Конспект урока по русскому языку в 1 классе Заглавная буква в именах собственных

Интегрированный урок русского языка с окружающим миром
в 1 А классе

Учитель: Шайхутдинова Гульнара Равиловна,
МАОУ Лицей №2 г. Балаково

Тип урока: урок отработки умений.

Тема: Заглавная буква в написании имен собственных (имен, отчеств, фамилий; кличек животных).

Цель: создать условия для осмысленного написания учащимися имен собственных с заглавной буквы.
Задачи:
- создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
- обобщить знания о правописании имён собственных, сознательное умение писать имена, фамилии, отчества людей, клички животных с большой буквы;
- использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; работать в группе;
- развивать познавательный интерес к изучению русского языка, речь учащихся;
- расширять знания детей об окружающей действительности;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- формировать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учащиеся продолжат распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу, желание приобретать новые ЗУН.
Регулятивные УУД: Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные УУД: Обучающийся научится осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Формы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер, телевизор, магнитофон, презентация, доска, учебник, задания для групп, карточки со словами, сигнальные карточки (настроений), планшет для наблюдений (индивид.), записи шума леса, релаксация – музыка, картинка Лесовичка, картины леса.

Ход урока.
1 Мотивация к учебной деятельности. (1мин)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы (коммуникативные и личностные УУД).
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть наш урок принесет всем радость общения. Поприветствуйте наших гостей! Присаживайтесь!
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидают интересные задания, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила:
Учимся работать сообща.
Пишем красиво и аккуратно.
Мы слышим друг друга.
Ноги на месте,
Руки на месте,
Локти у края,
Спина прямая.
2. Психологический настрой (1мин)
- Ребята, посмотрите на наши сигнальные карточки настроений (солнышко и тучка). Какое больше всего вам нравится сегодня? Я рада, что у вас хорошее настроение, надеюсь, что до конца урока оно останется таким же хорошим. СЛАЙД 1

- Ребята, сегодня на уроке мы пойдем с вами на экскурсию. Но это будет не обычная экскурсия, а воображаемая - «сказочная», где нас ждут интересные встречи и задания.
-Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас сегодня свой планшет наблюдений. А писать на нем надо красиво, аккуратно и безошибочно.
-Дата в дневнике наблюдений очень важна. Запишите на своих планшетах сегодняшнее число.
(Дети записывают число: 29 апреля)

(Включаю звуки леса) СЛАЙД 2
Здравствуй лес
Великий лес
Полон разных ты чудес.
Нам сегодня помоги
Двери детям отвори.

2. Самоопределение к деятельности (5мин)
Цель:
1) определить содержательные рамки урока (имена собственные);
2) согласовать тему и цель
Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме (познавательные УУД).

а) - Ребята, посмотрите, нас встречает хозяин леса старичок – Лесовичок. СЛАЙД 3

(Читает наизусть ученица)
Есть на свете старичок,
Старичок - Лесовичок,
Носит он из пестрых листьев
Разноцветный колпачок.
Сапоги берестяные,
Шаровары расписные.
Сам в зеленом армяке.
Посошок в его руке.
Каждый день и в дождь, и в зной
Сторожит он мир лесной.
- Ребята, старичок - Лесовичок приготовил загадки. Отгадаем?

"В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали (Дюймовочка; 2 см 54 мм). СЛАЙД 4

Мальчик – луковка
Он в Италии родился,
Он своей семьей гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надежный верный друг. (Чиполлино) СЛАЙД 5
Длинноносый деревянный мальчик, вырезанный из полена папой Карло, в переводе с итальянского языка означает кукла (Буратино) СЛАЙД 6
Он в лесу у нас живёт, Лечит весь лесной народ. Всем на помощь он спешит - Добрый ... (доктор Айболит) СЛАЙД 7
5) Девочка с голубыми волосами.
Она дружила с самим Буратино
Зовут ее просто, ребята, ..(Мальвина). СЛАЙД 8

(после каждой загадки, на доске прикрепляю слова - отгадки )
- Лесовичок доволен вами!
- Ребята, а какое задание можно выполнить с этими словами?
- Расставить их в алфавитном порядке
- Что общего у этих слов-отгадок?
- Назовите тему нашего урока (Большая буква в написании имен собственных) СЛАЙД 9
(Читает ученица)
- Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Сережа и Андрей!
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте!
- Сегодня мы вспомним написание имен, фамилий. Узнаем, какие еще группы слов пишутся с большой буквы.
- Ребята, а чтобы наши планшеты были именными, напишите на них своё имя.
3. Работа в группах. Обсуждение. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (5мин)
Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять изученные случаи употребления заглавных букв в именах, фамилиях и отчествах людей; расширять знания детей об окружающей действительности; формировать бережное отношение к природе. Дети рассматривают написание предложений, строят рассуждения и рассказывают о том, что в объектах не правильно, высказываются в устной форме, адекватно воспринимают оценку учителя (развивались регулятивные , коммуникативные и познавательные УУД).

Работа в группах.

- Итак, мы с вами вошли в лес. - Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя в лесу в любое время года?

1.Не шуметь.
2.Не разбегаться, чтобы не заблудиться.
3.Не ломать кусты и ветки деревьев.
4.Не есть неизвестные ягоды.
5.Не рвать незнакомые грибы.
6.Не разорять птичьи гнезда.
7. Не разжигать костры. СЛАЙД 10

- Ребята, Лесовичок вам дарит вот эти памятки.
- А теперь давайте выполним следующее задание Лесовичка.
(Каждая группа получает карточку с заданием, где нужно решить орфографические задачи. В каждом предложении есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию). Подумайте, обсудите в своей группе и прокомментируйте запись. (Поработав в группах, к доске выходят по одному человеку от группы. Ученики в порядке очерёдности знакомят класс со своим заданием и его решением.)
А теперь самостоятельно запишите предложения, пользуясь правилами орфографии:
Сели прямо, ноги вместе,
 Под наклон возьмём тетрадь.
 Левая рука на месте,
 Правая рука на месте,
 Можно начинать писать!!!
СЛАЙД 11
1 группа: собака шарик поймала воздушный шарик 2 группа: в саду лилия поливает лилии
3 группа: иван блинов съел много блинов
- Проверка предложений.
-Какие слова являются собственными и пишутся с большой буквы?

4. Физминутка: СЛАЙД 12
А)«Как живешь?» (1мин)
Б)Игра « Большой - маленький».
Учащиеся планируют свои действия, устанавливают аналогии (познавательные, регулятивные УУД).
Если произношу имя собственное – дети встают, если нарицательное –хлопают. (собака, Мурка, кошка, теленок, Милка, Дружок, мама, Маша, груша, учитель, Анна Ивановна, Носов, весна)
Вывод:
- Как пишутся имена, фамилии и отчества людей?( с заглавной).
- С какой буквы пишутся названия животных? (со строчной)
- С какой буквы пишутся клички животных? (с заглавной.)
Запомните: клички животных пишутся с заглавной буквы. СЛАЙД 13
Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило (познавательные и регулятивные УУД).

5.Закрепление изученного материала.
А) Работа над им. сущ. – нариц. и собств.(4мин)
Дети учитывают выделенные учителем ориентиры действия, строят рассуждения, подводят под понятие, устанавливают аналогии, выполняют учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).
СЛАЙД 14
Солнце елочки пригрело, Сосны и валежники. На поляну вышли смело Первые подснежники. На проталинке стоят, На ветру качаются, Словно звездочки горят, Лесу улыбаются.
Подул весенний ветерок и лепесточки цветков разлетелись. Давайте соберем их.
- Ребята, какое задание можно выполнить со словами? (разделить на 2 группы- собств. и нариц.). (собираем цветы на доске)
-Запись – с комментированием в 2 столбика. Подчеркнуть орфограммы.
Собака. Боря. Дружок. Оля. Пенал.
Петров. Ученик. Барсик. Гриб. Берёза.

Б) «Исправь ошибки». Упражнение в соотнесении животного и его клички (2мин).
Дети высказывают предположения, владеют монологической и диалогической формами речи (коммуникативные и личностные УУД).

- Ребята, зачем человек дает животным клички? Прочитайте самостоятельно и подумайте, все ли здесь правильно? СЛАЙД 15

Жили-были дед и баба,
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А ещё у них была
Собака Буренка.
А коровушку свою
Кликали Муренка

- Что заметили необычного? (Здесь поэт перепутал все клички) - Давайте наведём порядок. СЛАЙД 16, 17
Кличка животного должна соответствовать внешним особенностям и повадкам животного
Молодцы! У вас все получилось.
Вывод (1мин).
- Ребята, в конце нашего путешествия Лесовичок просит вас ответить на вопросы.
Согласны ли с утверждениями (сиг.карт.: да - зеленая, нет- красная):
- Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы? (Да)
- Клички животных пишутся с маленькой буквы? (Нет)
- Клички животных пишутся с большой буквы? (Да)
- Имена собственные пишутся с заглавной буквы? (Да)
- К собственным именам относятся только имена, фамилии, отчества людей? (Нет)
- Большая буква в собственных именах «опасное при письме место»? (Да)

7. Рефлексия деятельности (2мин)
Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
- Ребята, а какие еще слова пишутся с большой буквы? (реки, горы, города..)
- Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Вот пришел миг расставаться,
С добрым и великим лесом.
Очень хочет на прощанье
Старичок - Лесовичок
Вам вручить боровичок (вручение кондитерских грибов)

Ребята, молодцы! Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 18
Покажите, с каким настроением вы уходите с урока?
(карточки настроений). СЛАЙД 19

На уроке русского языка первоклассники выяснили существенные признаки имён собственных, установили причинно-следственные связи, строили умозаключения на основе полученной информации, принимали её или подвергали сомнению, перепроверке. Все задания урока позволили работать над формированием универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных).
15