Урок игра по экономике, позволяет увидеть ситуацию рыночного равновесия

Урок-игра «Равновесие» (1 час)

Игра «Биржа»
Лучшей моделью ситуации рыночного равновесия является игра «Биржа», разработанная в США.
Класс делится на группы (две команды) – «Продавцы» и «Покупатели».
Каждому участнику команды достаются карточки с заданием.

Карточка продавца
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Количество карточек смоделировано соответственно закону спроса и предложения.

Цена предложения
Количество карточек
Цена спроса
Количество карточек

Не ниже 10
2
Не выше 10
10

Не ниже 20
4
Не выше 20
8

Не ниже 30
6
Не выше 30
6

Не ниже 40
8
Не выше 40
4

Не ниже 50
10
Не выше 50
2


В ходе торгов «Продавцы» и «Покупатели» должны найти друг друга, договориться о цене, совершить сделку, не нарушая задания.
Учитель проверяет сделки и регистрирует их на доске.

Например:
Цена сделки
Количество сделок

10
//

20
///////

30
//////////////

40
////

50
//



Можно провести 2-3 тура, в ходе которых объявляются победители и обобщается опыт их успеха:
- активная реклама (реклама – двигатель торговли)
- большое количество сделок (лучше больше сделок с меньшей прибылью)
- психологическая устойчивость (лучше не совершать сделку, чем совершить глупую сделку).

После награждения отдельных победителей и команды победительницы необходимо провести теоретический анализ ситуации равновесия.


Понятие равновесия.
Р
Спрос Предложение
50

40

30

20

10

0 2 4 6 8 10 Q

Графический анализ игры показывает:
- пересечение графиков спроса и предложения определяет точку равновесия с координатами (30 , 6), т.е. с равновесной ценой 30 рублей и равновесным количеством сделок 6 сделок.
Итоги подтверждаются табло сделок (наибольшее количество сделок по цене в 30)
- равновесие – это совпадение интересов продавца и покупателя
- равновесная цена – цена, по которой продавец еще готов продать, а покупатель уже готов купить товар
- равновесное количество- количество сделок по равновесной цене.

Крест Маршалла (ножницы Маршалла) – так называют графики спроса и предложения, отражают математическую зависимость. Математический анализ позволяет найти величину равновесия через уравнения.
Например, уравнение спроса в игре имеет вид: Q спроса = +12 – 0,2 Р
а уравнение предложения имеет вид: Q предложения = -0 + 0,2 Р

В условиях равновесия уравнение имеет вид: Q спроса = Q предложения
А это значит: +12 – 0,2 Р = - 0 + 0,2 Р
12 = 0,4 Р
Р = 30
Q =
· 6
Таким образом, математический анализ подтвердил графический.
Однако в реальности равновесную цену приходится искать методом подбора, так как никто не может заранее точно определить уравнение спроса и предложения.
Поиск наиболее выгодной цены – проблема для продавца.

Игра «Ресторан»
Игра моделирует ситуацию поиска равновесной цены и максимизацию прибыли при равновесных количествах.

Класс делится на команды по 4-6 человек.
Каждая команда ведет ресторанный бизнес, регулируя цены на ужины.

Условия таковы:
- себестоимость ужина – условно 50 рублей
- затраты на зарплату 1 работника – условно 50 рублей
- цены на ужин могут меняться от 60 рублей до 300 рублей
В этом случае динамика спроса будет такова:
Р
60
80
100
120
140
160
180
200
220
240
260
300

Q
120
110
100
90
80
70
60
50
40
30
20
0


При этом ученики не знают значений Q. Они вынуждены подыскивать цену.
После выбора цен каждой командой учитель объявляет каждой команде Q – количество проданных ужиной, и команда ведет подсчет своей прибыли в таблице.

Порядок тура
1 тур
2 тур
Итого

Р (цена)
100
110


Q (количество)
100
80


Выручка (Р х Q)
10000
8800


Затраты на зарплату (50 х Х (количество рабочих))
50 х 4 = 200
50 х 4 = 200


Затраты на себестоимость
(50 х Q)
100 х 50 = 500
80 х 50 = 400


Прибыль = выручка – затраты
(Р х Q) – ((50 х Q) + (50 х Х)
10 000 – 700 = 9300 рублей
8800 – 600 = 8200 рублей
9300 + 8200 = 17500 рублей


Например, тур 1 дал прибыль в 9300 рублей, команда объявляет другую цену в туре №2 и получает иную прибыль.

После нескольких туров выигрывает команда, набравшая общую суммарную прибыль.

По ходу игры учитель ведет общее табло на доске.

Например:
№ тура
Название
команды

№1

№2

№3

Итог

Команда Х
9300
8200
12000
29500

Команда Y





Команда Z






В заключении можно подвести итог, определив самую выгодную цену. В качестве заключительного задания можно попросить учеников написать уравнение спроса на ужины на основе полученных данных и начертить график.

Уравнение спроса легко найти по двум любым координатам.

Например:
- возьмем точки А( 220 , 40) и В (100 , 100)
- подставим в уравнение спроса общего вида Q спроса = b – kP и составим систему:
[ 40 = b – 220k
[ 100 = b – 100k

- в ходе решения находим значения b и k;
- искомое уравнение Q = 150 – 0,5 P


Карточка покупателя

Вам необходимо купить нефть по цене не выше
10 рублей


Карточка продавца

Вам необходимо продать нефть по цене не ниже
10 рублей




15