Социализация личности подростка с девиантным поведением посредством социально-культурной деятельности.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГБПОУ КК « КРАСНОДАРСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ДОКЛАД НА ТЕМУ
« СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИО –КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Составитель
заместитель директора
ГБПОУ КК КАСТ
Л.Н. Бебриш Краснодар 2015
«Жизнь – прежде всего, творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить, можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…» (Д.С. Лихачёв)
В научных исследованиях и социальной практике стремительно возрастает интерес к обоснованию роли и значения социально-культурной среды, способной гармонизировать процессы социализации, социальной адаптации и самореализации личности молодого человека в рамках образовательного пространства.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств
сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД ( культурно-досуговой деятельности) можно представить как взаимодействие двух
тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит вприсвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него
индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому
социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальнойдеятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.
Значимость среды менялась в зависимости от точки зрения официальной педагогики: педагогическая цель по отношению к среде как средству воспитания связывалась с развитием индивидуальности, с социализацией и самореализацией личности. В настоящее время среда рассматривается как условие социального, индивидуального развития и саморазвития личности.
В определенном смысле социально-культурная среда образовательного учреждения становится не только условием личностного развития, но и ключевым фактором формирования студенческой субкультуры, выполняющей важные функции в системе формирования корпоративной культуры будущих специалистов. Студенческая субкультура начинает формироваться в рамках культуры техникума уже на этапе социализации первокурсников через ритуальный обряд «посвящения в студенты».
Корпоративная культура сообщества обучающихся КАСТ представляет собой систему духовных и материальных ценностей и предположений, верований, ожиданий, норм и образцов поведения, которые разделяются и поддерживаются большинством студентов нашего техникума , а также определяют способ их действий и взаимодействий внутри и вне сообщества, в повседневной жизнедеятельности студентов и их будущей профессиональной деятельности.
Корпоративная культура студенческого сообщества КАСТ состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:
ценностно-нормативная подсистема (основные ценности, разделяемые в студенческой среде корпоративные нормы и правила);
подсистема организационной структуры (формальная и неформальная организационная структура, структура власти и лидерства);
коммуникационная подсистема (структура формализованных и неформализованных потоков, качество коммуникаций);
подсистема социально-психологических отношений (социометрия, система ролей, конфликтность);
знакосимвольная подсистема (мифы и легенды, корпоративные предания); подсистема внешней идентификации (имидж, рекламные атрибуты)8.
Особую роль в педагогизации социально-культурной среды играют духовно-нравственные референты, которые создают поле «культурного напряжения», в котором человек ощущает полноту бытия, познает себя через другого человека, расширяет сферу реального общения. Создание духовно насыщенной среды способствует социализации личности и самореализации творческих способностей, овладению подростками опытом культуросообразного поведения, обретения «культурной самоидентификации личности» (Е.В.Бондаревская). Насыщение образовательной среды «духовными референтами» — важнейшее условие эффективности педагогического процесса: идентификация с образами личностей, персонифицирующих духовно-нравственные ценности, является ключевым условием саморазвития, понимания человеком своего профессионального призвания и долга.
При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогическогопроцесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегося поведения – объекта педагогического влияния.
Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-
досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием. [ Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия.
Одна из таких форм – художественная форма.
Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.
К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.
Яркой формой организации зрелищных представления являются балы и
карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков.
Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты,
конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте,
дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.
В подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы
полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой
интерес.
В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма,
как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение дляподросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой
деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность»,
«таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.
Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана,
например познавательно-развлекательные игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».
Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации
досуга, как дискотека – клуб. Существует два вида дискотеки –
просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально-
развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.
Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее
специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству.
Таким образом. Сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.
Критериями эффективности педагогических усилий, направленных на оптимизацию социально-культурной среды (и выступающих в качестве ориентира педагогической деятельности), следует рассматривать:
а) качество жизнедеятельности студента, которое проявляется в создании условий для творческого развития и самореализации личности путем включения человека в различные виды социально-культурной деятельности;
б) эмоциональный комфорт (низкая тревожность, взаимопонимание и поддержка, удовлетворенность качеством межличностных отношений, позитивная самооценка и степень удовлетворенности личности своим социальным статусом в значимых сообществах и социально-психологических средах);
в) коммуникативную эмпатию (открытость в отношениях друг к другу и во взаимоотношениях с ближайшим окружением);
г) высокую психологическую культуру обучающегося несовершеннолетнего подростка (критерием которой выступает способность разумной самоорганизации и самореализации личностных потенциалов с учетом потребностей, возможностей, и особенностей окружающей среды). Педагогические возможности социально-культурной среды как важнейшего пространства жизнедеятельности обучающегося Краснодарского архитектурно-строительного техникума реализуются :
- путем формирования благоприятного социально-психологического климата, способствующего эмоциональному и интеллектуальному развитию, достижению максимального успеха в раскрытии личностных потенциалов, необходимых для образовательной деятельности; на основе понимания фундаментальной роли деятельностного подхода в развитии личности;