Взаимодействие семьи и колледжа по формированию нравственной культуры ребенка

Министерство образования и науки РК
БПОУ РК Элистинский политехнический колледж








Доклад по теме: «Взаимодействие семьи и колледжа по формированию нравственной культуры ребенка»







Докладчик Асархинова Е.Б.,
Преподаватель БПОУ РК ЭПТК




Элиста, 2016г
Перед средним профессиональным образованием в настоящее время стоит проблема духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, имеющая непреходящее значение.
Сегодня в России данная педагогическая проблема начинает не только обсуждаться и исследоваться, но и становится предметом государственной политики. Так, например с 2002г в официальных документах Министерства образования РФ в число важнейших критериев государственной аккредитации учебных заведений был внесен новый показатель- «Воспитательная деятельность образовательного учреждения» , включающий в себя, наличие элементовдуховно-нравственного воспитания.
Семья-это непрерывное течение родовой истории, сохранение преемственности: кровной, духовной, культурной. И от того, насколько наши дети впитали фундаментальные ценности семьи, овладели социальными нормами, в том числе семейных отношений, усвоили пласты культуры, зависит их успешность в обществе, счастье в семейной жизни. Проблема семьи становится объектом исследования многих наук: экономических, гуманитарных, юридических, медицинских, психолого-педагогических и др. Вопросами семьи, брака занимаются представители различных школ и течений, такие как Л.А.Абрамян, И.С.Бестужев-Лада, А.Г.Вишневский, С.И.Голод, Г.Г.Дилигенский и др.
Обозначим значимость семьи:
1.Семья как общечеловеческая ценность является транслятором культурного наследия, этических норм и традиций.
2.Семья воздействует на общество, на формирование нравственных установок, идеалов, на ее отношение к культурному наследию.
3.Семья влияет на усвоение гендерных ролей и воспроизводство населения.
4.Семья оказывает влияние не только на формирование внутреннего мира человека, но и на все стороны его жизнедеятельности, выступая важнейшим инструментом социализации личности.
Анализ свидетельствует о том, что существуют различные дефиниции понятия «семья».
С точки зрения социологии, семья эксплицируется как, первичная социальная группа социальный институтсоциальная система, в которой все ее члены имеют определенные статусы и роли.
В философском контексте, семья - это специфическое бытие человека, в котором происходит материальное, духовное и душевное соединение мужского и женского начал, рождение и воспитание новой жизни.
Я придерживаюсь определения, которое представлено в Новейшем психолого-педагогическом словаре, где семья рассматривается как «малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью». Это означает, что семья представлена как коллектив, имеющий воспитательный потенциал и влияющий на ее членов.
Именно родители - первые воспитатели ребенка.
Жизнеспособность семьи, ее воспитательный потенциал являются теми ценностями, которые способствуют развитию физических, интеллектуальных сил человека, формированию его духовно-нравственного потенциала, составляют смысл начало жизненных сил русской культуры, обеспечивают устойчивое развитие государства.
Анализ историко-педагогического опыта духовно-нравственного воспитания и формирования культуры межнациональных отношений у молодежи позволяет выявить определенную перспективу в решении данной проблемы. Это формирование идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях, обладающего высоким уровнем развития духовно-нравственных ценностей, среди которых в современном обществе на одно из первых мест выдвигается культура межнациональная и межконфессиональных отношений.
Современный идеал духовно-нравственного воспитания студенчества - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многоконфессионального населения Российской Федерации. На формирование данного идеала ориентирует и Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (2014-2020 г.г.), где говорится «Необходимо обеспечить сохранение и преумножение духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма».
Программа может явиться теоретическо-правовой основой реализации данного сложного направления воспитания молодежи, основой для разработки теоретических подходов и внедрения их в практику деятельности учебных заведений с учетом региональной специфики и особенностей деятельности этих учебных заведений.
Современные средние профессиональные учебные учреждения строят свою деятельность на основе федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения, которые также предусматривают подготовку специалистов, умеющих бесконфликтно взаимодействовать в поликультурном пространстве.
Педагогика нового столетия посвящена изучению, выявлению в человеке умение быть терпимым в сфере многогранного межконфессионального общения, постоянного умения работать над собой по сохранению духовных сил через общение, познание, творчество.
Укрепление единства нации возможно только при комплексном развитии основных моральных ценностей, приоритетных нравственных установок, существующих в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях народов Российской Федерации, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.
Нравственность определяется в этике как сфера нравственной свободы личности, когда требования, предписываемые общечеловеческими нормами морали, совпадают с внутренними побуждениями личности и становятся объектом эмоционально-ценностного отношения. Общеизвестно, что нравственное воспитание есть процесс целенаправленного развития ценностных отношений воспитанника к обществу, к окружающим людям, к самому себе. Данный процесс - глубоко индивидуальный, основывающийся на единстве знаний, чувств и поведения, причем чувства, соответствующие нравственной идее, являются здесь центральным звеном. Нравственные чувства как мотивы нравственного положительного поведения-так можно сформулировать основную цель их развития и воспитания.
В психологии общепризнанным является тот факт, что развитие нравственных чувств может происходить двояко: путем влияния на эмоциональную сферу через воздействие на личность в целом и путем непосредственного воздействия на эмоциональную сферу Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон . Последнее осуществляется с помощью использования специальных аксиологических, эмоционально-ценностных для воспитанника средств-эмоциональных стимулов.
Эмоциональные стимулы-«это педагогические средства, актуализирующие эмоциональную сферу личности; это внешние эмоционально-ценностные побудители, воздействующие прежде всего на чувства и вызывающие у воспитуемых адекватный эмоциональный отклик, нравственное сопереживание».
Воспитание обучающихся учреждений среднего профессионального образования с учетом современной специфики развития общества - процесс сложный, ориентированный на творческий поиск, взаимосвязь профессионального и социально-гуманитарного компонентов подготовки специалистов различного профиля.
Разработка приемлемой для современного образования педагогической технологии духовно-нравственного воспитания и формирования культуры межконфессиональных отношений у молодежи - одна из важнейших задач современных педагогов. Можно утверждать, что эмоциональное стимулирование как наиболее эффективная методика развития нравственных чувств личности представляет собой в настоящее время большой научный и практический интерес и должна систематически изучаться, творчески развиваться и использоваться в системе воспитания, как в общеобразовательных, так и в профессиональных учебных заведениях.
Развитию интеллектуальных, эмоционально-чувственных сфер учащихся, обусловливающих их активную личностную позицию в отношении к окружающему миру, способствует обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов, осуществление экологического воспитания в процессе обучения, ориентация на усвоение учащихся учебного материала во внеклассной работе, сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, систематические педагогически организованные контакты с природой, создание этноэкологизированной развивающей среды. Такому подходу служат диалогическое построение урока, проблемное изложение материала, использование дидактических и народных калмыцких игр, моделирование и анализ реально сложившихся острых экологических ситуаций, научно-исследовательская деятельность учащихся этноэкологического содержания, практические действия по сохранению и защите родной природы.
Экологическое воспитание в его современном понимании издавна было сутью традиционной педагогики калмыков. Их экологическая мудрость, оформленная в виде принципов, предписаний, правил поведения, выраженная в обычаях и традициях материальной и религиозной культуры, в народном творчестве стала одним из свойств национального характера, особенностью калмыцкого менталитета. Большую роль в его формировании сыграло традиционное вероисповедание калмыков - буддизм. Анализ богатого экологического наследия, содержащегося в различных источниках материальной, духовной и религиозной культуры калмыков, позволил прийти к выводу, что оно имеет огромный педагогический потенциал и может служить прочной основой для экологического воспитания учащихся Республики Калмыкии.
В 1990 г. нашей страной ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, а в 1992 г. принимается Семейный кодекс РФ, в котором выделены:
- принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка;
- право родителей на надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей;
- ответственность родителей за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка;
В 1992 г. принимается Закон Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с которым родители признаются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детстве. Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ, позволили родителям воспитывать детей в семье до достижения трехлетнего возраста. Многочисленные исследования педагогов и психологов позволили доказать, что родители способны создать все условия для развития ребенка и являются субъектами в процессе воспитания.
Т.о. анализ содержания и особенностей взаимодействия учебного заведения с семьей на современном этапе показывает, что процесс воспитания детей строится на тесном сотрудничестве педагогов и родителей.

15