Образовательная программа «Я — исследователь!» в модели межведомственного взаимодействия.

Образовательная программа «Я - исследователь!» в модели межведомственного взаимодействия.
В современном отечественном образовании в последние годы большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности обучающихся, как одному из важнейших факторов формирования ключевых компетенций школьников.
Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это созвучно с принципами современной школы. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Я полностью согласна с услышанными мною некогда словами: «Детей не надо учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства». Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому важно именно в школьном возрасте создать условия для реализации потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить не только предлагаемую в основной и старшей школе программу, но и успешно в дальнейшем социализироваться во взрослой жизни.
Поэтому, в рамках сетевого взаимодействия сотрудниками МБОУ ДО ЦП и СПСУ АР и ГБУК Ростовской области «Аксайского военно-исторического музея»совместно разработана образовательная программа для учащихся « Я – исследователь!». Цель данной программы – развитие мотивации обучающихся к исследовательской деятельности и профессиональная ориентация в сфере музейной деятельности, через создание условий для работы с одаренными детьми. Кураторами данной программы являются Коробко Г.А., педагог ДО Центра профориентации, Загайнова О.Н., заместитель директора Аксайского военно-исторического музея. Согласно совместному плану работы занятия начались с февраля 2016 года, и планируется продолжение в следующем 2016-2017 учебном году, периодичность занятий 2 раза в месяц. Для обучения по данной программе, была сформирована межшкольная группа учащихся 6-10 классов МБОУ гимназии №3, СОШ №1, Большелогской СОШ, Старочеркасской СОШ в составе 14 человек. Занятия проводились в форме лекций, практик в различных отделах и фондах музея, мастер-классов, экскурсий.
На одном из занятий учащиеся посетили фонды музея, прослушали лекцию сотрудника музея Халамбашян Е.В., на тему «Хранение, учет и изучение музейных предметов». Особенно заинтересовала ребят возможность ознакомится с предметами, которых пока нет в выставочных залах музея: фотографии и открытки времен Первой мировой воины, книги, одежда, уникальные предметы быта, документы. Все это ранее принадлежало жителям станицы Аксайской. Такие практические занятия это уникальная возможность для ребят прикоснуться к истории, ощутить связь поколений, узнать больше о жизни и традициях своих предков. Очень интересно и познавательно прошли занятия, проведенные Сосовой П.В. на тему: «Что расскажет книга, газета или журнал?» и Соломаха И.В. - «Монеты рассказывают». Сотрудники музея – это люди увлеченные, энтузиасты своего дела, компетентные в сфере своей деятельности. Все эти качества способствовали пробуждению интереса у ребят к данным темам, занятия проходили живо и содержательно. Итогом занятий в этом учебном году была экскурсия в домике почтового смотрителя, проведенная Волощук Л.В. Предварительно ребята прослушали подробную лекцию на тему: «Музейная выставка: от проекта до открытия». В дальнейшем планируется продолжение данной программы и по окончании учащиеся прошедшие обучение и успешно освоившие программу получат сертификаты.
Также целью данной программы является профессиональная ориентация школьников в сфере музейной деятельности. Заместитель директора музея Загайнова О.Н., провела серию занятий, на которых подробно ознакомила учащихся с выставочными комплексами музея, рассказала о специальностях необходимых в музее. Существует множество специальностей под общим названием «музейный работник». Это и лекторы-экскурсоводы, и хранители, которые работают непосредственно с предметами музея, исследуют и описывают их. Также в музее трудятся художники, специалисты экспозиционно-выставочного отдела, которые оформляют выставку перед экскурсией. У каждой выставки есть свой куратор, который исследует тему, углубляется в нее и подготавливает материал к мероприятию, прорабатывает экскурсию. Кроме того, в музеях всегда есть работа для научных сотрудников, реставраторов, таксидермистов и т.д.
Работа в государственных (центральных, краевых, областных, муниципальных) и частных музеях и галереях очень ответственна. Она требует от людей, выбравших профессию работник музея, общей культуры, эрудиции, обязательности, внимательности... Этим специалистам необходимо знать культуру разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. В профессию музейный работник, как правило, приходят после окончания исторических факультетов госуниверситетов и педагогических институтов, а также искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов. Но это необязательное условие. На некоторых должностях успешно трудятся люди и со средним специальным образованием.
Есть известное выражение «Кадры решают все». Мы надеемся, что данная совместная программа будет способствовать привлечению интереса к профессии «музейного работника» и возможно кто-нибудь из обучающихся выберет для себя в будущем эту профессиональную стезю.


Ст. педагог МБОУ ДО ЦП и СПСУ АР Коробко Г.А.



15