Практикум типовых тестовых заданий по русскому языку, 9 класс


Хабаровский край
Нанайский муниципальный район
МКОУ ООШ с. Синда

Практикум
по выполнению тестовых заданий
(Русский язык, 9 класс, по программе М.М. Разумовской)
Составила Суворина Е.Н.,
учитель русского языка и литературы

2012год
ВАРИАНТ 1

Прочитайте внимательно текст и выполните задания А1-А7, В1-В9.
(1) Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. (2) Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… (3) С тех пор уже лет, может быть, двести эти сосна и ель вместе растут.
(4) Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. (5) Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. (6) Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. (7) Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. (8) И тогда деревья так стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою остренькую мордочку. (9) До того близок был живым существам этот стон и вой сосны, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
(10) Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину и могучие стволы соснового бора стали, как зажжённые свечи великого храма природы. (11)Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца.
(М. М. Пришвин)
А 1. Какое высказывание ПРОТИВОРЕЧИТ информации, заключённой впрочитанном тексте?
1) Дети пришли к Лежачему камню вечером, на закате солнца.
2) Семя сосны и семя ели, принесённые ветром, легли в одну ямку.
3) Много лет сосна и ель боролись за питание, за воздух и свет.
4) Дети пришли к Лежачему камню, когда первые лучи солнца осветили сосновый бор.
А 2. Какой из СТИЛЕЙ РЕЧИ представлен в данном тексте?
1) научный 3) художественный
2) официально-деловой 4) публицистический
А 3. Какое средство ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
использовал М.М.Пришвин в предложении 10?
1) гиперболу 3) сравнение
2) олицетворение 4) метафору
А 4. Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
1) В слове НЕСЧАСТНУЮ согласный звук | т | является непроизносимым.
2) В слове ДРУГ последний звук |к |.
3) В слове ОСТРЕНЬКУЮ мягкость согласного |н | на письме обозначена буквой Ь.
4) В слове СУЧЬЯМИ звуков больше, чем букв.
А 5. Укажите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ гласной в корне.
1) долетало 3) растут
2) поднимаясь 4)покачать
А 6. В каком слове правописание приставки определяется ее значением – «приближение»?
1) пришли 3) приподнятый
2) приколоть 4) прислушалась
А 7. В каком слове правописание СУФФИКСА зависит от выпадения гласной в суффиксе.
1) клубочек 3) остренькую2) зажженный 4) боринаВ 1.Замените слово неизбывной (предложение 9) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
____________________________
В 2. Словосочетание пение птиц
(предложение 11), построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, замените синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
_______________________________________________
В 3. Из предложения 2 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.
____________________________________________
В 4. Среди предложений 5-8 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
_______________________
В 5. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОМ СЛОВЕ.
С тех пор уже лет,(1) может быть,(2) двести эти сосна и ель вместе растут. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание,(3) сучьями – за воздух и свет. Злой ветер,(4) устроив деревьям такую несчастную жизнь,(5) прилетал сюда иногда покачать их.
_________________________
В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.
_______________________
В 7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.
Сюда, (1) к Лежачему камню, (2) пришли дети в то самое время, (3) когда первые лучи солнца,(4) пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, (5) осветили Звонкую борину и могучие стволы соснового бора стали, (6) как зажжённые свечи великого храма природы.
__________________________
В 8. Среди предложений 8-11 найдите сложноподчиненное предложение с ОДНОРОДНЫМ подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
__________________________
В 9. Среди предложений 4-7найдите сложное предложение с бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
______________________________

ВАРИАНТ 2
Прочитайте внимательно текст, выполните задания А1-А4, В1-В8.

Орлиное гнездо
(1) Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. (2) Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. (3) У оленей для питания много было травы и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников – леопардов, волков и даже от орлов. (4) Однажды я с высоты Туманной горы стал разглядывать скалу внизу. (5)Я скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя и возле неё в тени лежал какой-то жёлтенький кружок. (6) Разглядывая в хороший бинокль, я скоро уверился, что кружком в тени лежал молоденький оленёнок.
(7) Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему тёмно-зелёные сосны, поднялся большой орёл, взвился высоко, выглядел оленёнка и бросился. (8) Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, и он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока одно острое копытце не попало в него. (9) Смятый орёл с трудом оправился в воздухе и полетел обратно в сосны, где у него было гнездо. (10) Мы вскоре после этого разорили гнездо хищника, а красивые скалы назвали Орлиным гнездом.
(М. М.Пришвин)
А 1. Какое из высказываний ПРОТИВОРЕЧИТ информации, содержащейся втексте?
1) Орёл охотился на детёныша оленя.
2) Самка пятнистого оленя бесстрашно защищала своего детёныша.
3) Сезон охоты на пятнистого оленя длится с октября по апрель.
4) Самка оленя смогла отогнать орла.
А 2. В каком из предложений содержатся АНТОНИМЫ?
1) 3 2) 6 3) 8 4) 10
А 3. Предложение 6 является
1) простым 3) сложносочинённым
2) сложным бессоюзным 4) сложноподчинённым
А 4. Из предложений 4-5 выпишите слово, в котором правописание ПРИСТАВКИ
зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
_____________________________
А 5. Из предложений 1-3 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ. _____________________________
А 6. Из предложений 9-10 выпишите ОДНОКОРЕННЫЕ (РОДСТВЕННЫЕ) слова. ______________________________________
А 7. Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
а) В слове ВДРУГ последний звук |к |.
б) В слове ГОСТЕЙ звук |с | твердый.
в) В слове ШВЫРЯЕТ звуков больше, чем букв.
г) В слове СМЯТЫЙ согласных звуков больше, чем гласных.
В 1. Из третьего абзаца выпишите ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ.
____________________________
В 2. Словосочетание, построенное по типу СОГЛАСОВАНИЯ,
проволочную сетку
(предложение 2) замените синонимичным словосочетанием с типом связи УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. ______________________________________
В 3. Из предложения 10 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.
______________________________________________
В 4. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, разделяющие ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ.
Вдруг там, (1) где прибой швыряет свои белые фонтаны, (2) стараясь как будто попасть ими в недоступные ему тёмно-зелёные сосны, (3) поднялся большой орёл, (4) взвился высоко, (5) выглядел оленёнка и бросился.
___________________________
В 5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с ОДНОРОДНЫМИ
СКАЗУЕМЫМИ. Напишите его номер. _____________________
В 6. В каком из предложений 5-7 НЕТ обособленного обстоятельства?
Напишите номер этого предложения.
_______________________
В 7. Среди предложений 8-10найдите сложное предложение с бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
________________________________
В 8. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
_______________________________
В 9.Среди предложений 5-7 найдите сложноподчиненное предложение с ОДНОРОДНЫМ подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения,
______________________________

ВАРИАНТ 3

Внимательно прочитайте текст и выполните здания А1-А7, В1-В9.
(1) В одном из залов Национальной галереи Армении висит картина «Штиль». (2)На огромном полотне изображено море. (3)Полдень. (4)Зной. (5)Море спокойное, величавое, уходящее в бесконечную даль. (6) Над ним прозрачный воздух, насыщенный солнечным теплом. (7) Всё овеяно покоем и счастьем. (8) В этой картине много поэзии и светлых раздумий. (9)В ней всё осязаемо и материально: и берег, и вода, и даже воздух, пронизанный светом. (10) Картина «Штиль» - одно из лучших произведений И.К. Айвазовского. (11) Долгое время картина находилась за границей, а теперь вернулась на родину художника.
(12) Айвазовский прожил долгую и счастливую жизнь. (13) Он написал более 6000 картин, и на большинстве из них – море. (14) Многие полотна художника нам даже не известны, потому что находятся в частных коллекциях по всему миру.
(15) Айвазовский отдал дань романтическому направлению в искусстве. (16) Самое лучшее произведение этого периода творчества художника – «Девятый вал». (17)В более поздние годы художник создаёт шедевр реалистической живописи – «Чёрное море», картину суровую и грозную, лишённую внешних эффектов.
(18) Айвазовский прожил почти всю свою жизнь в маленьком черноморском городке Феодосии. (19) Родному городу художник завещал свою картинную галерею.
(20) В Феодосии у фасада галереи находится памятник художнику. (21) Бронзовый Айвазовский сидит с палитрой и кистью в руках, глаза его устремлены вдаль, в морской простор. (22) Внизу, у ног художника, на пьедестале короткая надпись: « Ф е о д о с и я – А Й В А З О В С К О М У».
(По Н. Григорович)
А 1.Какое из высказываний противоречит информации, заключённой в прочитанном тексте?
1) «Девятый вал» - выдающееся произведение романтического периода творчества Айвазовского.
2) Картина «Штиль» долгое время находилась за границей.
3) В Феодосии находится памятник Айвазовскому.
4) Свою картинную галерею Айвазовский завещал городу Одессе.
А 2. В каком из значений употреблено слово галерея в предложении 1?
1) Длинное и узкое крытое помещение, соединяющее отдельные части здания.
2) Помещение для постоянной выставки картин.
3) Подземный ход, соединяющий отдельные оборонительные сооружения или шахты.
4) Самый верхний ярус зрительного зала театра с дешёвыми местами.
А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1)Айвазовский прожил долгую и счастливую жизнь.
2)Айвазовский отдал дань романтическому направлению в искусстве.
3) В более поздние годы художник создаёт шедевр реалистической живописи.
4) «Чёрное море», картина суровая и грозная, лишённая внешних эффектов.
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1)В слове СЧАСТЬЕМ количество букв и звуков совпадает.
2)В слове ШЕДЕВР звук | д | твердый.
3)В слове ПОКОЕМ согласных звуков больше, чем гласных.
4)В слове КИСТЬЮ буква ь (мягкий знак) обозначает мягкость согласного |т |.
А 5. Укажите слово с непроизносимым согласным.
1)коллекции 3)поздние
2)шедевр 4)в городке
А 6. В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука,
обозначаемого следующей после приставки буквой.
1)раздумий 3)создает
2)устремлены 4)спокойный
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких причастиях пишется одно н»?
1)спокойно 3)известно
2)изображено 4)огромно
В 1. Из предложения 17 выпишите синонимы.
_______________________________________________________
В 2. Словосочетание морской простор
(предложение 22), построенное по типу СОГЛАСОВАНИЕ, замените синонимичным словосочетанием со связью УПРАЛЕНИЯ. Напишите получившееся словосочетание.
_________________________________________
В 3. Из предложения 17 выпишите его грамматическую основу.
_________________________________________
В 4. Среди предложений 1-го абзаца найдите предложения, в состав которых
входит обособленное определение. Напишите их номера.
________________________
В 5. Среди предложений первого абзаца найдите предложение, в состав которого входит обобщающее слово при однородных членах предложения. Напишите его номер.
_____________________________
В 6.Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.
_________________________________
В 7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он написал более 6000 картин,(1) и на большинстве из них – море. Многие полотна художника нам даже не известны,(2) потому что находятся в частных коллекциях по всему миру.
Самое лучшее произведение этого периода творчества художника,(3) по мнению искусствоведов,(4) – «Девятый вал». В более поздние годы художник создаёт шедевр реалистической живописи – «Чёрное море»,(5) картину суровую и грозную,(6) лишённую внешних эффектов.
______________________________
В 8.Среди предложений 4-7 найдите односоставное назывное предложение. Напишите номер этого предложения.
___________________
В 9. Среди предложений 17-22 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
_______________________

ВАРИАНТ 4
Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В8.
(1) Есть слова очень широко распространённые, обычные для любой разновидности языкового употребления. (2) Это – общеупотребительные слова.
(3) Общеупотребительные слова обозначают, как правило, жизненно важные явления, издавна окружающие человека или свойственные самому человеку: берег, быстро, вода, голова, день, дерево, дом, ехать, земля, рука и многие другие. (4) Общеупотребительные слова называют иногда нейтральными. (5) Однако это не значит, что общеупотребительные слова лишены выразительной силы. (6) Под пером мастера они становятся бесценным материалом художественного творчества.
(7) Яркие картины, сложные события, глубокие мысли и чувства – всё может быть блестяще изображено самыми простыми словами. (8) Пушкин прекрасно показал это в своих стихах и прозе. (9) Вспомним замечательный отрывок из «Капитанской
дочки»:
(10) Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. (11) Лошади бежали дружно. (12) Ветер между тем час от часу становился сильнее. (13) Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. (14) Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. (15) Ветер завыл; сделалась метель. (16) В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. (17) Всё исчезло.
(18) А знаменитое стихотворение Твардовского?
(19) Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
(20) Трудно представить себе слова более простые, а между тем выраженные в стихотворении мысль и чувство сложны и глубоки, и сила его эмоционального воздействия велика.
(По А. И. Горшкову)
А 1. Какое из высказываний ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста?
1) Общеупотребительные слова очень широко распространены.
2) Под пером мастера общеупотребительные слова приобретают большуювыразительную силу.
3) Самые глубокие мысли и чувства можно выразить самыми простыми, обычными словами.
4) Общеупотребительные слова чаще всего заимствованы из других языков.
А 2. Определите тип речи прочитанного текста.
1) повествование и описание 3) повествование и рассуждение
2) рассуждение 4) описание
А 3. Какое средство художественной изобразительности использовано в предложении 16?
1) эпитет 3) метафора
2) олицетворение 4) сравнение
А 4. Предложение 4 является простым односоставным
1) определённо-личным 3) безличным
2) неопределённо-личным 4) назывным
А 5. Укажите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.
1)сложные 3)блестяще
2)поглядывал 4)замечательный
А 6. В каком слове, правописание ПРИСТАВКИ зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
1)бесценным 3)облегало
2)сделалась 4) представить
А 7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
1)сложны 3)лишены
2)жизненно 4)изображено
В 1. Из предложения 7 выпишите антонимы.
______________________________________
В 2.Словосочетание жизненно важные
(предложение 3), построенное по типу ПРИМЫКАНИЕ, замените синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЯ. Напишите получившееся словосочетание.
_________________________________________
В 3. Из предложения 12 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.
В 4. Из предложения 19 выпишите ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ местоимение.
_______________________
В 5. Из предложений 10-15 выпишите прилагательное в форме ПРОСТОЙ
СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ. ________________________
В 6. Среди предложений 10-17 найдите ПРОСТОЕ НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ. Напишите его номер. ___________________
В 7. Среди предложений 5-17 найдите предложение с ОБОБЩАЮЩИМ
СЛОВОМ при однородных членах. Напишите его номер. ________________
В 8. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Ямщик поскакал,(1) но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облако обратилось в белую тучу,(2) которая тяжело подымалась,(3) росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – (4)и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл;(5) сделалась метель.
_______________________________
В 9. Среди предложений 17-22 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
_______________________
Литература
Зайцева О.Н. Задания на понимание текста. М. Экзамен. 2012г.
Капинос В.И. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы. М. Интеллект-Центр. 2009г.
Соколова Г.П. Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М.М. Разумовской. М. Дрофа. 2011г.
Угроватова Т.Ю. ГИА по русскому языку. Учебно-тренировочные материалы. М. 2010г.