Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему Л.Н.Толстой. Рассказ-быль Кавказский пленник


Конспект
открытого урока литературы
в 5 «В» классе
Тема урока: Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
Цели урока:
помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
формировать представление об историческом прошлом России;
формировать навыки выразительного чтения;
воспитывать интерес к жизни и творчеству Л.Н.Толстого, формировать гуманистическое мировоззрение;
формировать у детей навык самоконтроля (оценить работу на уроке);
воспитывать эстетические чувства.
Задачи:
Познакомить с некоторыми фактами биографии писателя, особенностями его творчества;
Развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения по ролям;
Воспитывать смелость, решительность, умение противостоять жизненным трудностям.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению.
Учебник: Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.
Ресурсы сети Интернет:
Литературные имена (http://www.library.ru)
Социальная сеть работников образования (http://www.nsportal.ru)
http://www.youtube.com/watch?v=IP0rCqR9AvM#action=share«Урок в формате А4»
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнемся и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего настроения.

Демонстрируют свое настроение.
Внимание, уважение к сверстникам (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К); мобилизация сил и энергии (Р).
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?
- Какие его произведения вы читали?
(Слайд №1)
Мотивация учебной деятельности.
«Дерево ассоциаций»: в центре тетрадного листа напишите «Л.Н.Толстой», от этой записи нарисуйте стрелочки и подпишите ассоциации
Целеполагание.
- Прочитайте еще раз тему нашего урока. На какие части её можно разделить?
- Сформулируйте цель нашего урока. Закончите фразы.
(Слайд №2) Отвечают на вопросы. Дополняют ответы одноклассников.
Выполняют задание в тетради
Формулируют тему и цели урока.
-Расширить знания о жизни Л.Н.Толстого.
-Познакомиться с рассказом «Кавказский пленник» Поиск и выделение необходимой информации (П).
Побуждение к деятельности (Л). Выдвижение гипотез и их обоснование (К).
Овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
. «Открытие нового знания»
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися.
Работа с учебным текстом (работа в парах). (Слайд №3)
- Самостоятельно прочитайте статью учебника о Л.Н.Толстом (с.247-248) и заполните «таблицу жизни» писателя («Жизнь. Творчество. Личность»). 1 ряд – заполняет графу «Жизнь»
2 ряд – заполняет графу «Творчество»
3 ряд – заполняет графу «Личность»
Просмотр видеоролика «О льве Николаевиче Толстом» http://www.youtube.com/watch?v=IP0rCqR9AvM#action=shareФизкультминутка. (Слайд №4)
Презентация работы в парах
Фронтальная беседа
-Что такое быль?
-Опираясь на название произведения, можно понять, о чем пойдет речь?
-Кто такой кавказский пленник?
Слово учителя (Слайды №5,6)
История создания рассказа «Кавказский пленник»
В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной. Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.
В память об этом случае Садо подарил Л.Н. Толстому свою саблю. Она теперь хранится в московском музее Л.Н. Толстого.
Во время Кавказской войны, тянувшейся более 20 лет, журналы и газеты охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену.
Позже Л.Н. Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф. Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось ему освободиться из плена. Л.Н. Толстой воспользовался этими воспоминаниями для своего рассказа «Кавказский пленник».
«Кавказский пленник» написан Л.Н. Толстым для «Азбуки», которую он выпустил в свет в 1872 г. Л.Н. Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «все было красиво, коротко просто и, главное, ясно».
Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя. Один из друзей Л. Н. Толстого однажды спросил писателя, в каком возрасте можно дать ребенку повесть «Детство»? Л.Н. Толстой очень удивил друга, когда ответил, что ни «Детство», ни «Отрочество» не следует давать читать детям, и потом с «особенным оживлением» добавил: «Вот "Кавказский пленник" — Жилин и Костылин, - вот это я люблю. Это дело другое, "Кавказский пленник" можно дать детям, и они любят его».
Этот разговор происходил в Ясной Поляне летом 1883 г. А через 15 лет Л.Н. Толстой вновь подтвердил свою любовь к «Кавказскому пленнику», отнеся его к образцовым произведениям «всемирного искусства», выражающим «чувства, доступные всем людям».

Комментированное чтение начала рассказа «Кавказский пленник» (1 глава)
- Каким языком написан рассказ? (Докажите, что Толстой писал его для детской «Азбуки»).
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу.
- Какие персонажи появятся? Какие события произойдут?
- Как закончится история плена?
Читают. Заполняют в тетрадях таблицу.

Отвечают. Дополняют ответы одноклассников.
Смотрят видеоролик, делают записи в тетрадях, дополняют свои таблицы.
Дети выполняют физич. упражнения.
Выступление каждого ряда с дополненными разделами таблицы
Отвечают на вопросы учителя
Слушают учителя
Читают рассказ.
Отвечают на вопросы Выполнение логических операций: анализ, синтез (П). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К). Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности (Р). Побуждение к деятельности (Л).
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (Лог). Выдвижение гипотез и их обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К). Нравственно-эстетическая ориентация (Л). Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск необходимой информации (П).
Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста (П).
Анализ, обобщение, определение понятия; построение логически обоснованных рассуждений; представление информации в разных формах (П). Понимание позиции другого, выраженного в явном и неявном виде (диалог с автором текста); переработка, систематизация информации (К). Осознание целостности мира и многообразие взглядов на него, вырабатывание собственных мировоззренческих позиций (Л).
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Какую цель урока мы обозначили в самом начале? Достигли ли мы её?
Закончите фразы: (Слайд №7)
- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне было трудно…
- Мне понравилось…
- Я хочу узнать…
- Лучше всех работал… Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л).
V. Домашнее задание (Слайд №8)
План рассказа «Кавказский пленник»
Тест на знание содержания рассказа
Заполнить «таблицу жизни» Толстого до конца (всем)
Инд.: найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль», попытаться сделать вывод о значении фамилий героев. Ребята сами определяют, что им интересно, что по силам.