Программа факультативного курса по русскому языку для 5 класса «Язык мой — друг мой»


Рабочая программа факультатива
по русскому языку
«Язык мой – друг мой»
5 класс
Пояснительная записка
Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа не даёт. Все эти вопросы можно подробно рассмотреть на занятиях факультатива по русскому языку «Язык мой – друг мой». Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – всё это пробуждает интерес к родному языку, желание познать его богатства, способствует повышению успеваемости и воспитанию чувства патриотизма у обучающихся.
Цели:
Привить любовь к великому русскому языку.
Повысить общую языковую культуру.
Развить интерес к языку как учебному предмету.
Тренировать внимание обучающихся и умение логически мыслить.
Развить речь обучающихся.
Задачи:
Расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые обучающимися на уроках.
Научить обучающихся самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили язык и книгу как источник знания.
Развить творческие способности обучающихся.
Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе строится на основе интереса обучающихся, занятия имеют элемент занимательности. Работа факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями. Содержание данной программы перекликается с содержанием основной учебной программы для 5 класса, что позволит расширять, обобщать и закреплять знания обучающихся, полученные на уроках русского языка.В результате изучения факультатива обучающиеся должны:
- углубить и расширить знания о языке;
- развить смекалку и сообразительность;
- получить дополнительные сведения по основным разделам лингвистики;
- повысить грамотность.
Программа разработана учителем русского языка и литературы Гореловой Е.В., прошла внутреннюю экспертизу.
Программа рассчитана на 34 учебные недели: 1 час в неделю.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Коли-чество часов Тема занятия Дата Примечание
1 1 Речевой аппарат человека. Произношение звуков 2 1 Орфоэпический разбор. Особенности произношения звуков 3 1 Алфавит 4 1 Выразительные возможности словообразующих морфем 5 1 Объяснение лексического значения слова путём подбора синонимов и антонимов 6 1 Правописание морфем 7 1 Правописание личных окончаний глаголов 8 1 Обобщение сведений по разделу «Орфография» 9 1 Морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи 10 1 Учебная игра-соревнование «Этикетные слова» 11 1 Основные элементы интонации 12 1 Основные интонационные конструкции 13 1 Обращение 14 1 Обобщение сведений по разделу «Синтаксис» 15 1 Знаки препинания 16 1 Основные признаки текста. Тема и идея 17 1 Обобщение по теме «Типы речи» 18 1 Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка 19 1 Группы приставок в зависимости от написания
(закрепление) 20 1 Роль тропов в художественном тексте 21 1 Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов (закрепление) 22 1 Языковые значения слова 23 1 Диалектизмы как слова ограниченного употребления 24 1 Род и склонение имен существительных 25 1 Интеллектуальная игра по теме «Имя существительное» 26 1 Устный лингвистический журнал «Имя прилагательное» 27 1 Полные и краткие имена прилагательные 28 1 Роль глагола в речи 29 1 Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы 30 1 Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам 31 1 Интеллектуальный марафон по теме «Глагол» 32 1 Языковой анализ текста 33 1 Слово-дело великое (Л.Н.Толстой) 34 1 Итоговое занятие Использованная литература
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
Л.Т.Ларионова Л.Т. Русский язык. ЕГЭ. Шаг за шагом. 5 класс– М.: Мнемозина, 2010.
Львова С. И. Русская орфография. Самоучитель. - М.: Мнемозина, 2005
Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
Страхова Л.Л. Словарные диктанты. 5-7 классы - СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.
Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.