Урок Сравнительная характеристика Жилина и Костылина ( по рассказу Л.Н.Толстого Кавказский пленник)


Урок «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)»
Цели: сформировать представление о героях произведения на основе сопоставления; отрабатывать навыки анализа текста; развивать умение обобщать, делать выводы, сворачивать и разворачивать информацию; развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; нравственное воспитание, воспитание культуры речи.
Ход урока:
I.ОргмоментII.Определение целей урока учащимися.
III.Актуализация изученного.
1.Исторический комментарий, просмотр иллюстраций с видами Кавказа.
Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее
подавляющего технического превосходства.
2.Составление ассоциативного ряда.
Какие ассоциации возникают после прочтения рассказа Льва Николаевича?
3. «Знакомый незнакомец».Угадай героя.Этот герой:
-подросток, худенький, лет тринадцати, глаза черные, светлый. Одет в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса.
-“На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, все из русских полтинников”. Кто это?
-служил на Кавказе, “невелик ростом, а удал, имеет лошадь охотницкую (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)”
-“на всякое рукоделье мастер был”.  Кто это?
-служил на Кавказе, офицер, “мужчина грузный, толстый”.
-“товарищ смирный”, “ он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют”. Кто это?
IY.Усвоение нового материала.
1.Решение проблемного вопроса «Как Л.Н.Толстой раскрывает характеры героев?» Повторение элементов характеристики героя.
-Кто из героев: Жилин или Костылин – вам ближе?
-Кто больше заинтересовал?
-Почему? Подумайте, почему в тексте нет подробного описания внешности героев?
-На чём заостряет внимание читателей автор?
-Как ведут себя герои в одних и тех же условиях?2.Работа в парах и группах.
Группа1.
 Составьте тонкие и толстые вопросы по теме урока.
 Группа 2. 
Найдите в тексте детали, характеризующие внешность, поведение во время нападения татар, в плену (3 глава), во время побега( 5 глава)  Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу.
Жилин КостылинГруппа 3.
Подберите из текста (5-6 главы) цитатный материал, показывающий  отношение Жилина и Костылина  друг к другу (6-8 цитат)
 Группа 4.
Случайно или нет Толстой дал своим героям такие фамилии? Каков их смысл? Напишите акростихи о героях.

5 группа
Составление схемы диаграммы Венна «Жилин и Костылин »
6 группа
Выберите пословицы по теме урока.О каких качествах характера в них говорится? Обоснуйте свой выбор. Можете ли вспомнить подходящие пословицы на казахском и английском языках? 1
-Без беды друга не узнаешь.
-Гусь свинье не товарищ.
-Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
-Сам погибай, а товарища выручай.
-У нас с ним и лен не делен.
2
-Береги платье снову, а честь смолоду.
-Выгода на миг, доброе имя навек.
-Лучше смерть, нежели позор.
-Платье черненько, да совесть беленька.
-Живи своим умом, а честь расти с трудом.
-Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.
3
-У страха глаза велики.
-Смелость города берет.
-Либо пан, либо пропал.
-Волков бояться-в лес не ходить.
-Сердце соколье, а смелость воронья.
-На смелого собака лает, а трусливого кусает.
4
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Ремеслу у нас везде почет.
-Занятого человека и грусть-тоска не берет.
-С руками нигде не пропадешь.
-Глядя на чужую работу, сыт не будешь.
-Была бы охота, а работа найдется.
-Дело знай, а попусту не бай.
- Как вы думаете, зачем мы сравнивали этих двух героев?
Индивидуальное опережающее задание: прием «Телеграмма ( письмо литературному герою).
3. Работа с иллюстрациями.
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу, скажите какие эпизоды проиллюстрированы? Расскажите их или зачитайте.
- Какими средствами изобразили художники героев повести?
- Совпадают ли ваши представления о героях с изображениями на иллюстрациях? Какими вы представляете героев?
V. Подведение итогов урока.
YI.Рефлексия «Две звезды, одно пожелание»YII.Д.з.: подготовить устный рассказ от имени героя или викторину по произведению
фамилия Работа в
группе Представление
работы группы Само-
оценка Итоговая оценка Оценка учителя