Статья Формы аттестации учащихся в дополнительном образовании

Л.В. Козлова.
зав. отделом технического
и декоративно-прикладного творчества
МАУДО «ГДТДиМ №1»
Творческий проект как одна из форм итоговой аттестации учащихся
Сложные и противоречивые процессы, происходящие в непрерывно меняющемся обществе, требуют накопления интеллектуального и творческого потенциала, а в связи с этим и поиска новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, навыка самостоятельности, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – самоопределения и будущей профессиональной деятельности.
Приоритетной целью образования становится человек с развитым инновационным мышлением, способный критически, быстро и гибко взаимодействовать с изменяющейся реальностью. Сегодня востребована личность, способная к самореализации и саморазвитию, т.е. активному превращению своих возможностей в действительность.
Интерес к открытиям, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще в школьном возрасте.
Уже в начальной школе можно встретить учащихся, которым недостаточно программного материала, которые с удовольствием ищут ответы на свои вопросы в дополнительных источниках информации. Педагогу важно заметить и приветствовать этот интерес, помочь детям претворить в жизнь планы и мечты, вывести на дорогу поиска. Работа над творческим проектом дает возможность младшим школьникам объединиться по интересам, обеспечивает разнообразие ролевой деятельности, свободу выражения идей. Частично работа над творческим проектом может выполняться дома с помощью родителей – и это способствует взаимопониманию, доверительным отношениям ребенка и взрослых.
В среднем школьном возрасте учащиеся решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования частично-поискового характера. Главный критерий здесь - личный интерес воспитанника, его личная увлеченность, а главная задача педагога – создать условия для развития самостоятельной творческой деятельности учащегося с учетом, конечно, индивидуальных склонностей.
В старшем школьном возрасте у учащихся оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно ориентированный характер.
Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой творческих проектов, что является одной из форм итоговой аттестации при завершении процесса обучения по той или иной программе.
В Городском дворце творчества детей и молодежи №1 города Набережные Челны разработана система контроля ЗУН учащихся:
вводный контроль, в ходе которого педагог определяет базовые знания, умения учащихся необходимые для овладения образовательной программой в новом учебном году.
промежуточная аттестация - проверяются знания, полученные учащимися при овладении программы за 1- е полугодие.
итоговая аттестация – показывает результат обучения по программе за год или при завершении обучения по данной программе.
Все чаще учащиеся выбирают защиту творческого проекта, как форму итоговой аттестации.
Действительно, основные этапы проектирования - определение потребности и формулировка задачи, выработка идей и проведение исследования, выбор и проработка одной идеи, изготовление изделия позволяют учащимся приобрести навыки самостоятельной деятельности.
Если для учащихся среднего возраста идеи для творческих проектов предлагаются педагогом, подкрепляются образцами и технологическими картами, то для старших предоставляется возможность самостоятельно выбрать объект проектирования, задавая определенный уровень сложности.
Работая над проектом, дети знакомятся с народными промыслами, с традициями и секретами мастерства умельцев прошлого и настоящего.
 Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.
 После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом)
Структура проекта : введение, основная часть, заключение.
Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.
 Основная часть – описание поэтапного решения задач.
Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Выступление учащегося при защите проекта может быть построено из ответов на следующие вопросы:
Почему ты разрабатывал именно этот проект, для кого он предназначен?
Было ли проведено предварительное исследование, интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то, что было выявлено?
Какова основная идея твоего проекта? Какие еще были идеи? Почему ты их отверг?
Какими требованиями к проекту ты руководствовался?
Какие материалы использовались? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени потребовалось? Кто тебе помогал? (краткая характеристика процесса выполнения проекта)
По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?
Как можно улучшить проект и (или) каковы направления для дальнейшего исследования.
Одной из ценностей процесса создания творческого проекта является его неизменно деятельностный характер. Исследование требует как постоянно мыслительной деятельности, так и деятельности практической, которая служит критерием проверки гипотез. А воспитательный аспект ценности деятельности определяет активный склад личности, позволяющий человеку постоянно ставить перед собой новые цели и решать поставленные задачи, это определяет личностный успех и вклад в развитие общества.
Способность подрастающего человека при решении проблем двигаться новыми, нестандартными путями, не довольствоваться схемами и стереотипами – это также ценность, ценность творческого подхода.
Еще одна ценность связана с необходимостью постоянной коммуникации в процессе работы над творческим проектом. Обретение этой ценности способствует пониманию мышления как процесса коллективного, происходящего в сообществе, в которое входят носители различных культур, традиций. Работа над проектом способствует развитию речи учащихся, обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
Огромное значение имеет способность педагога создать мотивацию к работе над творческим проектом, она может быть обусловлена интересом к данной программе, эмоциональным восприятием поднимаемой проблемы, а возможно в старших классах – значимостью для будущего профессионального выбора. Сущность взаимоотношений педагога и ребенка в процессе работы над творческим проектом выявляется и через профессиональную позицию наставника. В данном случае эта позиция – не учить, а помогать учиться, делая опору на его инициативу, потребность в игре, общении, деятельности, обеспечивая тем самым продвижение учащегося по «лестнице успеха».

Использованная литература (источники в интернете):
«Основные этапы работы над проектом» http//www.mindomo.com/ view?
«Организация работы с проектами» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]