ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ПМ-181 «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» обучающихся с девиантным поведением


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания МО Заместитель директора по УВР Директор КГБОУСУВУ
«Воспитателей и педагогов-организаторов ____________/Новоселова В.И./ «Уральское подворье»
и педагогов дополнительного образования» _________ Н.А.Овчинников
От ____.____.__________№___
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ПМ-181
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
обучающихся с девиантным поведением
в том числе с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)
на период 2016-2017 уч г.
Разработана воспитателем
высшей квалификационной категории
Зобниной Алевтиной Ивановной
г. Пермь 2016
Пояснительная записка
Каждый носит крылья за плечами,
нужно только захотеть взлететь.
Миссия краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Специального учебно-воспитательного учреждения для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением «Уральское подворье» заключается в воспитании законопослушной личности, соблюдающей общественные нормы жизни, успешно адаптированной в социуме, профессионально самоопределившейся, обладающей необходимыми компетенциями для успешной самостоятельной жизни. Она определяет стратегические направления Программы развития учебной группы, разработанной с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, диагностических исследований и рекомендаций специалистов.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (И.Ф.Харламов). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, обучающегося.
Важнейший период становления личности подростка приходится на его годы обучения в КГБОУСУВУ «Уральское подворье». Дети КГБОУСУВУ «Уральского подворья» - это дети, попавшие в особо сложные жизненные ситуации, не способные справиться со своими проблемами самостоятельно и не готовые к сотрудничеству со взрослыми. По результатам ПМПК 100% обучающихся учебной группы ПР-171 имеют задержку психического развития (VII вид). Ежегодный анализ показывает большая часть обучающихся воспитывается в ассоциальных семьях, в которых родители уклоняется от обязанностей по воспитанию своих детей. Эта проблема усугубляется тем, что обучающиеся на момент поступления имеют поведенческие проблемы, педагогическую запущенность, низкий уровень мотивации к обучению. На учете в ОДН состоят 26%.(УСН, уходы из дома, хулиганство). В группе риска - 23%. В неполных семьях воспитываются 54%, в неблагополучных – 8%, в СОП – 8%., уходы из дома 15%. У обучающихся низкой культурный и правовой уровень, многие имеют зависимость от табакокурения. Высокий уровень школьной тревожности - 80%, самооценка занижена -30%. Большинство не критичны в выборе друзей и общения, не способны долго сосредотачиваться на каком либо деле или мысли, не доводят начатое дело до конца, характерны легкомысленность, непостоянство интересов.
На основании проведенной диагностики и наблюдений провела экспертизу психологического статуса обучающихся, в результате выявлено, что самый низкий показатель по шкале «Уровень саморегуляции.
Необходимость самоутвердиться и самореализоваться ведет подростка к выбору социально значимого или асоциального пути. Кроме того, ему необходимо решить для себя вопрос выбора Я как нравственного, так и профессионального. Наша задача, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для образовательного учреждения, но и для дальнейшей жизни подроска, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает его успешным в дальнейшем. Немаловажную роль в этом играет саморазвивающийся, саморегулирующийся коллектив, способствующий формированию личности с успешным опытом социализации, способной проявить себя в современном обществе. Поэтому важно объединить все усилия семьи и образовательного учреждения для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Исходя из вышеперечисленного данная программа названа «Новое поколение».
Реализация программы "Новое поколение" позволит создать условия для освоения системы базовых ценностей: патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи, здоровья, труда и творчества, науки, искусства и литературы, природы.Сроки реализации программы: 1 года. Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса.
Нормативно - правовое обеспечение программы:
Международная «Конвенция о правах ребенка»;
Женевская декларация о правах ребёнка
Делегация прав ребёнка, принятая Генеральной ассамблеей ООН
Конституция РФ
Семейный кодекс
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями);
Закон об образовании Пермского края
Концепция Модернизации российского образования 2010г
Письмо Минобрнауки РФ от 13.05. 2013г № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».
Письмо Минобрнауки РФ от 12.07.2013г №09-879 «Рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 г.N1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ;
Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 №189);
Программа патриотического воспитания в Пермском крае до 2017 года;
Устав КГБОУСУВУ «Уральское подворье»
Основная образовательная программа основного общего образования на 2016/2017 учебный год, утвержденная приказом директора КГБОУСУВУ «Уральское подворье» от 31 августа 2016 г. №01-11-24;
Локальные акты КГБОУСУВУ «Уральское подворье»
Участники реализуемой программы:
Обучающиеся, родители (законные представители), воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи, учитель-логопед, учитель-дефектолог, медицинские работники, администрация, ЦДОД, общество инвалидов Индустриального района, спортивные школы, центр добровольчества «Вектор дружбы», СК им. Сухарева, СК «Олимпия», стадион «Метеор» Центр занятости населения. Цель программы:
создание условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
Задачи:
содействовать развитию инициативы и творческой активности обучающихся;
развивать ключевые компетенции личности (учебные, исследовательские, коммуникативные, организаторские);
создать условия для самовыражения обучающихся;
способствовать коррекции поведения обучающихся с девиантным поведением;
вовлекать родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения и учебной группы.
Воспитательная работа строится по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое.
Познавательное.
Спортивно-оздоровительное.
Духовно-нравственное.
Трудовое
Программа «Новое поколение» представляет собой синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы:
Формы и методы реализации программы
Формы деятельности Виды деятельности
добровольческая деятельность
проектная деятельность
творческая мастерская
коллективная
групповая
индивидуальная часы общения, беседы
экскурсии, походы
викторины, игра
мастер -классы
КТД
изготовление стенгазет, поделок, рисунков
социально-значимые проекты
конкурсы и конференции
подготовка и отработка материалов для творческих выступлений
Прогнозируемые результаты:
Основным результатом воспитательной деятельности по программе "Новое поколение" является выпускник, способный противостоять негативным воздействиям социальной среды, имеющий мотивацию на дальнейшее обучение, способный к профессиональной деятельности и трудоустройству, что можно отследить по следующим показателям:
Результат 2016-2017
Сплочение ученического коллектива +
Повышение уровня культуры поведения +
Повышение социальной активности обучающихся девиантного поведения +
Увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой-либо сфере деятельности (учебная, творческая, спортивная) 80%
Активное участие в добровольческой деятельности 70%
Успеваемость по общеобразовательному обучению +
Продолжение обучения (лицей, техникум) +
Трудоустройство (работа по специальности) +
Критерии оценивания успешности программы коррекции и развития группы ПМ-181 "Новое поколение"
Процент успеваемости и посещаемости;
Степень участия в мероприятиях, акциях и проектах;
Достижения (учебные, творческие, спортивные);
Количество правонарушений, совершенных учащимися;
Количество обучающихся группы состоящих на учете в ОДН, СОП;
Количество конфликтных ситуаций (с родителями, среди учащихся, с учителями);
Личностный рост обучающихся (методика Степанов П.В. "Личностный рост");
Уровень воспитания обучающихся группы (положительная динамика);
Внутренняя установка на добро и бескорыстие;
Эмоциональной климат группы (положительная динамика).
Детализированный план-график программы коррекции и развития группы ПМ-181 "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ" 2016-2017уч. г.
Перечень мероприятий и воспитывающей деятельности Ответственные Сроки реализации
Индивидуальные беседы с обучающимися и родителями (законными представителями);
Групповые собрания: "Итоги за месяц", "Особый случай" (по необходимости)
Контроль и содействие в ликвидации академических задолженностей,
Работа с активом группы;
Посещение уроков теоретического обучения и технологии;
Направление родителям официальных писем, предупреждений, уведомлений;
Дежурство группы в столовой (по графику)
Посещение на дому (по согласованию с родителями) А.И.ЗобнинаЕжемесячно
Название мероприятия, воспитывающей деятельности Формы организации Ожидаемые результаты
у обучающихся и родителей Ответственные Сроки реализации
1. Направление деятельности: «Гражданско-патриотическое».
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни.
Задачи:
1.Способствовать развитию чувства уважения и гордости к истории Родины, города, образовательного учреждения.
2.Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
3.Развивать активную жизненную позицию, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
4.Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
Анкетирование Индивидуальная Изучение гражданской идентичности А.И.ЗобнинаСентябрь
Урок мира с элементами игры "1 сентября" Коллективная Сплочение коллектива, умение работать в команде А.И.ЗобнинаСентябрь
Праздник «Белые журавли» Коллективная Развитие памяти, навыки публичного выступления А.И.ЗобнинаОктябрь
Адресная помощь на дому ветеранам ВОВ, уборка квартиры, стрижка групповая Уважительное отношение к ветеранам ВОВ, связь поколений, милосердие А.И. Зобнина
Ноябрь
Месячник «Я гражданин России»
коллективная Формирование гражданской позиции А.А. ЩепелинФевраль
Самоуправление коллективная Активность, развитие лидерских качеств А.И. Зобнина В течение года
Акция «Спешите делать добро» -адресная помощь ветерану групповая Уважительное отношение к ветеранам ВОВ, связь поколений, милосердие А.И. Зобнина Май
Час общения «Дорогами войны...» групповая Формирование чувства гордости за свой народ А.И. Зобнина Май
Всероссийская акция "Самый дружный хоровод" коллективная Принятие ценности традиций и обычаев других народов А.И. Зобнина Июнь
2. Направление деятельности: “ Духовно-нравственное”
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
1.Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
2.Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру, уважающую общепринятые ценности,
нормы, законы
3.Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного и творческого интереса.
Анкетирование Индивидуальная выявление уровня духовно-нравственного воспитания А.И. Зобнина
Е.А. Ведерникова
Ю.А. Зарубина Сентябрь
Всероссийская акция «Читающий автобус» Коллективная Уверенность в себе, активность, умение публично выступать, выразительно читать А.И. Зобнина
Сентябрь
Выпуск стенгазеты "С днем учителя" Коллективная Развитие творческих способностей А.И. Зобнина Октябрь
"Самый большой урок», в рамках Всероссийской акции "Все дети за мир на планете" Коллективная Пропаганда по сбережению природных ресурсов, умение публично выступать А.И. Зобнина
А.А. ШепелинОктябрь
Всероссийский форум "Доброволец России 2016" Групповая Популяризация добровольчества А.И. Зобнина Ноябрь
Чаепитие с элементами игры "Здравствуй новый год!" Групповая Формирование устойчивого познавательного и творческого интереса. А.И. Зобнина Декабрь
Праздник "Новогодняя сказка" Коллективная Развитие творческих способностей С.В.Щелчков
А.И. Зобнина Декабрь
Праздник "Широкая масленица" Коллективная Формировать уважительное отношение к народным традициям, развитие творческих способностей, коммуникативных навыков. А.И. Зобнина Апрель
Час общения "Победы, которыми мы гордимся", ко дню космонавтики Групповая Способствовать положительной мотивации на обучение, создание ситуации успеха А.И. Зобнина Апрель
Благотворительная акция "Не останемся в стороне", в рамках Пермского благотворительного сезона Коллективная
индивидуальная Развитие внутренней установки на добро и бескорыстие. А.И. Зобнина Апрель
Поздравление на дому ветеранов ВОВ с Днем Победы Групповая Уважительное отношение к ветеранам ВОВ, связь поколений А.И. Зобнина Май
Слет участников Всероссийской программы "Тетрадка дружбы! Коллективная Популяризация добровольческой деятельности А.И. Зобнина Май
Чаепитие "День именинника" Коллективная Уверенность в себе, успешность, развитие творческих способностей А.И. Зобнина в течении года
3. Направление деятельности: "Спортивно-оздоровительное"
Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности , содействовать формированию ответственности за природу и окружающий мир
Задачи:
1.Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
3.Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
4.Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Медицинское обследование учащихся, изучение медкарт Индивидуальное динамика состояния здоровья обучающихся 1 курса А.А. КалавурА.И. Зобнина Сентябрь
Спортивно - оздоровительная программа "День здоровья" Соревнование Профилактика вредных привычек А.А. ЩепелинА.И. Зобнина Октябрь
Олимпиада по ПДД «Азбука дорог» Коллективная Развитие навыков безопасности и формирование безопасной среды на дорогах А.А. ШепелинА.И. Зобнина Октябрь
Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения Коллективная
индивидуальная Привития навыка соблюдения ППД А.И. Зобнина Октябрь, декабрь,
Март, июнь
XVII Фестиваль спорта инвалидов Индустриального района г. Перми Коллективная
индивидуальная Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями А.А. ШепелинОктябрь
Час общения с просмотром фильма "Секреты манипуляции: табак" Коллективная Укреплению в молодежной среде ценностей здорового образа жизни А.И. Зобнина Ноябрь
Городской слет волонтеров "Бодрые люди" Коллективная Пропаганда ЗОЖ А.И. Зобнина Декабрь
Час общения с просмотром фильма
"Секреты манипуляции: алкоголь" Коллективная Укреплению в молодежной среде ценностей здорового образа жизни А.И. Зобнина Январь
Рождественский турнире по шашкам, теннису и дартсуКоллективная Ответственность, успешность А.Г. Кириллов
А.И. Зобнина Январь
Районная легкоатлетическая эстафета Коллективная Вовлечение в деятельность противоположную противоправнойА.Г. Кириллов
А.И. Зобнина Апрель
4. Направление деятельности: “ Семья”
Цель: способствовать социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формировать положительное отношение к семейным ценностям.
Задачи:
1.Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
2.Стараться хранить семейные традиции формировать традиции класса.
Анкета "Изучению потребностей родителей к учреждению",
"Какой Вы родитель" Индивидуальное Анализ семейной системы, внутрисемейных отношений А.И.ЗобнинаСентябрь
Родительское собрание
"Особенности обучения в КГБОУСУВУ "Уральское подворье"
Итоги адаптационного периода Коллективное Выявление неудовлетворенностью обучением А.И.ЗобнинаН.И. ШайхрадзееваОктябрь
КТД "Письмо и подарок маме"
Коллективное, индивидуальное Развитие творческих способностей А.И.ЗобнинаЕ.С. ВыголоваНоябрь
Праздник "Ангел по имени мама" Коллективное Отработка навыка благодарности
А.И.ЗобнинаНоябрь
Родительское собрание «Подготовка и требования при сдаче ГИА». Итоги 2 четверти Групповая Выстраивание взаимоотношений со своим ребенком, умение оказа-ния поддержки и помощи уч-ся А.И. ЗобнинаЯнварь
Праздник для мам и бабушек
"Мы за чаем не скучаем"
Групповая Знакомство и приобщение к чайным традициям и обычаям, коммуникативные навыки. А.И.ЗобнинаМарт
Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей!»
Групповая Совместное подведение итогов, рефлексивный отчет по итогам года, внесение изменений в планирование на следующий год А.И. ЗобнинаН.И. ШайхрадзееваИюнь
Посещение обучающихся и их родителей на дому Индивидуальное Информирование родителей, единство требований А.И. Зобнина По согласованию
5. Направление деятельности: “ Трудовое”
Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности.
Задачи:
1.Воспитание потребности трудиться.
2.Воспитание ответственности за выполненную работу.
Дежурство группы по столовой Индивидуальная Развитие самоуправления А.И. Зобнина староста Ежедневно
Игра профессиональной направленности "Своя Игра" Групповая Расширить представления о профессиях А.И. Зобнина Сентябрь
Анкетирование, тестирование Индивидуальное Выявление отношений у обучающихся к труду и выбранной профессии «продавец» А.И. Зобнина
Л.А. Власова Октябрь
Генеральная уборка закрепленных территорий Групповая Закрепление навыка самообслуживания А.И. Зобнина
Все специалисты Октябрь, декабрь, март, июнь
Адресная помощь пожилым людям, взаимодействие с советом ветеранов Свердловского района г.ПермиКоллективная Мотивация на профессию, формирование норм поведения в общественных местах Л.А. Власова Ноябрь
Посещение "Пермской ярмарки"
Выставка "Образование и карьера"
Тестирование Коллективная Способность к профессиональному самоопоределениюА.И.ЗобнинаФевраль
"Чистогрод" субботник на закрепленной территории Коллективная Воспитание трудолюбия; уважение труда А.И. Зобнина
Все специалисты Апрель
Посещение итогового занятия по технологии. Встреча с выпускниками. Чаепитие "Страницы из нашей истории" Коллективная Мотивация на дальнейшее обучение, активизация личностных ресурсов
А.И. ЗобнинаЛ.А. Власова Июнь
Учебно-методические условия для программы реализации
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Григорьев Д.В., Степанов П.В.  — М.: Просвещение, 2010.
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных огранизаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. – М. : Просвещение, 2014. – с. 127. – Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-032961-3.
Воспитываем профессиональную нравственность: метод. пособие /Т.П. Гаврилова, В.В. Дементьева, А.А. Дербенева и др. Перм. гос. пед. ун-т.- Пермь, 2010.-116 с.
Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: "БАХРАХ",1999.
Грюшева Р. Н. актуальные проблеммы воспитания детей и подростков девиантного поведения. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. -52с.
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «»Внеурочная деятельность», М.: Просвещение, 2014.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ).
Здоровая Россия - Общее Дело: Программа для проведения интерактивных занятий/ сост.: А. А. Дегтярев, М. А. Дегтярева, Я. В. Ковалевский, А. И. Ковалевская. - М.: Общероссийская общественная организация «Общее дело», 2015. - 43 с.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. -М.: Просвещение,2003
Концепции воспитательной работы. Журнал « Классный руководитель» № 9 2016г.
Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста.- М.,2004
Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей.- СПб., 2000
Охрана репродуктивного здоровья подростков: Сборник программ/Авт.-сост. Г.Н. Градусова; Комитет по молодежной политике Пермской области.- Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2003.-104 с.
П.В. Степанов, И.В. Степанова «Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе» М.: Просвещение, 2014.
Педагогическая поддержка – наша перспектива. Журнал « Классный руководитель.» №3 2015.
Секреты дружного класса. Настольная книга классного руководителя. автор и составитель: Дергунов В.А., к.п.н. НПЦ "Детство России", 2015.-140 с.
Сиротюк АЛ. Коррекция обучения и развития школьников.- М., 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. –М.: Просвещение, 2013. – 48 с.(Стандарты второго поколения), - ISBN 978-5-09-030326-2.
Формирование здорового образа жизни. Профилактика аддитивного поведения и девиации детского и подросткового возраста и населения в семьях: сборник методических материалов / АНО ДПО «Перми ИПК РЗ» - Пермь, 2015. – 200с.
Фридман Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение,2004
Школьная мастерская здоровья. Опыт экспериментальной деятельности педагогического коллектива МСУВУОТ "СОШ № 14 открытого типа "Подросток" г. Чусовой: сборник методических материалов/Под ред. Э.Н. Гарсиа.- Пермь: 2010. ОТ и ДО. - 72 с.
Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство  классного руководителя. М., 2007.
Интернет-ресурсы
http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
http://www.informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра
http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей»
http://uralskoepodvorie.ru - официальный сайт КГБОУСУВУ «Уральское подворье».