 на странице 86. Прочитайте задание. Какие вопросы у вас появились после прочтения задания? Это домашнее упражнение. Откройте дневники и запишите домашнее задание.

















































Самоанализ урока.

Краткая характеристика класса.
Исходный уровень учащихся на начало 2007-2008 уч. г.
Из 20 учащихся, поступивших в первый класс – 12 человек посещали детский сад, 8 человек не посещали детский сад.

Общий уровень развития.
Высокий
1 человек
( 5 %)

Выше среднего
2 человека
( 10 %)

Средний
10 человек
( 50 %)

Ниже среднего
5 человек
( 25 %)

Низкий
2 человека
( 10 %)


В данный момент в классе обучается 19 человек. 8 мальчиков и 11 девочек.
Высокий
1 человек
( 5 %)

Средний
17 человек
(90%)

Ниже среднего
1 человек
(5%)


В классе 19 учащихся. Присутствовало 19 учащихся.

Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».
Первоначальное знакомство с темой «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по теме.
Второклассники уже достаточно хорошо выполняют задания по данной теме и практически не допускают ошибок. Поэтому на уроке я решила идти на опережение программного материала и познакомить детей с понятиями собственные и нарицательные имена существительные.
Основной целью урока являлось совершенствование умений записывать имена собственные и нарицательные, уметь находить их различия. Весь материал был отобран исходя из поставленной цели. На протяжении всего урока дети должны были в различных заданиях, указать, подобрать имена собственные, объяснить выбор заглавной буквы. На каждом этапе проводилась работа на усвоение нового материала.
Актуализация знаний.
На данном этапе урока дети увидели закономерность в таблице. В первом
столбике помещены слова, которые написаны с заглавной буквы.
Создание проблемной ситуации и открытие новых знаний.
Новые знания учащиеся получали не от учителя, а добывали информацию
самостоятельно, основываясь на ранее полученные знания. Проверили правильность своих суждений, опираясь на материал учебника.
Применение новых знаний.
Выполняя задание на группировку, путём создания ситуации противоречия, учащиеся предлагали самые разные версии. Дети увидели 4 группировки слов, что говорит о высоком уровне развития наблюдательности, умении видеть сходства и находить различия.
Результативность:
Без ошибок выполнили группировку – 17 уч. (89%)
Допустили 1-2 ошибки – 2 уч. (11%)
Уровень самоконтроля:
Высокий уровень – 1уч. (5%)
( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)
Средний уровень – 1 уч. (5%)
(исправил ошибку во время проверки)
Задания представленные в учебнике помогали детям
составлять связный устный ответ. Учащиеся сделали для себя вывод, что слова одинаковые по звучанию могут различаться написанием и значением. Все дети нашли и обозначили их в стихотворении (без ошибок – 19 учащихся, что составляет 100%).
Проведение физминутки, тоже было связано с новой темой. Считаю, что проведение такой игры, способствует ещё лучшему запоминанию материала.
Завершающее задание: составить предложения со словами одинаковыми по звучанию, но различными по написанию и значению. Было составлено много различных предложений, самое удачное было записано.
Результативность:
Без ошибок записали слова с новой орфограммой в предложении – 17 уч.(89%)
Допустили 1-2 ошибки на новую орфограмму– 1уч. (5%)
Уровень самоконтроля:
Средний уровень – 1 уч. (5%)
(исправил ошибку во время проверки)
Ещё одна задача, которую я ставила перед собой - это развитие
орфографической зоркости. Использовались слова, как с изученными орфограммами, так и на новое правило. В течение урока были обозначены в каждом задании все орфограммы и названы все способы проверки. Дети на слух могут определить слабую позицию в слове.
Запись слов в таблице.
Без ошибок записали слова – 16 уч. (84%)
Допустили 1-2 ошибки орфографические ошибки – 3 уч.(16%)
Тип ошибок: - безударный гласный непроверяемый ударением –
3 уч. ( !6%)
Уровень самоконтроля:
Высокий уровень – 1уч. (5%)
( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)
Средний уровень – 2 уч. (10%)
(исправил ошибку во время проверки)
Группировка.
Без ошибок записали слова в столбики – 18 уч. (94%)
Допустили 1-2 ошибки орфографические ошибки – 1 уч.(5%)
Тип ошибок: - безударный гласный в корне – 1 уч. ( 5%)
Уровень самоконтроля:
Средний уровень – 1 уч. (5%)
(исправил ошибку во время проверки)
Запись предложения.
Без ошибок записали предложение – 16 уч. (84%)
Допустили 1-2 ошибки – 3 уч. (16%)
Тип ошибок: - безударный гласный в приставке – 2 уч. ( 11%)
- написание предлогов со словами – 1 чел (5%)
Уровень самоконтроля:
Высокий уровень – 1уч. (5%)
( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)
Средний уровень – 2 уч. (10%)
(исправил ошибку во время проверки)
В течение урока совершенствовались навыки каллиграфического письма. Работа велась индивидуально и фронтально.
Анализ тетрадей:
Тетрадей с хорошей каллиграфией – 10 (53%)
Тетрадей с удовлетворительной каллиграфией – 9 (47%)
Особое место на уроке отводилось развитию санитарно-гигиенических норм. До урока кабинет был проветрен. В течение всего урока следила за посадкой детей при письме, положением тетради на парте. Учащиеся выполнили физминутку.
В течение всего урока совершенствовались общеучебные навыки учащихся при выполнении практических работ, работе с учебником, работе в парах. Учились наблюдать, обобщать, делать выводы.
На уроке все дети были активны.
В течение урока были опрошены все дети. Звучала монологическая речь учащихся.
В конце урока дети сделали очень важный вывод для себя, что полученные знания им пригодятся в жизни.
Атмосфера в классе была спокойная, доброжелательная.
Считаю, что урок получился результативным. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.







































15