Внеурочное занятие «Шахматная школа» 1 класс Тема: Шахматная рокировка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1

Фамилия, имя, отчество учителя Янышевская В.Ю.
Школа, город МБОУ СОШ №1
Внеурочное занятие «Шахматная школа»
Класс 1 класс
Форма проведения: кружковое занятие
Тема занятия Шахматная рокировка

Конспект занятия
Цель занятия:
Научить детей осуществлять шахматную рокировку

Задачи:

Личностные:
Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в усвоении новых приёмов игры в шахматы.

Познавательные:
Ввести понятие о шахматной рокировке. Познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки: короткой и длинной и основными правилами рокировки. Учить защите короля путем осуществления шахматной рокировки и производить шахматную рокировку со стороны ферзевого и королевского флангов.

Регулятивные:
Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.


Коммуникативные:
Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.



Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока, компьютерные моноблоки для детей, тренажер «Шахматы», 13 комплектов шахмат.


















Ход занятия.

Этап урока
Содержание урока

1.Мотивация к познавательной деятельности
1.Организационный момент Слайд 3
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждет урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем мы играть,
Узнавать и рассуждать.


2.Шахматная разминка
1. Вспоминаем, как ходят шахматные фигуры.
Дидактическая игра «Мешочек» (дети поочередно достают из мешочка шахматную фигуру, называют ее и объясняют, как она ходит)
2. Вспоминаем, как расставляют фигуры на шахматной доске.
Дидактическая игра «Расставь фигуры». Дети делятся на две команды «Белые» и «Черные». Каждый ученик в форме эстафеты ставит одну из фигур в начальную позицию на своем поле. Выигрывает та команда, чьи игроки быстро и правильно расставят фигуры на шахматной доске. Слайд 4

3. Погружение в тему занятия. Выяснение целей, ожиданий.
Вот и закончена игра. Учиться новому пора.
1.Отгадайте ребус

- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?
-Правильно, это термин РОКИРОВКА.
-Кто знает, что обозначает этот термин?
-Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная рокировка») Слайд 5
2.Актуализация знаний.
-Послушайте историю, которая произошла однажды в шахматном королевстве.
Итак, в одно прекрасное раннее утро Белый Король, проснувшись, сладко зевнул, потянулся и, нехотя поднявшись со своей мягкой пуховой постели, выглянул в окно. Неожиданно лицо его исказилось страхом, губы задрожали, а из глаз закапали слезы. - Проспал! Все свое королевство проспал! - в отчаянии прошептал Король. Даже если вы совсем недавно научились играть в шахматы, все равно вы легко поймете чувства бедного Короля. До мата остался один шаг. Под самыми окнами дворца уже ходит вооруженная до зубов вражеская Ладья, а в отдалении, готовые к штурму, ждут последнего сигнала Черный Ферзь и вторая Ладья. А в самом центре, нагло ухмыляясь и мысленно уже победивший, стоит Черный Король. Уж он-то не проспал свою удачу!

-Можно ли помочь Белому Королю? Как?
Позвать на помощь другую фигуру.
Отступить.
А еще, Белому Королю можно посоветовать сделать рокировку.

3.Формулирование темы урока и постановка целей
- Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?
-Сегодня будем учиться выполнять шахматную рокировку.
-Какие цели стоят перед нами? Слайд 6


4.Изучение нового материала.
1.Эвристическая беседа «Шахматная рокировка»
Представьте себе шахматный город и бедного Белого Короля, которому угрожает опасность. Его Величество надо беречь от неприятностей. Для этого придумали специальную королевскую защиту – Шахматную Рокировку! Для чего делается рокировка?
Рокировка делается для защиты своего короля (для его безопасности). Слайд 7
В рокировке участвуют одна из ладей и король.
Рокировка считается одним ходом. Вы знаете, что за один ход перемещается только одна шахматная фигура. Но один раз в партии делается исключение, когда могут передвинуться сразу две фигуры: ладья и король. Чтобы не запутаться, принято сначала переместить короля, а уж потом передвигать ладью. Слайд 8
Демонстрация приема шахматной рокировки.
Почувствовав опасность, Король подходит к своей Ладье и приказывает: «Спрячь меня!» Ладья послушно перепрыгивает через Короля и закрывает его. Главное, чтобы Королю с Ладьёй ничего не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым они собираются пойти.
3.Какая бывает рокировка.
Рокироваться король может с любой из ладей того же цвета, но при этом фигуры переместятся на разное количество полей. Рокировка бывает «в короткую сторону» и «в длинную сторону». В книгах это ещё называют рокировкой в сторону королевского фланга и рокировкой в сторону ферзевого фланга.


5.Физминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть. Слайд 9

6. Изучаем правила шахматной рокировки
Памятка «Как делается рокировка»
Дорогой друг! Прежде чем делать рокировку, тебе нужно запомнить четыре основных правила.
Правило первое. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур.
Правило второе. Для обеих фигур это ход должен быть первым в партии.
Правило третье. До и после рокировки король не должен находиться под шахом.
Правило четвёртое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля.
Слайд 10
Демонстрация приема шахматной рокировки Слайд 11

7.Практическая работа
1. Решение шахматной задачи.
- Посмотрите внимательно на шахматную доску. Белому Королю угрожает опасность. В какую сторону ему лучше рокироваться?


Слайд 12

8.Проверь себя
Запиши ответ цифрой:
А) Через сколько полей прыгает король при рокировке в короткую сторону? Через _______.
Б) Через сколько полей прыгает король при рокировке в длинную сторону? Через _______.
В) Сколько фигур участвует в рокировке? ____.
2. Согласен ли ты, что Ответ запиши словом «да» или «нет».
а) Рокировка- это одновременный ход короля и ладьи._______
б) Ферзь, слон и конь могут рокировать.____________
в) При рокировке белый король прыгает с белого поля на белое. ____
г) При рокировке ладья перепрыгивает через короля._______
д) Белые могут рокировать, если король сделал всего один ход.______
е) Если королю объявлен шах, то можно сделать рокировку._______
ж) Можно рокировать, если между королём и ладьёй стоит слон.____
Слайд 13

9. Играем в шахматы
1.Повторение правил шахматной игры.
А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если в начале игры Вашему королю угрожает опасность, вы можете применить шахматную рокировку.

За начальной подготовкой
Не забудь о рокировке.
Поставь по соседству скорей две ладьи
И короля в укрытие быстрее веди.

Давайте вспомним основные правила шахматиста.

1. Шахматную партию начинают белые
2. Стороны делают ходы поочерёдно,
каждым ходом перемещая одну фигуру
3. Цель каждого игрока - атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать "взятия" короля на следующем ходу.
4. Если коснулся рукой фигуры - делай ход.
5. Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера
2.Практическая работа. Игра в шахматы.
Мальчики играют за компьютерами на шахматном тренажёре.
Девочки играют за шахматными досками.
Педагог осуществляет наблюдение за игрой, оказывает консультативную помощь.
Слайд 14

10. Итог урока. Рефлексия
Продолжите:
Я узнал
Я научился


- Удалось ли нам достичь поставленные цели?
- Что помогло вам в достижение успеха?


Литература:
Книга "Шахматы для детей, родителей и учителей", авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Картинки:
Картинки «Учим ребенка правилам игры в шахматы» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













Объект 1Рисунок 1715ђ Заголовок 115ђ Заголовок 215ђ Заголовок 315ђ Заголовок 415ђ Заголовок 515ђ Заголовок 615ђ Заголовок 715ђ Заголовок 815ђ Заголовок 915