План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура — пешка


Тема: Пешка.
Цели: 1. Познакомить с шахматной фигурой – пешка, с правилами хода пешки, правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске.
2. Закрепить умения ходить королем и ферзём. Способствовать
формированию логического мышления, умения обдумывать свои
действия.
Задачи.
Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.
Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.
Оборудование:
шахматные доски с фигурами;
демонстрационная шахматная доска;
дидактический материал.
Повторение пройденного
Повторить ходы короля и ферзя
Знакомство с новым материалом.
-5143511620500- С этой шахматной фигурой будем знакомиться на занятии.
- Покажите эту фигуру.
- Где стоит пешка на шахматной доске?
Сегодня мы познакомимся с ходами шахматной пешки. Ты сделаешь свои первые шаги по будущему полю сражения. Погуляешь по прямым линиям.
Объяснить как ходят пешки. Рассказать, что продвигаться вперед пешка может до тех пор, пока на ее пути не возникнет преграда – другая фигура. Побить, обойти или перепрыгнуть преграду пешка не может.
Показать на демонстрационной доске взятие и ходы пешки.
На демонстрационной доске оставив одну пешку, показать, как пешка дойдя до последней горизонтали превращается в какую-либо фигуру.
281559018669000-381017653000
-89535307721000
3. Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
4. Решение дидактических задач и заданий.
Игры «Один в поле воин» и «Лабиринт»
Белая пешка должна побить все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре
3863340800100015881354234-565785381000«Лабиринт»
Нужно белой пешкой пробраться на контрольное поле.
272986522796500-45148519748500
5. Закрепление знаний.
Игра «Да – нет»
- Может ли пешка попасть на белое поле? На черное? (да)
- Когда пешка может пойти с белого поля на белое? С черного на черное? (из начальной позиции)
- Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)
- Ходит ли пешка по вертикали? (да)
- Может ли пешка прыгнуть через одно поле? (да)
- Может ли пешка прыгнуть через два поля? (нет)
- Может ли белая пешка побить белого коня? (нет)
- Сколько различных по вертикали может сделать пешка из начального положения? (два)6. Итог урока.
- Что нового узнали?
7. Домашнее задание.
Игра «Один в поле воин» и «Лабиринт» белая пешка должна побить все черные фигуры, беря каждым ходом по одной черной фигуре и пройти на контрольное поле.
279654020256500-241935202565