СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)


СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
Для каждого родителя его ребенок – единственный, неповторимый, самый лучший на свете. Ему хочется дать как можно больше – целый мир, чтобы малыш, когда вырастет, не потерялся в нем, а нашел свое место, призвание, счастливую судьбу. Конечно, от всех проблем родители не могут оградить своего ребенка, и, рано или поздно, ему приходится самому преодолевать трудности и препятствия, которые возникнут у него на пути.
Жизнь не стоит на месте, меняемся мы, меняются наши дети.
Такие дети, которым приходиться с самого рождения бороться сначала за выживание, а потом за возможность нормального развития и образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Вследствие перехода к социальной модели инвалидности и изменения подходов к определению инвалидности, понятие «инвалид» в России стало заменяться понятием «лицо с ограниченными возможностями здоровья».
На настоящем этапе понятие «лицо с ограниченными возможностями» четко не определено, несмотря на частое использование в законодательных, нормативных, методических и других документах, в печати и СМИ. К лицам с ОВЗ относят как инвалидов, так и лиц, которым не назначена инвалидность, но имеющие любое ограничение в здоровье.
Как правило, группы детей с ОВЗ неоднородны, в них входят дети с разноплановыми нарушениями: дефектами слуха, зрения, речи, проблемами с опорно-двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-волевыми расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии.
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается таких детей 8% всей детской популяции, из них большое число — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается, поэтому актуальность работ на эту тему трудно переоценить.
Работа по профориентации школьников очень важна при подготовке учащихся к сознательному и своевременному выбору массовых профессий после окончания школы. Широкими возможностями для профориентации школьников располагает учебный курс географии VI-IX классов, который является для них начальным этапом экономического образования, дает им богатую информацию о развитии и размещении народного хозяйства нашей страны, содействует формированию чувства уважения к людям труда, готовности работать в сфере материального производства.
В процессе изучения программного материала, при выполнении практических работ, во время экскурсий – мы направляем свои усилия на расширение профессионального кругозора школьников с ОВЗ, формирование у них познавательного интереса и наклонностей. При этом необходим индивидуальный подход к учащимся, знание способностей, интересов, склонностей, особенностей памяти и внимания, речи и мышления, состояния здоровья – без этого профориентационная работа немыслима.
Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
В отличие от проблем, связанных с нормальным развитием профессионального самосознания, проблемы профессионального самоопределения лиц с ОВЗ не получили достаточного освещения в психологической литературе.
Соматическая патология и сопутствующие ей расстройства сильно влияют на использование навыков, в том числе сформированных в процессе профессионального обучения. Эти расстройства определяют систему личностных отношений лица с ОВЗ, в том числе с окружающими и с обществом в целом.
Индивидные особенности влияют на темп и уровень развития человека и как личности, и как профессионала. К ведущим личностным характеристикам человека относятся его отношения, мотивы, интеллект, эмоционально-волевая сфера.
Важнейшими факторами в профессиональном самоопределении лиц с ОВЗ выделяют и социально-психологические факторы.
Специфика профессионального самоопределения лица с ОВЗ также тесно связана с общей социально-экономической ситуацией региона.
Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. 
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Основой вторичной социализации является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке.
Существует большой разрыв между имеющейся социально-педагогической и трудовой ориентацией инвалидов после получения профессионального образования и их профессиональным становлением.
Часто встречающимися у лиц с ОВЗ проблемами субъективного плана в контексте их профессионального самоопределения являются:
· незнание своих личных, социальных и профессиональных возможностей и ограничений деятельности, неадекватность самооценки своего образования и последующего трудоустройства;
· недостаток информации о доступных профессиях, их характеристиках и предъявляемых к их представителям требованиях, о возможностях получения профессии;
· недостаточная социальная адаптация, несформированность важных социальных навыков;
· отсутствие общей готовности к труду, инфантильность, низкий уровень активности в профессиональном обучении и трудоустройстве.
Лицо с ОВЗ, имеющее постоянные проблемы со здоровьем, можно полностью соотнести с понятием «инвалида». Именно у данной категории постоянные проблемы со здоровьем накладывают отпечаток на всю их жизнь.
Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
В практике профессиональной консультации не учитывается специфика профориентации лиц с ОВЗ, заключающаяся в большем внимании на социально-медицинских параметрах их состояния, в придании им ведущего значения в отношении подбора доступных видов профессиональной деятельности. Также не учитывается повышенное значение коррекционных мероприятий по созданию положительных установок на подходящие виды труда с учетом течения заболевания.
Стремясь к улучшению трудового обучения и воспитания учащихся с ОВЗ, нельзя забывать, что главный труд школьника - это учение.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что лицам с ОВЗ профессиональное самоопределение можно понимать как длительный процесс:
· поиска и нахождения личностного смысла в выбираемой и осваиваемой профессиональной деятельности;
· формирования готовности осознанно и самостоятельно определять, планировать и реализовывать профессиональную карьеру, исходя из имеющихся социальных и конкретных жизненных условий, медико-физиологической специфики, особенностей системы отношений лиц с ОВЗ, определенных заболеванием и его последствиями.