Статья Аспекты изучения детей с ограниченными возможностями здоровья

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат VIII вида









Статья
«Аспекты изучения детей с ограниченными возможностями здоровья»







Подготовила: Братерская Надежда Александровна,
воспитатель 7 группы.

















2015-2016 гг.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, на его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы, а также нарушения в развитии, общении и в поведении.
В связи с этим повышается значимость психолого-медико-педагогических служб, оказывающих комплексную помощь детям с проблемами в развитии.
Одной из таких служб, успешно апробированной и внедрённой в различных регионах России, стала психолого-медико- педагогическая консультация (ПМПК).
ПМПК обслуживает:
детей, осуществляя комплексное изучение проблем развития ребёнка и определение индивидуального образовательного маршрута; социальную, медицинскую, психологическую, коррекционно-педагогическую помощь ребёнку в совместном преодолении проблем в развитии, общении, поведении;
родителей, предлагая информацию по существу проблем ребёнка;
педагогов, специалистов детских учреждений, организуя психолого-педагогическую методическую помощь и поддержку в их работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
ПМПК решает проблемы ребёнка на межведомственном уровне, объединяя усилия специалистов различных ведомств: здравоохранения, образования, социальной защиты населения.
На базе ПМПК постоянно работает действующая экспертная межведомственная комиссия, в состав которой помимо специалистов консультации входят представители Комитета по образованию, Комитета по здравоохранению и представители Департамента по труду и социальной помощи населению.
ПМПК выполняет функцию экспертной службы при определении вида и формы обучения детей, имеющих проблемы в развитии, а также при направлении в учреждения социальной защиты детей, которые в силу тяжести дефекта не могут обучаться в учреждениях системы образования.
Для обучения по программе вспомогательного (коррекционного) ОУ VIII вида принимаются дети с возраста 6 лет 6 месяцев, по заключению психолого- медико- педагогической комиссии (ПМПК) и заявлению родителей (законных представителей). Между родителями (законными представителями) и ОУ заключается договор. Место проживания детей не зависит от закреплённой за ОУ микрорайона.
Родители (законные представители) могут перевести учащегося для продолжения обучения в специальное (коррекционное) ОУ VIII вида в течение учебного года.


Чтобы эффективно управлять процессом социальной реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями, своевременно вносить те или иные изменения в развивающие и коррекционные программы, нужна объективная информация о качественных изменениях, происходящих в ходе его развития. Такая обратная связь может быть установлена с помощью методов, используемых в психологии. При этом нужно учитывать весь комплекс требований, предъявляемых к психологическому исследованию. Одним из его важных моментов является вопрос о единстве методологии, методов и методик исследования.
Методология- это система принципов и способов познания, организации и построения теоретической и практической деятельности и соответствии со свойствами и законами объективной действительности.
Методологию по традиции делят на общую и частную. Общая методология- это совокупность необходимых и достаточных принципов для рассмотрения изучаемого общественного или психического явления. Частная методология определяет специфику применения общих принципов исследования при изучении конкретной проблемы, в частности, в психологии.
Деятельность и общение являются основными факторами и условием развития психики и личности ребёнка. Деятельность- это активность человека, целью которой является преобразование окружающей действительности и самого себя. Деятельность всегда предметна, осознанна и носит общественный характер.
Активность личности ребёнка, имеющего жизненные ограничения, реализуется, в первую очередь, в той области, в которой жизненно важные функции оказались наиболее сохранёнными. Это может быть игровая деятельность, познавательная, учебная, коммуникативная (общение), Художественная (рисование, лепка), спортивная деятельность, обслуживающий труд. Включая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в те или иные виды деятельности- главное условие реализации основной цели реабилитации - формирование полноценной, устойчивой к травмирующим ситуациям личности. Названная цель может быть реализована при условии, что ребёнок, выполняя конкретную деятельность, постепенно становится её субъектом.
Субъективность человека по своему исходному основанию связана со способностью превращать свою жизнедеятельность в предмет преобразования, реализовывать намеченные программы, управлять, контролировать и оценивать ход и результаты своих действий. То есть становление субъекта деятельности- это процесс освоения индивидом смысла, цели, задач и способов преобразования человеком окружающего мира и самого себя.
Вступая в жизнь и включаясь в те или иные виды деятельности, ребёнок не является субъектом деятельности, он выступает в роли её носителя и действует стихийно. Однако по мере развития и овладения определённой деятельностью он становится её субъектом. Каждый вид деятельности, в который включается ребёнок, отличается своим содержанием, формами организации, его участниками и может реализовать широкий круг его потребностей. Например, участвуя в уборке помещения, ребёнок может удовлетворить свои потребности в движении, совместной деятельности; в процессе изобразительной деятельности - в творческом самовыражении. Удовлетворяя свои потребности и интересы, ребёнок одновременно приобретает многие личностные качества, такие как трудолюбие, любознательность, общительность, которые в дальнейшем становятся основой психологической структуры личности.
Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями в совместную деятельность создаёт предпосылки для решения другой важнейшей задачи социальной реабилитации- ликвидации последствий в развитии психики и поведении, обусловленные вторичными нарушениями.
Особого внимания в этой связи заслуживает «комплекс неполноценности», который может сформироваться у детей и подростков в период осознания ими своих ограничений и усугубиться, если со стороны окружающих будет проявляться определённое противодействие. Чувство неполноценности может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности, согласно взглядам А.Адлера, побуждает ребёнка, расти, стать таким же сильным, как окружающие люди и даже сильнее других, стремиться к самосовершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает интересы, заинтересованность в благополучии других, она развивается в конструктивном и здоровом направлении.
Изучение детей с ограниченными возможностями здоровья может преследовать решение двух задач: научно- исследовательской и практической.
Решение практических задач изучения ребёнка тесно связано с задачами психологической диагностики. В ходе её реализации предполагается получение своевременной объективной информации с целью:
-установления обратной связи и контроля за развитием личности ребёнка;
-определения уровня психического и личностного развития;
-оценки результативности предпринимаемых воспитательных и социально-реабилитационных воздействий;
-предсказания(прогнозирования) особенностей развития ребёнка на ближайшую и дальнюю перспективы;
-разработки программы социализации, развития и коррекции личностных качеств с учётом данных социально-психологического обследования ребёнка.
Изучение ребёнка предполагает оказание ему конкретной помощи. Поэтому диагностическая работа теснейшим образом связана с развивающей и коррекционной работой. Она является основой, на базе которой строится взаимодействие с ребёнком в различных направлениях его жизнедеятельности.
Чтобы диагностическая информация о ребёнке, имеющем ограниченные возможности, была достаточно полной и надёжной, в практике изучения детей используются следующие типы данных:
1. Жизненные показатели. Их получают путём изучения результатов медицинского обследования ребёнка, анализируются также показатели учебной деятельности. Важное место занимают экспертные оценки тех лиц, которые хорошо знают ребёнка: учителей, воспитателей, родителей.
2. Показатели, построенные на основе самооценки. Эти данные можно собрать в ходе беседы с ребёнком и при проведении опроса с помощью анкет и опросников.
3. Данные, полученные с помощью объективных тестов и тестовых заданий.
При организации изучения детей используются и другие методы: метод беседы, метод изучения продуктов деятельности и др.
В ходе изучения ребёнка надо говорить с ним ласково, используя для этого улыбку, жесты, мимику. Нельзя подчёркивать необычность ситуации, в которой находится ребёнок Недопустимо употреблять такие выражения как: «Я хочу проверить, можешь ли ты запомнить» или «Я посмотрю, можно ли тебя принять в школу» и др. Целесообразно придать общению доброжелательную направленность, типа: «Я хочу с тобой поиграть», «Посмотри, какая красивая книжка» и т. д. Если ребёнок отказывается выполнять предложенные задания, насильно заставлять его не следует.
На успехи и неудачи ребёнка во время изучения необходимо реагировать сдержанно, не заострять внимание на ошибках. Лучше всего, если ребёнок о них не знает. Хвалить также нужно сдержанно, но не за результат, а за старание. Связано это с тем, что оценки взрослого могут неадекватно повлиять на отношение ребёнка к выполнению заданий. Всем детям задание нужно предъявлять строго единообразно, не внося никаких изменений в инструкцию.
Если изучение проводится в присутствии одного из родителей, то то его следует расположить чуть поодаль. Ребёнка надо посадить рядом с собой в удобной для него позе. Медлительных детей торопить не следует. Детям, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, нужно оказать помощь, чтобы они расположились для выполнения заданий в удобной для них позе. Однако вспоминать о дефекте в присутствии ребёнка не рекомендуется. При изучении особенностей развития личностных качеств нужно предъявить ко всем детям, независимо от наличия того или иного дефекта, одинаковые требования. Надо обладать педагогической зоркостью, вовремя заметить смену настроения ребёнка, чтобы сменить темп работы.
Итак, личность ребёнка с ограниченными возможностями, как и здорового ребёнка, находится в постоянном становлении и развитии и, чтобы оптимизировать этот процесс, своевременно предупредить нежелательные отклонения и определять программу воспитательной и социально-реабилитационной работы, нужны объективные сведения об изменениях личностных свойств ребёнка. Такой контроль может быть обеспечен путём регулярного изучения развития ребёнка с помощью психодиагностических средств. Изучение ребёнка, тем более с ограниченными возможностями, требует особого подхода и соблюдения определённых требований и условий. Игнорирование этих правил может привести к получению недостаточно объективной информации, что может сказаться на выработке неадекватной тактики его воспитания и социальной реабилитации.
В связи с тем, что личностными качествами, соответствующими общечеловеческим нормам, должны обладать все люди, способные развиваться как личности, требования к качественным характеристикам их личностных свойств в процессе изучения должны быть едиными, независимо от дефекта, которыми они страдают. В то же время не следует забывать и о том, что в каждом конкретном случае диагностического взаимодействия с ребёнком необходимо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, однако это не должно сказаться на качественных характеристиках получаемой информации, а лишь на организации процедуры исследования.


15