Программа элективного курса по мировой художественной культуре МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ для учащихся 10 — 11 классов


Программа элективного курса по Мировой художественной культуре
"Мир через культуру"
Для учащихся 10 - 11 классов
Пояснительная записка
Сегодняшнее общество переживает самый серьезный социальный, экономический, экологический, культурный кризис. Господствующий поныне всеобщая идея технократического развития, опора на голую логику, рациональное мышление породили нынешнюю ситуацию, в которой главным заложникам стал сам человек.
Поскольку истоки любого кризиса лежат в духовной сфере, то "лечить" общество следует с обращения к вопросам культуры. Только через культуру, через обращение к духовности мы сможем решить как социальные "внешние" проблемы, так и проблемы Духа, вопросы познания и самопознания.
Так как все благосостояние нашей планеты, как духовное, так и материальное зависят, в первую очередь, от основ, заложенных в сознание детей, то модно с уверенностью сказать, что назрела необходимость не только в усовершенствовании и расширении ныне существующих школьных программ и методик, но и в введении качественно новых нетрадиционных синтетических по содержанию форм и методов преподавания, в которых главный акцент делается на духовно-нравственных ценностях и, соответственно, приоритетным становится ВОСПИТАНИЕ наряду с образованием.
Предлагаемая программа спецкурса по мировой художественной культуре "Мир через Культуру" и может стать одним из путей, способствующих решению насущной задачи обретения детьми целостного /глобального/ взгляда на Мир и культуру, а главное, повернуть детское сознание лядом к духовности, дающей Красоту, Гармонию, Мир.
В основу программы заложены идеи великого русского художника, философа и просветителя Николая Константиновича Рериха, который под понятием "культура" подразумевал значительно больший смысл, чем общепринятое значение этого слова. Для него Культура – "почитание Света", он видел в ней "очаг ПРОСВЕЩЕНИЯ" /вспомним изречение древних: "Ученье - Свет, а неучение - тьма"/.
Культура понимается Н.К. Рерихом как высшее выражение всех творческих сил человека, как средство духовного преображения мира, как синтез искусства, науки, философии, религии.
Рерих утверждал, что культура, как почитание Света, объединит все человечество, поэтому ведущим принципом всей его жизни стало кредо "Мир через Культуру". Оно выразилось как в его творчестве, так и в общественно-просветительской и педагогической деятельности /помимо 7000 художественных произведений, значительного собрания литературных и философские сочинений Н.К. Рерих дал миру такие очаги культуры и просвещения, как Школа Общества поощрения художеств, которую он возглавлял около десяти лет. Нью-йоркский Институт Объединенных Искусств, Чикагское художественное объединение, Музей Рериха в Нью-Йорке, Комитеты движения "Знамя Мира", Всемирную Лигу Культуры, Гималайский институт Научных исследований "Урусвати" ("Свет Утренний Звезды", Пакт Мира, Американский Международный культурный центр "Corona Mundi"...).
Своими культурно-педагогическими воззрениями Рерих подчеркивал, что самым насущным делом современности является воспитание и образование "молодых душ, строителей нового мира", что для основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости.
С чего начинается этическое мировоззрение человека? Н.К. Рерих убежден - с раскрытия Сердца и расширения Сознания. Только в любви и осознанном отношении к миру можно примкнуть к эволюции. Поэтому в программу спецкурса включены темы, способствующие непростому, напряженному и длительному процессу раскрытия и расширения датского сознания. Каждая из тем содержит такие вопросы, которые заставляют человека задуматься о себе, как о части беспредельного мира, о своей жизни как части жизни Введенной, где все подчинено общему РИТМУ и ЗАКОНАМ, нарушение которых ведет к хаосу, дисгармонии, гибели целых миров.
Особое значение Сердца как "престола сознания", а не сентиментальности этого суррогата доброты" (Е.И. Рерих) необходимо открывать детям с самого раннего возраста - учить их мыслить, сознавать сердцем, которое своим биением в груди неустанно напоминает нам о быстротечности земного времени и о гармоничной связи с ритмом всего Мироздания.
В программе спецкурса нашли отражение и те вопросы, которые неизбежно приводят к выводу о том, что качество жизни человека нераздельно связано с качеством его МЫСЛЕЙ, воображения, эмоций и, следовательно, поступков, действий. Поэтому представляется целесообразным включение такого материала, который способствует развитию навыков чистого мышления, мечты о прекрасном будущем, без которых воспитание полноценной личности просто невозможно, поскольку мысли только о прошлом могут стать "зовом назад, запрудой для течения новой мысли, остановить поток продвижения" (Н.К. Рерих).
Рерих говорил о том, что не следует бояться только того прошлого, которое насыщено примерами для будущего – в этом он видел и указывал путь к беспредельному совершенствованию: ...нужно закладывать в юные сердца светлые основы прошлых достижений, но в устремлении их в грядущее" ("О Вечном").
В курсе данной программы такая направленность работы может осуществляться на ознакомлении детей с примерами самоотверженных жизней, "экологического" мышления и мировоззрения лучших представителей нашей планеты всех веков и народов. Это раздвинет рамки детского сознания и поможет понять и принять величие человеческого достоинства и назначения, а также научит детей любить самоотверженный труд и подвиг.
Осознанное отношение к труду подведет детей к пониманию того, что он является основой эволюции человека, что труд также как и мысль привлекает энергию Космоса и чем разумнее и сознательнее действие, тем более чистые энергии оно привлекает. Что только посредством труда человек может освободиться от эгоизма, и обрести свободу масли: "Труд – освободитель, но мысль - путеводитель" (Надземное, §857).
Н.К. Рерих неоднократно в своих трудах обращался и проблеме развития в детях внимательности и наблюдательности, которые также являются результатом упорного труда и основой эволюции человека. Он советовал использовать для этого старый и известный метод – ИСКУССТВО: "Внимательность- есть первый подход к утончению восприятий, а мы знаем, что лишь утонченность дает расширение сознания… Ведь ничто так не задерживает эволюцию, как грубость восприятий!" (Е.И. Рерих, Письма). Поэтому практически каждая тема предлагаемой программа сопровождается и строится на лучших образцах произведений искусства.
Не умаляя значения методов и приемов развития в детях мышления, памяти, наблюдательности и т. д., следует подчеркнуть, что данный, весьма доступный и эффективный метод развития всех этих качеств посредством искусства, подлинного творчества, в которых - источник знания, вдохновения, пример труда и подвига создателя шедевра хорош еще и тем, что в ней отсутствует набор механических упражнений, которые зачастую способствуют притуплению сознания, а порой и полному его отключению, вызывает отвращение, раздражение, пагубную скуку.
В условиях средней школы, возможно, самым универсальным средством воспитания человека, духовно развитой, глобально ориентированной личности с широким мировоззрением может стать Искусство, значение которого переоценить невозможно, т.к. оно несет в себе самые лучшие накопления человечества. Именно искусство и может стать для ребенка путеводителем в мир возвышенный, в мир истинной Красоты: "Воспитание есть питание всем возвышенным и утонченным"; "Через искусство имеете свет" (Надземное. Зов).На материале разных видов искусства, представленных в программе, осмысливаются философские, эстетические, этические, а также религиозные проблемы видения человечеством своего места и назначения в мире. Это видение дает возможность глубже осознать и воспринять учащимися истинную Красоту и значимость подлинных шедевров рукотворного творчества гениальных представителей нашей планеты. Благодаря этому становится возможным решить задачу обретения детьми целостного (глобального) взгляда на искусство и культуру в русле многовековой духовной традиции человечества.
предлагаемая программа "мир через Культуру" знакомит детей не только с центральными категориями культуры и искусства, но и с более узкими понятиями и знаниями из области религиозной культуры, которые в эстетике и искусствознании трактуются как относящиеся к возвышенным идеалам и требуют специального рассмотрения. Вот некоторые из них: Истина, Красота, Духовность, Аватар, Агни, Архат, Божественное, Маха, Демиург, Гуру, Веды, Дух, Душа, Дхарма, Чела, Исса, Юга, Карма, Ковчег, Круг, Логос, Мир, Мудрость, Огонь, Эго, Я. Раса, Соборность, Иерархия, Эволюция…Занятия по программе предусматривают не только теоретическое, но и опытно-практическое осмысление мировой культуры: посещение (с последующим анализом) детьми культурных центров, театров, музеев, выставочных залов, лекций, бесед и докладов по интересующей проблеме; сотрудничество с библиотеками, занятия по развитию мышления, наблюдательности, памяти, психической энергии (общение с растениями, наблюдения за жизнью пчел и муравьев...), индивидуальное творчество (по наклонностям) школьников и их участие в разновозрастных группах детей ("Человек человеку - учитель").
Поскольку цель курса "Mиp через Культуру" - формирование нового мировоззрения, базирующегося на этическом отношении к окружающему миру (понимание природы вещей, Законов бытия Космоса…), то следует подчеркнуть следующие задачи, стоящие как перед учителем, так и перед его учениками:
воспитание чувства личной ответственности за мысль, слово, поступок; за качество эмоций, интересов, желаний;
заложить основы синтетического мышления, расширения сознания, вмещения; терпения и терпимости; непредвзятого взгляда на мир;
развитие уважения к Знанию, и познавательному процессу;
развитие наблюдательности, внимания (как на теоретических, так и на практических занятиях);
развитие чувства патриотизма, героизма (на примере жизнеописаний и творчества великих мыслителей, ученых, художников, исторических деятелей, духовных подвижников, Учителей человечества...);
воспитание уважения к прошлому и направленности детского мышления в будущее;
развитие осознанного, избирательно-утонченного чувства Прекрасного, Красоты в окружающем мире, природа, искусстве; понимание спасительной миссии Красоты;
воспитание отношения и труду, как единственному фактору эволюционного восхождения человека;
дать школьникам не только широкое (глобальное) осмысление Культуры, но и такие ее "составные", как культура поведения, мышления, труда, речи, здоровья...дать представление о духовной культуре разных народов планеты: основные понятия, содержание, образы, сюжеты канонического и народного /апокрифы/ искусства; раскрыть его философскую, духовно-этическую, нравственную, патриотическую направленность.
Полученные в ходе реализации курса "Мир через Культуру" знания, умения, навыки помогут детям найти путь к самореализации через самоусовершенствование; дадут возможность сформировать сознание детей в широкой мировоззренческой перспективе, поднять уровень их мышления до планетарного, дать им реальные знания и практические навыки по усвоению законов духовно-этической эволюции человека в жизни каждого дня; позволят открыть в детях уже имеющиеся лучшие качества и развить навыки чистого мышления, а также высокие побуждения, устремления.
Тема 1. Культура
Культура - "возделывание", "воспитание".
Культура - "Культ УРА - Культ СВЕТА"
Древние культуры и цивилизаций. Расцвет и падение.
Культ растений, животных, Богов.
Культ личности (антикультура). Культура и культурность.
Культура мыслительной деятельности, культура, чувств, культура поступков и поведения, ... культура здоровья, физическая культура ...
Древние греки о культуре /Платон, Протагор, Демокрит;
Цицерон о "возделывании души";
Гуманисты Возрождения, идеологи Просвещения, великие романтики о культуре.
Н.К. Рерих о Культуре и ее спасительной миссии.
Примеры: памятники культуры в различных видах искусства (на выбор учителя): архитектура, изобразительное искусство, литература. Древней Индии. Китая. Японии, Греции, Египта, ... Древней Руси; Примеры христианской и языческой культуры;
примеры культурных традиций исламской культуры и др.
Тема 2. Культура и цивилизация
Культура и цивилизация: система духовных и материальных ценностей. Человек разумен? Природа разумна? Вольтер, Кондосэ, Тюрго о "разумности" (культурности) нации, народа, страны).Критика культурных основ человеческого общества Ж.Ж.Руссо. Природа отчуждения и механизмы ее развития, пути выхода из данной проблемы по Руссо.
Евроцентристская модель культуры Г.B.Ф.Гегеля.
Ф.Ницше ("Сверхчеловек" - конечный смысл жизни и культуры) О.Шпенглер "Закат Европы" - противопоставление культуры и цивилизации.
Н.Рерих о проблемах Культуры и цивилизации, о необходимости синтеза, как синтеза духа и материи.
"Восток - Запад". Н.Бердяев о характерном для Культуры и цивилизации, о "борьбе России и Европы, Востока и Запада... религиозной Культуры и безрелигиозной цивилизации" ("Смысл истории". М., 1990). Актуальные проблемы современной культуры.
Тема 3. Мир в зеркале культуры
Сущность культуры (культура как предмет философского анализа). Миры материальной и духовной культуры.
Духовные ценности: научные, нравственные и художественные.
Синтез Знания, Красоты, Морали.
Знамя Мира - Знамя Культуры (Н.К.Рерих)
Пакт Рериха - Пакт Культуры (Международный Пакт защитыкультурных ценностей). Деятельность ЮНЕСКО и Лиги защиты Культуры.
Сердцем Культуры является КРАСОТА. Для чего нужна человеку Красота, в чем ее спасительная миссия?
"Сознание Красоты спасет Мир" (Н.К.Рерих).
"Сказавший: "Красота", спасен будет" /3ов/
Мир ПРЕКРАСНОГО. "Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен" (А. Блок)
"Миры Культуры; мир НАУКИ, мир ПРОФЕССИИ, мир ТРУДА, мир ТЕАТРА, мир МУЗЕЯ, мир ХРАМА, мир ДОБРА, мир ЧИСЛа и ЦИФРЫ, мир ЦВЕТА, ЗВУКА, СЛОВА, мир СВЕТА и ТЬМЫ ....отраженные в памятниках культуры, произведениях искусства.Тема 4. Мир искусства
"Прибежище в несчастье для людей – ИСКУССТВО!"
Летопись искусства. Пути искусства в Культуре.
Искусству славу воспоем!
Язык и смысл различных видов искусства.
Актуальный вид искусства в истерии Культуры.
Искусство и игра (реальность и "вымысел").
Искусство как деятельность, как способ реализации, творческих возможностей человека. (Человек становится художником. Личность художника. Эволюция статуса художника в истории культуры).Художник - провидец. "Голгофа искусства" (очерк Н.К.Рериха) (На примерах шедевров мирового искусства прошлого и современности. Возможны сочинения на тему: "Творчество - высший путь самореализации", "Во мне спит гений", "Моя дремлющая природа" и др.).Тема 5. Миры Эстетики и ЭТИКИ
Эстетика - наука о ПРЕКРАСНОМ.
Эстетика искусства. Прекрасное и мера.
Кому и зачем нужна эстетика? ( художник и публика).
Эстетические категории. Природа КАТАРСИСА.
Законы эстетики и их применение в жизни.
Гуманизм - высшая цель и смысл эстетики и искусства.
Свобода творчества и ответственность художника.
Связь этического и эстетического. Что такое ЭТИКА?
Мир, который предстает в искусстве. /На примере духовной
деградации и уродств, отраженных в памятниках культуры.
Проблема прекрасного и безобразного).Священная ЭТИКА и этикет. Этическое мышление и отношение
к окружающему миру.
Тема 6. Духовные наследия мира (I)
Древние источники – миф или реальность?
Эзотеричность и экзотеричность древнейших памятников культуры. Ригведы, Упанишады, Махабхарата, Рамаяна, Пураны, Авеста.
"Книга о пути к добродетели", "Суждения и беседы", "Книга истории", Библия (Ветхий и Новый Завет); Русские Веды – Велесова книга и Песни Птицы Гамаюн и др.Нужны ли Они для будущего? Что дали для человеческой цивилизации? Как повлияли на культуру землян?
Духовная эволюция человеческого общества. Новая Огненная эпоха, ее признаки и особенности. Учение Новой Эпохи – Учение Огня
Единый Исток всех религий и их единые основы.
Чему учили Основоположники мировых религий, духовных учений?
Религиозность – Эволюция или инволюция?
Теософия – Тео-София (наука, философия или религия?)
Тайная Доктрина" Е.П. Блаватской: Высшие законы Вселенной, о планетарной Эволюции, о Карме, Психической Энергии, о Пране, о Махатмах и Шамбале, об эволюции человечества…
Тема 7. Духовные наследия мира (II)
Что такое духовность? Что такое религиозность?
Что такое РЕЛИГИЯ («Религаре» - связь о высший миром)
Духовность есть религиозность?
Что мы знаем о верованиях своих предков?
Духовная эволюция человеческого общества.
Актуальность Библии, Корана, и Других Учений для современности.
Что Древние Учения дали человеческой цивилизации?
Как они повлияли на культуру людей н чему они нас научили?
Нужны ли эти Учения для будущего?
Духовный материализм, синтетическое современное мировоззрение /Русские космисты-ученые, музыканты, художники, поэты/.
Наука, в религия: возможен ли симбиоз. Синергетика.
Современный мир и альтернативные философские и религиозные Учения.
Живая Этика /Агни Йога/ - Этика Жизни: синтез науки, философии, культуры, религий.
/Использование фрагментов философских учений прошлого, современности, воззрения Будды, Анаксагора, Платона, Конфуция, Лао-Цзы, Христа - Великого Путника, Сергия Радонежского, Е.П. Блаватской, Елены Рерих, Н.К.Рерих, Н.Бердяева, П.Флоренского, К. Циолковского, В.Вернадского, А.Чижевского, Н.Федорова., А.Скрябина. М.Волошина, Ю.Балтрушайтиса, М.К. Чурлениса др.
Тема 8. Молитва как явление мировой культуры
Что такое молитва? Для чего она нужна?
АУМ - о вибрациях и созвучиях. Мантрам.
Намоленность святынь. "Не молитесь всяко, но в духе".
Молитва - магнит, очиститель, вдохновитель к знаниям
Молитва и труд - труд как молитва. (Как молились Конфуций:молитвенное состояние; И.Христос - Молитва о Чаше; Сергий Радонежский, Франциск Асоизский, Жанна д,Арк, Серафим Саровский...
Молитвенность напевов, (примеры из православной, заруб. христианской, тибетской, индийской, бурятской музыки).
Искусство молитвы (время, радость, свет). Молитва антипод сквернословии, безумию, исступлении, раздражению, принижению, насилии, скептицизму и отрицанию.Тема 9. Мир науки
Что такое наука. Основные способы мышления /мифологический, научный, через искусство и религию/. Возможен ли синтез?
Мир мысли и его отражение в искусстве.
Образ ученого в искусстве.
Образ художника-исследователя.
Научное понятие и художественный образ "Госпожа наук – теология" (произведения, условно называемые "Земное отражение Небесного", или религиозные, труднопредставимые сюжеты, воплощенные мыслью).Образы гибели дерзновенного человека, бросившего вызов Богам (в мифах, легендах, мечтах/. "Ум мыслителя будет творческим". Ученость есть мудрость? Св.Ориген, Св. Иероним и Св. Августин и наука. Расхождения церкви и научной мысли. Поиски философского камня и эликсира жизни (Доктор Фаустус), отраженные в искусстве. Вдохновение есть Высшее Собеседование. "Рост мышления уже будет неизмеримой радостью". "Мысль - другиня искателя".
XX век: "Стук машины заглушает вопль духа". "Но что есть мысль без света Красоты?"
Тема 10. Мир мысли
Что такое мысль? имеет ли она личностный характер.
Где витают мысли и сколько они "весят"?
Мысль и радость, мысль я чувство (что первичнее)?
Мысль под давлением страха, окружающей действительности.
Культура мысли и мыслительной деятельности.
Мыслеобразы - их материальность. Ответственность за качества мысли.
"О чем думаешь - то и получаешь!" (Мысль – магнит).
"Вначале было Слово". Энергетика, слова - Слово есть мысль, выраженная в звуке. Звук есть вибрация Разрушительные и созидательные мысли и слова: "Красота спасет от сквернословия".
Культура речи.
Разрушительные и созидательные мысли. (Примеры действенности мысли, отраженные в памятниках культуры/.Тeма 11. Сознание
Сознание человека, как высшая форма отражения.
Отражение - универсальное свойство природы.
Эволюция форм отражения.
Что подразумевал Л.Н.Толстой под понятием "Расширение души"? Что значит "расширение сознания, вмещение"?
Что значит быть сознательным?
Совесть. Внутренние противоречия. Честность. Свобода и ответственность выбора.
"Память - для прошлого, сознание - для будущего".
Воля, знание, труд терпимость, радость, опыт, подвиг, развитие и утончение сердца – ступени расширения сознания.Сердце – храм… Сердце – престол сознания". "Сердце – Солнце Солнц организма".
Что значит: "Видеть глазами Сердца; слышать гул мира ушами Сердца; прозревать будущее пониманием Сердца..."?
В чем проявляется связь Сердца и Культуры?
Сердце - связь с Высшим Миром.
Значение Сердца в наступающую эпоху.
Тема 12. Новая эпоха и человек
Новая Эпоха - Эпоха Огня.
Огонь - Свет. "Ученье - Свет, а неуменье - тьма".
"Что не горит? - Мысль". Что значат - быть просвещенным?
"Огни, Рассейте Светом тьму!" Свет и тьма (О светотени в представлениях древних. Ритм в архитектуре, в орнаменте). Этическое понимание Света и тени; добра и зло.
"Контрасты" в искусстве, как отражение миропонимания.
Человек - чело, преходящее веками, - в борьбе с невежеством, в борьбе за высшие ценности жизни.
Кто наибольший враг человека?
Человек - творение по образу и подобию Божьему?
Человек и его тень.
Зачем мы живем? - Чтоб познавать и совершенствоваться.
Цель жизни – очутиться в Огненной Мире со всеми накоплениями сознания.Только Светом мы приближаемся к Свету.
Этюд: "Мая цель жизни"; "Я и моя тень".
Темa 13. Человек
"Человек – высшая культурная ценность" (И. Кант)
"Человек – чело, преходящее веками" (Н.К. Рерих)
"Каждый ребенок приходит на землю с радостной вестью, что Бог еще не разочаровался в людях" (Р. Тагор)
Человек начинается с первого культурного акта
Что такое ожерелье жизней?
Человек и Беспредельность.
Путь к себе. Самопознание – закон Космоса.
Не для себя человек родился (Предназначение человека.)
Осознание красоты, культуры, гармонии как понимание высшей целесообразности и возможности "выпрямления" личности: "Сознание Красоты спасет" (Н.К. Рерих), "Сказавший: "Красота", спасен будет" (ЗОВ).
Что мешает человеку стать совершеннее, духовнее?
(Тема раскрывается на примерах жизненного пути выдающихся личностей прошлого, настоящего, а также на примерах окружающей школьников жизни).
Использование музыки Л. Бетховена, книги Р. Роллана "Жизни великих людей", Писем Л.Н. Толстого и др., Произведения Ф. Достоевского, Д. Мережсковского, А. Камю, Ж-П. Сартр, Г. Марсель и др.
Темa 14. О двух началах
Роль женщины в Космическом равновесии Начал.
Эпоха Огня - Эпоха Матери Мира.
Древние знания и сказания о Матери Мира.
Образы Богородицы, Богоматери, Мадонны с младенцем в разных религиях мира.
О земной и Небесной любви.
Качества любви: любовь задерживающая и любовь устремляющая.
Мыслители прошлого и настоящего о Женщине.
Поиски нравственной основы любви в творчестве деятелей культуры. Любовь, секс и насилие в культуре XX века.
Живая Этика о воспитании, любви, о подвиге, патриотизме, чувстве долга, ответственности.
Любовь, красота, материнский подвиг, воспетые в произведениях искусства разных времен и народов.
Тема 15. Роль России в новую эпоху
Россия - мост между Востоком и Западом /оплот единения/
Миссия России - синтез - объединение научно-технических достижений Запада с духовной культурой, мудростью Востока.
Н.К.Рерих о состоянии мира в XX веке. Времена Армагеддона и Апокалипсиса в сознания людей.
Россия - духовный центр Планеты.
Духовный подвиг семьи Рерихов, через которую к землянам пришли новые Знания об Эпохе, Космических Законах, Этике Жизни.
Соборность – ведущее понятие православного христианского мироощущения и искусства. Воплощение в искусстве духовных образов (Музыка, Изо, архитектура, литература, устное народное творчество)
Место и роль православного духовного искусства в мировой художественной культуре.
Колокольность – "славянское чудо". Экологическая характеристика колокольного звона. Колокольный звон и народно-песенное творчество…
Литература: "Жизнеописания православных святых", "Апокрифы", Криптограммы, Е.И. Рерих "Знамя Преподобного Сергия Радонежского", Биографии Е. Блаватской, Ю. Рериха, Н. Рериха, Л.Н. Толстого…
Музыка: Г.В. Свиридова, С.В. Рахманинова, В. Гаврилина, Искусство колокольного звона, русская духовная и народная музыка…
Живопись: древние традиции иконного письма, школы иконописи; Иконостас и его основные иконографические образы. Цикл картин Н.К. Рериха "Учителя", "Подвижники"…
Тема 16. Великие женщины планеты
Представительница Женского Начала древности /от богини Изиды, Иштар до Аспазии и "десятой музы" - Сафо, Гипатии Александрийской, ...)Великая княгиня Ольга, Анна Ярославна, Евпраксия-Зоя, ...Евдокия Голицина, а раньше – Екатерина II - Законодательница, Е.Дашкова, Е Хераскова, А. Коменская, Анна Энгельгардт, Е.П. Блаватская, Софья Ковалевская, Александра Коллонтай, В.Терешкова, С.Савицкая...
Е.И.Рерих - Матерь Агни Йоги /Сестра Урусвати/.
Духовный облик личности философа и. мыслителя Е.К.Рерих.
Агни Йога или Йога Огня - провозвестие Эпохи Огня.
Е.Н.Рерих о роли Женщины и ее миссии (образы выдающихся женщин планеты, запечатленные в творениях мировой Культуры).
Тема 17. Экология и экологическая культура
Экология сознания, Экология мышления.
Гармоний с собой и окружающим миром.
Чувство эмпатии.
Мажэтнические отношения и проблема толерантности.
Природа этнического экстремизма и фобий.
Этнические образы и границы межкультурного понимания.
"Человек человеку - учитель". Учимся друг у друга.
Актуальные проблемы современной культуры. Спор о технике и его значение для культуры XX вежа.
Очерки Н.К.Рериха "Бедная Земля", "Знаки Эры", "Крик пространств", "Геростраты".
Тема 18. Пусть миру будет хорошо
Ценности Культуры!
Для чего нужно стремиться к Прекрасному?
Мир фантазии, творчества.
Мир Музея (Музейон – хранилище Муз). История развития Музея. Меценаты и коллекционеры - уникальное явление Культуры.
Мир Музыки (Музыка в душе. Музыка в концертном зале и театре Исцеляющая сила музыки. Пифагор - основатель современной теории музыки. Музыка в храме. Культура колокольного звона. Духовная музыка композиторов-классиков).Мир поэтического слова (от гекзаметра Гомера до гекзаметра А.Толстого; эстетика японской поэзии - хокку, танка; мифопоэтические творения древности и их осмысление на пороге XXI века).
Всему Миру приходит испытание ... - испытание восприятием КУЛЬТУРЫ!
Тема 19. Е. Рерих – Матерь Агни Йоги
Е.И. Рерих – Матерь Агни Йоги (Сестра Урусвати)
Духовный облик личности философа и мыслителя Е.И. Рерих.
Живая Этика – Этика Жизни – синтез науки, философии, культуры и истинных основ всех без исключения религий, основ, дававших из того же Высшего Источника, что и сама Живая Этика.
Агни Йога – Йога Огня, т.е. связь с Миром Огненным.
Живая Этика – провозвестие Эпохи Огня.
Живая Этика и современность, Живая Этика о качествах человека
Живая Этика и Закона Мироздания, Космоса, Бытия
Живая Этика об исторической миссии России.
Живая Этика о строительстве Нового Мира.
Манифест Конгресса Духовного Согласия (Агни Йога в жизни каждого дня)
Роль Учения в Мировой Эволюции.
(Использование фрагментов философских учений прошлого, современности, воззрения Анаксагора, Платона, Конфуция, Будды, Христа-Великого Путника, Е. Блаватской и др. Философов-музыкантов, поэтов, художников…).Тема 20. Н.К. Рерих
Николай Константинович Рерих – художник, философ, педагог. Личность и творчество.
Рерих – художник (образы, идеи, техника в его работах дореволюционного периода; после 1915 года).
Новое мировоззрение, философские идеи Рериха.
Рерих – педагог и его ученики.
Литературное наследие Н.К. Рериха.
Транс-Гималайская экспедиция – цель, значение, результаты, вклад в мировую культуру, науку, философию…Рерих – общественный деятель (очаги культуры, Пакт Рериха, Лига Культуры, Институт научных исследований "Урусвати" – "Свет Утренней Звезды"…)
Рерих – патриот своей Родины – России; гражданин планеты Земля.
творчество Рериха – творчество Красоты, ее спасительной миссии.
(Использование репродукций картин Н.К. Рериха, его любимой музыки – И.С. Бах, Р. Вагнер, Л. Бетховен, М. Мусоргский, А. Скрябин, его любимых литературных произведений И. Гете, Шиллера и др. художников Леонардо да Винчи, Холбейна, Дюрера, Сурикова, Куинджи и многих других).
Темы 21-29 (на выбор)
21. Звучание народов
22. Сознание Красоты спасет
23. Геростраты24. Мир Театра
25. Мир Кино
26. Мир Религии
27. Мир Профессии
28. Мир Музея и другие.
Вся программа рассчитана на два года. Каждая из 20 тем разбивается на 4-5 часов, включая практические занятия, занятия по анализу, обсуждению полученной информации, предусматривается и "защита" творческих работ, рефератов учащихся, анкетирование…