Урок по литературе на тему: Сравнительная характеристика Жилина и Костылина


Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Цели деятельности учителя: Создать условия для составления сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, обучать учащихся созданию художественного образа, формулировать идею, проблематику произведения, развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение, воспитывать грамотного читателя
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: учащийся осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: учащийся принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: учащийся осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: учащийся вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Ход урока:
1. Организационный этап
Приветствие учащихся, настрой на хороший урок.
2. Актуализация, мотивация учебной деятельности
-Какое произведение мы с вами читали на уроке литературы? (Слайд 1)
1. Работа над эпиграфом
Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…
Борис Пастернак.
- Прочитайте эпиграф. (Слайд2)
- Почему война не сказка?
- Что значит «мы ее не золотим»?
Вывод:
-Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
-Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.
- Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
-Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война) (Слайд3)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).
Кавказская война - самая продолжительная война.
3.Создание проблемной ситуации.
-В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).
-Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?
-Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина) (Слайд 4)
4. Целеполагание.
-А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)
5. Осмысление текста (анализ)
а). Приемы составления характеристики героев
- Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?
( портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)
Приемы составления характеристики литературных героев: (Слай5)
- внешние черты (портрет);
- поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
- характеристика героя другими действующими лицами
б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. (Слайд 6)
- Сравним Жилина и Костылина.
- Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.
Что общего?
- Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.
Различие.
I. Портрет
- Найдите в тексте описание героев;
- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
- Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).
II. «Говорящая» фамилия
- Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
- Как вы думаете, почему автор дал такую фамилию: Жилин?
(Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек.)
-Как еще можно сказать про него? (сухощавый, крепкий, выносливый).
Как вы определите смысл фамилии: Костылин?
(Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
- Какой наш герой? (слабый).
III. Поведение героев во время нападения татар
- Какое решение принимает Жилин?
- Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
- Как себя ведет Костылин?
-Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
IV. В плену
1. Письмо о выкупе
- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
- Почему Костылин много раз писал письма домой?
Костылин не одно письмо написал, потому думал только о себе.
2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
- Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
- Во что верит Костылин? (в выкуп)
3. Занятия героев
Жилин:
- Рукодельничает;
- Изучает местность, так как думает о побеге;
- Общается с Диной;
- Лечит людей аула.
- Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
- Бездействует и стонет.
4. Мнение татар о героях.
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».
V. Побег
- Расскажите об этом.
- Как вели себя герои?
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
6. Вариативное применение открытых смыслов в разнообразных ситуациях.
1.- Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина, распределите их в 2 столбика и запишите в тетрадь. (Слайд 7)
Жилин         Костылин
ходит по аулу спит
всматривается
Скучает
считает дни
выпытывает информацию
Рукодельничает ждет ответ на письмо
2. - Как называется выразительное средство, которое используется при описании героев? (Антитеза)
- Что такое антитеза?
(Антитеза - противопоставление, противоположность)
-Какие изобразительно – выразительные средства вы еще знаете? 
( - метафора;             - эпитет;             - сравнение)
2. Сейчас мы это проверим. Игра «Отгадай-ка!».   (Слай8)
«По целым дням сидит в сарае (Костылин) и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал…» (антитеза)
«… нос крючком, как у ястреба…» (сравнение)
3-4. -Самостоятельно найдите примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа и запишите. (3-4примера)           
5.–Составьте синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин) (Слайд 9)
7. Контроль.
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» (Слайд 10)
(Дети заполняют таблицу)
Жилин Костылин
Общее
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо,
чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Различие
I. Портрет
Удалой, выносливый, смелый. Физически слабый.
II. «Говорящая» фамилия
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый, выносливый, крепкий человек. Костыль – палка, опора при ходьбе хромым
или людям с больными ногами.
Слабый человек.
III. Поведение героев во время нападения татар
Не из робкого десятка, смелый,
решительный,
способен противостоять врагу. Нарушил уговор – не разъезжаться
(ведет себя как трус и предатель).
IV. В плену
1. Письмо о выкупе
Способен щадить чувства близких и
дорогих ему людей. 1. Письмо о выкупе
Трус, думает только о себе.
2. Внутреннее состояние
Сильный духом, верит в удачу,
собственные силы. 1. Внутреннее состояние
Душевно слаб, верит в выкуп.
3. Занятия
Мастер, умный, хитрый, находчивый;
человек дела. 3. Занятия
Бездействует, стонет.
4. Мнение татар о Жилине
Жилин завоевал уважение детей и
взрослых:
«Корош урус», «джигит». 4. Мнение татар о Костылине
Костылин – «смирный».
V. Побег Жилин проявляет волю, мужество,
находчивость, стойкость,
активно борется. Костылин – обуза; страдает, проявляет
эгоизм, слабость.
8.Домашнее задание. (Слайд11)
- Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?
9. Рефлексия(Слайд12)
1. Значимость темы
- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы….
- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
- сделать правильный выбор друзей;
- понимать внутренний мир человека.