Программа дополнительного образования детей старшего возраста на 2015/2016 год «Народные подвижные игры»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 рабочего поселка Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Принято на педагогическом совете Утверждаю_________________ 28 августа 2015 года, протокол № 8 Заведующий О.И.Велигоцкая Приказ № 79 от 31.08.2015 года
Программа дополнительного образования детей старшего возраста на 2015/2016 год
«Народные подвижные игры»
(возраст 6-7 лет, срок обучения 1 год)
Составитель программы:
Кочеткова Людмила Григорьевна,
инструктор по физической культуре МБДОУ
детского сада № 4 р.п. Переяславка
р.п.Переяславка
2015 год
Содержание:
1.Пояснительная записка…………………………………………….. 2
2.Цель программы…………………………………………………….. 2
3.Задачи программы……………………………………………………3
4.Форма занятий……………………………………………………… 3
5.Планируемые результаты……………………………………………3
6.Мониторинг образовательной деятельности ……………………. 4
7.Учебно-тематический план ……………………. 5
8.Литература…………………………………………………………….7
Пояснительная записка:
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Первое место в решении проблемы обучения дошкольников занимает физическая культура.
Эта программа способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жизни через занятия физическими упражнениями и активности, самостоятельности в двигательной активности, в частности, игры.
Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасения материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья дошкольников, основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии детей при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.
Русские народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения дошкольниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Цель программы:
-воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности ребенка, расширение его историко-культурного кругозора.
Задачи программы:
-  сформировать представление о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
-  обучать разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
-  прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
-  развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;
-  формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
-  привить интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
-  воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях игровой и соревновательной деятельности.
Форма проведения занятий:
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы, 6-7 лет. Сроки реализации программы 1 год с октября по май.
Количество занятий – 1 занятие в неделю, во второй половине дня.
Всего: 35 занятий в год (с сентября по май).
Длительность занятия для детей 30 минут.
Место проведения – детская игровая площадка, физкультурный зал.
Форма обучения – специально организованные занятия:
- сюжетные игры, преимущественно коллективные,
-бессюжетные подвижные игры,
- подвижные игры с элементами соревнования,
- игры большой, малой и средней подвижности
Количество детей - 20.
Планируемые результаты:
К концу года ребенок должен знать и выполнять способы преодоления различных препятствий и около 40 подвижных русских народных игр, считалок, жеребьевок.
Уметь организовать самостоятельно свободную деятельность, в том числе занять себя и своих одноклассников на переменах в школе.
Ребенок научится использовать полученные знания, умения и навыки в свободной игровой деятельности.
Будет способен преодолевать застенчивость, стремиться взять на себя не только второстепенные, но и главные роли в играх.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Мониторинг проводится два раза в год (ноябрь и май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы дополнительного образования детей и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника. В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения программы дошкольного образования на основе выявления динамики компетенций, которые они должны приобрести в результате ее освоения.
Критерии оценки:
- Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах
-умеет активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умеет активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявляет положительные качества личности и управляет своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- знает много подвижных русских народных игр, считалок, жеребьевок.
-умеет организовать самостоятельно свободную деятельность, в том числе занять себя и своих одноклассников на переменах в школе.
-использует полученные знания, умения и навыки в свободной игровой деятельности.
-способен преодолевать застенчивость, стремится взять на себя не только второстепенные, но и главные роли в играх.
Инструментарий мониторинга.
Мониторинг качества дошкольного образования включает в себя проведение проверочных занятий, наблюдение за детьми, анализ продуктов детской деятельности, оформление результатов в таблице и выводы.
Учебно-тематический план
Неделя Кол – во часов Тематика занятий Цель, движения:
сентябрь 1 ч. Беседа с детьми о возникновении «комнатных» игр. Вспомнить с детьми знакомые считалки, для чего они нужны Ввести новые понятия. Слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах общения.
Умение действовать с мячом
сентябрь 1 ч. Вспомнить с детьми знакомые игры «Ворота», «Переброска» сентябрь 1 ч. Игры с мячом «Встреча», «Выбей мяч из круга» сентябрь 1 ч. Повторить знакомые игры по желанию детей октябрь 1 ч. Знакомство с игрой «Краски». Повторить игру «Жмурки» отличать новое от уже известного .слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения; учиться выполнять различные роли в группе.
октябрь 1 ч. Закрепить игры «Краски», разучивание русской народной считалки «Первинчики-другинчики» октябрь 1 ч. Закрепление считалки «Первинчики-другинчики», игра «Краски» октябрь 1 ч. Повторение игры «Пустое место», «Горелки с платочком» совместно договариваться о правилах общения.
слушать и понимать речь других.
Бег с увертыванием.
Проявлять активность, самостоятельность
Развитие движений.
ноябрь 1ч. Знакомство с игрой «Колечко», повторение хороводной игры «Пошел козел по лесу» ноябрь 1 ч. Закрепление игры «Колечко», знакомство со считалкой «Таря-Маря» ноябрь 1 ч. Игры «Колечко», «Краски» ноябрь 1 ч. Повторить знакомые игры по желанию детей декабрь 1 ч. Знакомство с игрой «Золото хороню», игра с мячом «Переброска» слушать и понимать речь других.
совместно договариваться о правилах общения.
учиться выполнять различные роли в группе.
учиться выполнять различные роли в группе.
слушать и понимать речь других.
декабрь 1 ч. Заучивание считалки «По тропинке кувырком». Закрепление игры «Золото хороню» декабрь 1 ч. Закрепление игры «Золото хороню», вспомнить слова хороводной игры «Яша» декабрь 1 ч. Закрепление разученных считалок, игры по желанию детей январь 1 ч. Знакомство с игрой «Кто ударил?», закрепление игры с мячом «Встреча» Введение новых правил
активно включаться в общение и взаимодействие
развитие внимания.
Умение понимать юмор и шутки.
Январь 1 ч Закрепление игры «Кто ударил?», повторение раннее выученных считалок январь 1 ч. Беседа с детьми об играх-шутках. Игра по желанию детей февраль 1 ч. Знакомство с игрой «Тарелка». Повторение игры «Колечко» Введение новой игры
использовать полученные знания
развивать память, учить запоминать
февраль 1 ч. Закрепление игры «Тарелка», повторение игры «Краски» февраль 1 ч. Разучивание считалки «Петушок, петушок», повторение игры «Тарелка» февраль 1 ч. Совместные «Петушиный бой», «Пошел козел по лесу» Сотрудничать друг с другом, умение сдерживать себя, выполнять правила
март 1 ч. Знакомство с игрой «Молчанка», повторение игры «Тарелка» март 1 ч. Закрепление игры «Молчанка». Повторение знакомых считалок Развитие внимания. Умение выполнять правила.
Самостоятельно организовать знакомую игру
Закрепить разные действия с мячом
Развитие речи в считалках
март 1 ч. Закрепление игр «Молчанка», «Горелки с платочком» март 1 ч. Повторение игр с мячом «Встреча», «Переброска» апрель 1 ч. Беседа с детьми об играх на внимательность. Игра «Тарелка». апрель 1 ч. Разучивание игры «Вздохи». Повторение игры «Молчанка». апрель 1 ч. Закрепление правил игры «Вздохи». Заучивание считалки «Конь ретивый» апрель 1 ч. Повторение игр «Краски», «Кто ударил?» Введение новой игры и новых правил.
Осознание значений правил.
Умение действовать по правилам.
Проявлять инициативу и самостоятельность.
май 1 ч. Знакомство с игрой «Любишь -не любишь». Повторение игры «Вздохи» май 1 ч. Закрепить игру «Любишь -не любишь». Повторение игры «Молчанка» май 1 ч. Игры с детьми «Любишь -не любишь», «Золото хороню» май 1 ч Игры по желанию детей Литература:
М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры»,
И.Пантеев «Русские народные игры» 1998 год.
Гришина Г.Н. Любимые детские игры. // Г.Н.Гришина / М.: ООО «ТЦ Сфера», 1999 г.-96 с.
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов мира. // А.В. Кенеман /М.: Просвещение, 1989 г.- 239 с.