Лингвометодический анализ типовых тестовых заданий по синтаксису

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Головинская основная общеобразовательная школа






ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТИПОВЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО СИНТАКСИСУ
Исследование тестовых заданий по синтаксису, разработанных для итоговой аттестации в 9 классе.
(Основой для исследования послужили типовые тестовые задания
(в новой форме) по синтаксису, представленные
в работе Егораевой Г.Т. Русский язык. 9 класс)





Выполнила:
Учитель МКОУ Головинская ООШ
Дамбуева Ксения Леонидовна,
учитель русского языка и литературы






СОДЕРЖАНИЕ
Введение.4
Глава 1. Лингвометодический анализ типовых тестовых заданий по синтаксису..............5
Вывод..10
Глава 2. Методические материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.11
Выводы...16
Заключение.16
Список литературы........17


























ВВЕДЕНИЕ
Новая форма государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений – это неотъемлемая часть учебного процесса, его естественное завершение. Она позволяет выявить общий уровень интеллектуальности развития учащихся, их способность оперировать приобретенными за время обучения знаниями, умениями, навыками. Подготовка к экзамену должна идти на основе стандартизированных заданий.
На наш взгляд, актуальность данной работы заключается в том, что исследования данного вопроса могут иметь практическую значимость
Объект исследования – тестовые задания по синтаксису, разработанные для итоговой аттестации в 9 классе.
Предмет исследования – типовые тестовые задания по русскому языку для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе.
Цель – на основе анализа материала по синтаксису, представленного в типовых тестовых заданиях по русскому языку для подготовки к государственной аттестации в 9 классе, разработать материал для тематического контроля.
В соответствии с целью данного исследования нами определены следующие задачи:
1) Изучить учебную и научную литературу по проблеме исследования.
2) Сделать анализ тестовых заданий по синтаксису.
3) Разработать методические материалы для учителей, которые будут направлены на повторение и обобщение синтаксиса при подготовке к государственной итоговой аттестации.
Основой для исследования послужили типовые тестовые задания (в новой форме) по синтаксису, представленные в работе Егораевой Г.Т. (Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.Т.Егораева. – М.: Экзамен, 2011. – 111с.)
Методы и приемы исследования:
- лингвометодический анализ;
- описательный метод;
- метод частичной выборки;
-изучение и анализ научно – методической литературы;
- изучение и анализ учебной литературы;
- метод систематизации;
- метод обобщения.
У данной работы есть практическая значимость. Она заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы при организации учебного процесса по русскому языку, а также при подготовке к Государственной итоговой аттестации.
Структура работы обычна: введение, две главы, заключение. Во введении обозначены объект и предмет исследования, определены цели и задачи, актуальность работы, методы и приемы, используемые при исследовании. В первой главе дан анализ типовых тестовых заданий по синтаксису. Во второй главе представлены методические материалы для учителя, с помощью которых можно подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку. В конце работы приводится список использованной литературы из 13 источников.

ГЛАВА 1. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТИПОВЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО СИНТАКСИСУ
Цель данной главы: выяснить, какие конкретно знания и умения проверяют задания по синтаксису в типовых тестовых заданиях при подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 классе.
Синтаксический материал, предложенный в типовых тестовых заданиях, представлен заданиями группы В: В8, В9, В10, В11, В12, В13, В14. Цель этих вопросов – проверить, как учащиеся за время обучения в 5 – 9 классах овладели синтаксическими нормами русского языка.
Рассмотрим содержание языкового материала каждого типового задания.

Словосочетание (В8)
Итак, задание В8 предельно ясно: нужно заменить словосочетание, построенное на основе какой- либо подчинительной связи, синонимичным словосочетанием с другим видом связи.
Например:
В детском доме (согласование) – в доме (для кого?) для детей (управление).
Комментарий. Это задание предельно ясно. Главное хорошо знать, что зависимые слова при управлении отвечают на вопросы косвенных падежей (предлог – всегда признак того, что перед вами управление).
Надо помнить, что не являются словосочетаниями:
Сочетания самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.;
Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши и т.п.;
Подлежащее и сказуемое: Наступила ночь.
Составные словоформы: более светлый.
Грамматическая основа предложения (В9)
В задании В9 требуется найти и выписать грамматическую основу. Это тоже понятно, но непросто. Умение выделять грамматическую основу является базовым при изучении синтаксиса, однако выпускники испытывают затруднения при анализе предложений с составным именным сказуемым. Тут главное – правильно определить границы основ, не потерять именную часть составного сказуемого и не приписать дополнение к простому. Надо помнить, что подлежащее может быть выражено словосочетанием, а может вообще отсутствовать в односоставном предложении и что выписывать вместо него дополнение в винительном падеже – грубая ошибка; важно заметить однородные подлежащие и сказуемые и выписать все. Формальный подход к проведению синтаксического анализа приводит к смешению подлежащего и прямого дополнения; сказуемого, выраженного существительным в именительном падеже, и приложения; неразличению простого и сложного предложения, многообразия видов связи в сложных многокомпонентных предложениях.
Например:
И мне захотелось бежать из детдома куда – нибудь.
Комментарий. Это простое безличное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом со вспомогательным модальным глаголом. Правильный ответ – «захотелось бежать».

Однородные члены предложения (В10)
Итак, в задании В10 нужно найти в тексте предложения с однородными членами.
Например:
Шли дни, месяцы (однородные подлежащие).
А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии (однородные сказуемые).
Комментарий. Однородные члены предложения – такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Если твердо знать это небольшое правило и правильно подбирать вопросы к словам, то и задание не будет казаться таким уж сложным.
В предложениях с однородными членами встречаются следующие ошибки:
1) соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: В вольере содержались обезьяны и шимпанзе;
2) соединение в одном ряду скрещивающихся понятий: По улице шли солдаты, мужчины и женщины;
3) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами;
4) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге);
5) пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: ...на улицах, площадях, в скверах);
6) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия (правильно: ...Англии, Франции, Бельгии);
7) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение :Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: ...учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих... или ...учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют...).

Обособленные второстепенные члены (В10, В11)
В заданиях В10, В11 задача найти или предложения с вводным словом, или предложение с уточняющим словом, а может просто найти обособленные определения (причастные обороты) и обстоятельства (деепричастные обороты.
Например: А потом меня вызвала завуч и сказала (как?), глядя в бумаги (какие?), правленые карандашом: «Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников»
В этом предложении есть обособленное обстоятельство, которое выражено деепричастным оборотом (глядя в бумаги) и обособленное
определение, которое выражено причастным оборотом (правленые карандашом).
Комментарий. Некоторые учителя для простоты употребляют при анализе термины причастный оборот, деепричастный оборот, не называя члены предложения. Их ученикам будет сложнее выполнить задания В10, В11, потому что в Государственной итоговой аттестации могут встретиться все случаи обособления определений – не только причастные обороты, стоящие после определяемого слова, но и одиночные однородные определения в постпозиции и т.д.; все случаи обособления обстоятельств, включая обороты с несмотря на, и сравнительный. Об этом стоит напоминать ученикам.
Учащиеся должны обратить внимание на следующие трудности в предложениях с обособленными определениям (предложения с причастным оборотом):
1)на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом.
Например:
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно: испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем).
Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним (неверно выбран падеж причастия; правильно: к друзьям, пригласившим).
2) Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.
Например:
Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас. (Определяемое слово должно находиться после причастного оборота или перед ним: Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас).

Трудности в предложениях с обособленными обстоятельствами (предложения с деепричастным оборотом)
При использовании деепричастного оборота следует помнить, что он, как правило, обозначает добавочное действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь (я приехал и отправился).
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.
Деепричастный оборот не употребляется:
1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что);
2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, ему стало грустно (правильно: Когда он приехал в Москву или Приехав в Москву, он загрустил);
3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).

Бессоюзное сложное предложение (В13)
В задании В13 среди нескольких сложных предложений нужно найти сложные предложения с бессоюзной связью.
Например:
(1) Мы жили далеко от дома. Я и моя сестренка, которой было шесть лет.
(2) Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями:
(3) – Смотри, Люда, вот наша мама.
(4) Она дома, она сильно болеет.
Комментарий. В данном задании правильный ответ – 3 и 4 предложения. В этих предложениях по две грамматических основы. Нужно быть очень внимательным при определении основ, правильно ставить вопросы от подлежащего к сказуемому.

Сложное предложение с различными видами связи (В14)
Задания В14 учащиеся считают самым сложным. Ведь в этом задании нужно не просто найти сложноподчиненное предложение, но и увидеть в нем то или иное соединение (однородное, последовательное, параллельное) придаточных частей.
Например:
Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников (сложноподчиненное предложение с однородными придаточными).
Комментарий. В данном случае экзаменующиеся должны твердо знать, что подчинение, при котором придаточные части относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос, называется однородным. Можно посоветовать девятиклассникам при выполнении заданий В13, В14 на черновике составлять схемы сложных предложений, чтобы проверить правильность ответа.
Наибольшую сложность при определении типа придаточного предложения представляет многозначность союзов и союзных слов. Очень часто тип придаточного пытаются определить только по союзу (союзному слову): «когда – обстоятельственное придаточное времени»; «чтобы – придаточное цели» и т.п. Поэтому важно нацелить учеников на установление смысловых отношений между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса. Практическая работа с этим материалом должна включать анализ предложений с многозначными союзами (союзными словами).
Наибольшую сложность при определении типа придаточного предложения представляет многозначность союзов и союзных слов. Очень часто тип придаточного пытаются определить только по союзу (союзному слову): «когда – обстоятельственное придаточное времени»; «чтобы –придаточное цели» и т.п. Поэтому важно нацелить учеников на установление смысловых отношений между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса. Практическая работа с этим материалом должна включать анализ предложений с многозначными союзами (союзными словами).

Количество грамматических основ (В12)
Задание В12, где требуется цифрой указать количество грамматических основ в предложении, гораздо проще, но и тут важно быть предельно внимательным, не принять за отдельное предложение в составе сложного деепричастный оборот или одно из однородных сказуемых с зависимыми словами.
Например:
Палило солнце, искрилось море, и было тихо – тихо.
Комментарий. В данном предложении 3 грамматических основы : «палило солнце», «искрилось море», «было тихо – тихо». Грамматическая основа «было тихо – тихо» образована редким сочетанием частей речи (глагол + наречие) и поэтому учащиеся могут вполне выпустить ее из своего поля зрения.
Как мы видим, часть В не содержит никаких новых или непривычных тем. Однако утверждение составителей типовых тестовых заданий, что содержание заданий «не выходит за пределы содержания любого из принятых в основной школе учебников для 5 – 9 классов и не требует дополнительных тренировочных материалов при подготовке к этому экзамену», можно принять лишь отчасти. Следует обратить внимание на принципиальные отличия наших заданий от тех, что ученики встретят на экзамене. Традиционная система упражнений больше направлена на освоение практической грамотности. В типовых тестовых заданиях учащиеся должны выбрать из предложения слово, словосочетание, указать цифру, выписать что – то отдельноСледовательно проверяется умение объяснять то или иное написание и, что, может быть, даже труднее, найти слово или предложение, написание которого объясняется именно так, как сказано в задании. В каждом классе есть ученики, которые старательно выучивают правила, но все равно делают огромное количество ошибок. Для них новый формат экзамена спасителен. Однако, есть и такие, кто пишет, не задумываясь и не вспоминая правил, но довольно грамотно. Новая форма экзамена ставит их в трудное положение: им придется научиться делать то, в чем для них нет практической необходимости.

ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Сгруппировав материал заданий по темам, получаем содержательные блоки, которые следует повторить:
Синтаксические нормы.
Типы связи слов в словосочетании.
Простое осложненное предложение.
Односоставное предложение.
Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
Анализ содержания языкового материала показывает, что для выполнения заданий по синтаксису требуются следующие виды знаний.
Во – первых, типы связи слов в словосочетании. Во – вторых, понятие «грамматическая основа предложения». В – третьих, односоставные и двусоставные предложения. В – четвертых, простое предложение, осложненное обособленными членами, однородными членами, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями. В – пятых, экзаменующийся должен знать такие понятия, как «сложносочиненное предложение» и «сложноподчиненное предложение». В – шестых, различать виды соединения ( однородное, последовательное, параллельное) придаточных частей в составе сложноподчиненного предложения. В-седьмых, сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Сложное бессоюзное предложение (смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения)
При решении заданий по синтаксису учащиеся должны применять следующие умения:
Умение находить в предложении словосочетания и определять связь слов в словосочетании.
Умение находить грамматическую(ие) основу(ы) в предложении.
Умение видеть и находить в предложении однородные члены.
Умение видеть и находить в предложении обособленные второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельство).
Умение отличать союзное сложное предложение от бессоюзного сложного предложения.
Умение распознавать в сложном предложении виды связи между придаточными частями.
Степень трудности в решении тестовых заданий по синтаксису связана с:
- большим количеством в правилах русского языка исключений;
- с невнимательностью учащихся при чтении задания;
- с неточными определениями (а следовательно и запоминанием) некоторых понятий (терминов) при изучении тех или иных правилах русского языка (при попытках учителей как можно доступнее преподнести материал детям).
Многие учащиеся (экзаменующиеся), торопясь, читают не то, что написано, и, несмотря на шрифтовые выделения, путают термины сложносочиненное и сложноподчиненное, определение и обстоятельство. Стоит приучить учеников подчеркивать и медленно читать главное слово в задании. Полезно так же подчеркивать основы в анализируемых предложениях и обводить союзы, соединяющие части сложного предложения, чтобы не перепутать сложносочиненное предложение и сложноподчиненное предложение, определение и обстоятельство.
Синтаксический раздел науки о языке изучают подробнее в 8-м и 9-м классах, то есть именно тогда должна вестись наиболее интенсивная подготовка к экзамену. Значит, стоит организовать обучение русскому языку таким образом, чтобы сочетать освоение новых тем по синтаксису с систематическим повторением пройденного ранее материала.


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
В соответствии с результатами исследования типовых тестовых заданий по синтаксису, представленными в главе 1, нами были разработаны методические материалы для учителя, которые он может использовать на уроках русского языка, а также при подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
В данной главе представлены задания по синтаксису:
1. Способы связи слов в словосочетании.
2. Типы придаточных предложений.
3. Синтаксические нормы.
4. Бессоюзное сложное предложение.
5.Грамматическая основа предложения.

Способы связи слов в словосочетании
1. Определите способ связи и средства ее выражения:
Наш класс; чей-то взгляд; несколько человек; один из нас; любить рыбалку; любя рыбалку; очень любя; весело шагать; вместе шагать; шагать по пригоркам; по крутым пригоркам; ) не слишком крутым; ) не совсем таким; совсем не крутым.
2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.
1) Обидеться... – обида...;
2) образоваться... – образован...;
3) обосновываться... – обоснование...;
4) наполнить... – наполнять... ;
5) уверенность... – увериться... .
3. Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.
1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.
ТЕСТ
1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
1) В соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;
2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;
3) первый снег, из всего сказанного, под белыми березами;
4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.
2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
1) Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего;
2) коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица;
3) через всю реку, по светлым коридорам, его ответ;
4) веселую компанию, моей книги, скользнул по окнам.
3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
1) Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа;
2) янтарные бусы, дежурной улыбкой, окруженный забором;
3) за тонированными стеклами, песцовой шубы, упругие мышцы;
4) яркой искрой, известные фермеры, ее ресницы.
4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
1) Сижу за столом, вижу их, этот номер;
2) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;
3) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь;
4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.
5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
1) Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки;
2) передает новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне;
3) казалось нам, выражением лица, испанская шаль;
4) перельется через край, фонтанами брызг, театральный занавес.
6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
1) Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал;
2) с зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза;
3) поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час;
4) вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы.
7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
1) Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;
2) давно забытый, когда-то нашел, на это место;
3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;
4) стремиться туда, тихо летали, помнил их.
8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
1) Гораздо меньше, искренне полюбил, этой новости;
2) глубоко несчастлив, однажды решил, мое сердце;
3) заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его;
4) его слова, шел не спеша, очень важно.
9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
1) Собрались вместе, шепотом повторял, читавшего стихи;
2) проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал;
3) вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;
4) вновь повторил, была там, не глядя на него.
10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
1) Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи;
2) желание вернуться, заново родившимся, всегда поражала;
3) сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки;
4) цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди.

Типы придаточных предложений
Определите тип придаточного предложения.
1. Одно из противоречий, какими живо творчество Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.
2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.
3. Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.
4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне...
5. Он работал всюду, где заставала его жажда творческого труда.
6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении.
7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться.
8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна.
9. Благодаря тому, что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.
10. В степи было тихо, несмотря на то, что солнце поднялось.
11. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме.
12. Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.
13. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод.
14. Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки.
15. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.

Синтаксические нормы
1. Укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1). Образ Кутузова появляется в романе Л.Н. Толстого, который восхищается и обдумывает его.
2). Образ поэта-пророка, созданного А.С. Пушкиным, определил и его собственную жизнь.
3). Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.
4). Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Базарова.
5). Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.
6). В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отразился один из сюжетов истории раскола.
7). По приезде в город мы первым делом отправились в гостиницу.
8). Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть.
9). Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.
10). Музей-квартира М.А. Булгакова приобрел личные вещи писателя.

2. Укажите номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1). У картины есть одна особенность, которая отличает ее от других шедевров этого ряда.
2). Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили в город.
3). У каждого должен быть друг, с которым можно поговорить обо всем на свете.
4). Юпитер – это планета-гигант, которая содержит в себе более 2/3 массы всей нашей планетной системы.
5). Мне знакомы эти дворы, где весной так сладко пахнет сиренью.
6). Приходится строить специальные телескопы, объектив которых состоит из линзы и зеркала.
7). Совокупность разных организмов и неживых компонентов среды, которые тесно связаны между собой потоками вещества и энергии, называется экосистемой.
8). С первых же дней войны на территории, которая была оккупирована вражескими войсками, начали стихийно возникать партизанские отряды.
9). Непривычным для читателя был и язык поэмы, в которой звучали совершенно новые ритмы.
10). Труднее было ликвидировать безграмотность в республиках, где русский язык был иностранным.

Бессоюзное сложное предложение
1. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)
2. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев)
3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)
4. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омраченном, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал.(5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в темной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Г.Березко)
5. Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
(1) Человек отпустил Лешкину руку, но Лешка продолжал идти за ними. (2) Пришли в домоуправление, телефон висел в коридоре. (3) Горела пыльная лампочка. (4) Человек стал звонить, тетя Маша вошла в темную каморку, а Лешка опять прислонился к стене. (5) Тетя Маша, погремев в каморке, вытащила две лопаты. (6) Человек стучал по рычажку - все время было занято. (Э.Дубровский)
Грамматическая основа предложения
1. Подчеркните грамматическую основу предложения:
Необыкновенная гибкость её стана особенное ей только свойственное наклонение головы длинные русые волосы какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос всё это было для меня обворожительно. (М.Л.)
2. Укажите односоставные предложения:
1) Случилось Соловью на шум их прилететь. (И.К.)
2) Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! (И.К.)
3) По улицам слона водили, как видно, напоказ. (И.К.)
4) Да только воз и ныне там. (И.К.)
5) Куда на выдумки природа старовата! (И.К.)
6) Слона-то я и не приметил. (И.К.)


ВЫВОДЫ КО 2 ГЛАВЕ
Во – первых, в данной главе, подобранный нами методический материал, систематизирован в связи с заданиями, представленными в первой главе.
Во – вторых, данный материал позволит учителям русского языка вести учащихся к подготовке к государственной итоговой аттестации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе данной курсовой работы представлен лингвометодический анализ типовых тестовых заданий по синтаксису, который позволил нам выявить во – первых, объем синтаксических знаний; во- вторых, перечень умений и навыков, которые необходимы учащимся при выполнении заданий по синтаксису; в – третьих, степень трудности при решении заданий по синтаксису.
Во второй главе мы разработали методический материал для учителей русского языка который может быть использован ими при организации учебного процесса и самое главное для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в новой форме.


























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория 5 – 9 класс [Текст]/ В.В.Бабайцева. – М.: Дрофа, 2000. – 336с.
Баранов, М.Т. Русский язык [Текст]: Программы общеобразовательных учреждений. 5 – 9 классы/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2008, - 46с.
Баранов, М.Т. Русский язык [ Текст]: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. – М.: Просвещение, 2002. – 237с.
Баранов, М.Т. Русский язык[Текст]: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2004. – 204с.
Бархударов С.Г. Русский язык [ Текст]: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений [Текст] / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2008. – 206с.
Бойко, И.В.Современный русский язык: Синтаксис: схемы, таблицы, контрольные и тренировочные задания [Текст]: учеб. пособие / И.В.Бойко, В.И.Чибисова: Иркутск: ВСГАО, 2010-188с.
Единый Государственный Экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Русский язык. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 128с.
Егораева, Г.Т. Русский язык. 9 класс. [Текст] Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/. Г.Т. Егораева, Е.Л.Ерохина, Т.И. Козлова. – М.: Экзамен, 2011. – 111с.
Лекант П.А. Современный русский язык: учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология». [Текст]/ П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткин и др. – М.: Дрофа, 2007. – 557с.
Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку: 5 – 11 кл.[Текст]/ А.Б.Малюшкин. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 208с.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» [Текст]: методические указания. / ред. М.М.Разумовская. - 4-е изд., стер.- М.: Дрофа, 2002 -128с.
Пичугов Ю,С. Русский язык: Практика. 9кл [Текст].: Пособие для общеобразоват. учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред. Ю.С.Пичугова.- М.: Дрофа, 2000.-208с
Шахова Н.В. Школьные олимпиады. Русский язык, литература. 8 -11 кл. [Текст]/Серия «Здравствуй, школа!» - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 192с.










13PAGE 15


13PAGE 14715




15