Психологическое здоровье, как необходимое условие полноценного функционирования


Психологическое здоровье, как необходимое условие полноценного функционирования
«Valetudo bonum optimum» - Здоровье – наивысшее благо
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Самое общеупотребительное приветствие «здравствуйте» означает не что иное, как пожелание здоровья. Мы часто упоминаем слова, корень которых «здоров». Общеупотребительными стали такие выражения, как «здоровый образ жизни», «здоровый быт», «здоровый климат», «здоровая семья», и многие другие.
В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей жизни, не дать охватить себя депрессивным тенденциям, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. А если не хватает этой внутренней силы? Тогда неминуем уход из состояния здоровья в апатию, а затем и болезнь.
Как мы понимает свое состояние здоровья или нездоровья?
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) еще в 1948г. определило понятие «Здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
В определение здоровья принято включать 3 компонента: 1) биологическое здоровье (или же физическое здоровье) - совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация к окружающей среде;
2) психическое здоровье (или душевное) - состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию; 3) социальное здоровье - мера социальной активности, трудоспособности, как форма деятельного отношения к миру.
В свою очередь, ВОЗ характеризует психологическое здоровье, как: «...состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества».
Психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования. Насколько же оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть, если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т. п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ).
Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.
Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.
Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным.
Поэтому особо остро встает вопрос организации психологической поддержки людям разного возраста. Психологическое консультирование – область практической работы психолога, предполагающая оказание непосредственной психологической помощи клиентам в виде анализа их психологических проблем, предложения ряда рекомендаций и подбора оптимальных путей их решения. На основе полученных рекомендаций клиент самостоятельно решает возникшие психологические проблемы.
Выделяют следующие виды психологического консультирования: - Интимно-личностное консультирование; - Семейное консультирование; - Психолого-педагогическое, психолого-управленческое консультирование; - Деловое консультирование.
Работая в колледже, больший интерес представляет психолого-педагогическое консультирование.
Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить задачи психологического консультирования и коррекции:
обучение положительному самоотношению и принятию других;
обучение рефлексивным умениям;
формирование потребности в саморазвитии.
Таким образом, можно увидеть, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучение, на предоставление человеку возможности к изменению.
Психологические особенности обучающихся.
В средние учебные заведения приходят в основном юноши и девушки в возрасте 15-18 лет, получив аттестат о неполном общем или полном общем образовании. Это - возраст ранней юности. Именно среди пятнадцатилетних подростков чаще всего замечаются нервные срывы, чреватые бурными конфликтами по любому поводу: от замечаний взрослых о внешности подростка, до того, как и что он говорит.  Общество, казалось бы, уже признает взрослость девушек и юношей: в 14 лет им вручаются паспорта, в 18 лет предоставляется избирательное право и возможность вступать в брак, они становятся ответственными за уголовные преступления. Поэтому свое пребывание в этом возрасте они рассматривают как временное. Эта внутренняя напряженность определяется позицией выбора.
Поступая в колледж, вчерашние школьники становятся студентами. Это сложное положение, так как надо ясно представлять выбираемые социальные роли и достаточно трезво оценивать свои возможности.
В современном образовательном пространстве на первый план выступают психологическое сопровождение и профессиональное развитие студентов, как высшего профессионального образования, так и среднего. Это позволяет учебным заведениям готовить конкурентоспособных выпускников. Важнейшей частью профессионального образования является формирование готовности будущих специалистов к активному вхождению в производственные отношения, воспитание свободной, социально активной и ответственной личности. Высокий уровень профессионализма является решающим фактором социальной защищенности работников.
Поэтому главной задачей учреждений профессионального образования становится формирование у студентов способности к самообразованию, саморазвитию, профессиональному самоопределению и ориентации в условиях современного производства.
Это приводит к необходимости создания целостной системы реализации профессионального самоопределения студентов, особую роль в которой играет психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Психологическое сопровождение студентов  ведётся в течение всего процесса обучения. В научной литературе под психологическим сопровождением понимают «поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока ещё недоступна.
Сопровождение – это всегда пролонгированный, динамический процесс, целостная деятельность педагога-психолога. Психологическое сопровождение позволяет выстроить линию профессионального развития студентов в процессе обучения в колледже, а затем возможно и в вузе.  
В нашем колледже была разработана программа  психологического сопровождения профессионального развития студентов. Она состоит  из следующих направлений: а) психодиагностическое исследование личностно-когнитивной сферы студента, мотивов обучения в колледже и ценностной сферы; б) адаптация «вчерашних» школьников к условиям обучения в среднем профессиональном заведении по выбранной специальности; в) индивидуальная работа с «проблемными» студентами; г) консультационная работа по вопросам осознания  выбранной студентами профессии.
В психодиагностическом исследовании приняли участие студенты специальностей «Фармация» и «Сестринское дело». Данное исследование было направлено на выявления когнитивного и личностного развития студентов, а также мотивов учебной деятельности. Работа проходила  в два этапа. Первый этап осуществлялся в начале учебного года,  второй этап – в конце. Это позволило проследить изменения в личностно-когнитивной сфере студентов факультета СПО. После каждого этапа проведения психодиагностического исследования представлялись рекомендации.
Поэтому большое значение для нашего коллектива педагогов имеет процесс адаптации студентов, особенно студентов первого курса.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, учебная активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. А профессиональная деятельность студентов после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде.