Театрализация как способ эффективного восприятия художественного произведения


Театрализация как способ эффективного восприятия художественного произведения
Третьякова Валентина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Среднеколымская улусная гимназия им. И.В. Волкова»
Процесс восприятие художественного произведения очень сложное и индивидуально неповторимое явление. Оно значительно своеобразнее процесса усвоения научных знаний. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства. Текст литературного произведения воспринимается индивидуально, но, независимо от начального восприятия, следует учить ребенка видеть и слышать художественный текст во всем его многообразии и глубине.
Современная методика преподавания литературы уделяет поискам таких форм и приемов, которые бы приоткрывали завесу художественной специфики изучаемого произведения на уровне возрастных возможностей и подготовленности учащихся. Исходя из этого, возникает желание помочь учащимся открыть секреты художественного своеобразия произведения, также приобщить к театральному искусству.
Методические и организационные формы содружества между учителем литературы и театром складывались на протяжении многих лет, но основной принцип – принцип связи изучения литературы с формированием зрительского опыта – всегда был чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществления.
В процессе изучения литературных произведений в школе учащиеся последовательно знакомятся с театром, с изобразительно – выразительными средствами, с языком театрального искусства, при этом расширяется круг литературных интересов школьника, появляется стойкий интерес к театру. Использование форм и приемов театрализации обогащает мир эмоций детей, нравственных чувств и знаний, активно формирует нравственно – эстетический стержень учащихся.
Необычайно продуктивным является, конечно же, театрализация драматических произведений. Отличительной особенностью драмы, как рода литературы, является изображение событий и отношений между героями на сцене.
В среднем школьном возрасте встречаются некоторые трудности восприятия и анализа драматического произведения. Это объясняется спецификой передачи содержания в драматических произведениях (передача событий через реплики персонажей, прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках).
В 6 классе по литературе по программе «Школа 2100» Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В. детям предлагается изучить произведение Мориса Метерлинка «Синяя птица». Драма-феерия «Синяя птица» преисполнена глубокого философского содержания. Здесь поднимаются вечные вопросы поиска счастья, любви, сострадания и самоотверженности.
Чтоб за внешним увлекательным сюжетом не пропало самое важное, мною было принято решение инсценировать данное произведение. Ребенок, пропустив через себя, ощутив себя в определенной роли, больше и глубже прочувствовал бы саму идею драмы.
Традиционный путь: от словесного произведения к его театральной интерпретации – не даст желаемого результата, если из цепочки выпадет основное, первое звено – чтение. Для того чтобы театр и литература шли вместе, необходимо соблюдение следующих принципов:
предварительное знакомство учеников со средствами театральной выразительности;
преобладание целенаправленной читательской деятельности над зрительской;
системность взаимодействия читательской и зрительской деятельности, предполагающей несколько этапов.
В обучении театрализации выделяются следующие этапы:
Подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста
Исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);
Репетиционный этап перед воображаемым зрителем;
Презентация подготовленного проекта;
Рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.
При выборе материала необходимо придерживаться определенных критериев: сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения; соответствие темы читательским, зрительским интересам и возрастным особенностям учащихся; ограниченность объема произведения или его фрагмента; преобладание в избранном фрагменте диалогов.
Для воплощения драмы на сцене мы использовали данную систему. Как уже отмечалось выше, театрализация осуществляется в несколько этапов. Первый этап, чтение, его осмысление и анализ, проходил на уроках литературы. Пьеса М. Метерлинка дает богатейший материал для нравственного воспитания учащихся, поэтому читаем пьесу не торопясь. По программе на изучение драмы выделяется 6 уроков. Дети знакомились с творческим миром писателя, с историей создания произведения, читали по ролям, анализировали собирательные образы и создавали свое видение поиска счастья.
Второй этап - интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление) - воплотился во внеклассных мероприятиях. Дети, разделившись на группы, писали сценарий, придумывали эскизы костюмов и декораций, распределяли роли. Дальше работа шла по определению музыкального сопровождения, записи фонограммы и светового решения. В конце этого этапа мы имели готовую фонограмму, атрибутику и костюмы.
Репетиционный этап отнял у всех нас очень много сил. Важным моментом данного этапа является разыгрывание в том месте, в котором оно будет представлено.
Презентовали свой спектакль как раз на Новый год. Ребятам очень понравилось работать в этом направлении.
Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся. Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Также следует отметить, что театрализация положительно воспринимается учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом. Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя.
 
Литература.
 
Глинтерщик Р.В. Драматизация литературного текста как одна из форм сочетания логического и образного начала в процессе школьного изучения литературного произведения // Литература в средней школе. Вып. 4. - Л: ЛГПИ., 1969
Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр.- М.: Просвещение, 1982.
Леонтьев А.А. Чтение как понимание // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих.-соц.ин-т. - М., 2001.
Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательского восприятия школьников: Методическое пособие. - Л.: ЛГПИ, 1974.
Станчек Н.А. Урок литературы как совместная деятельность учителя и ученика. // Организация творческой деятельности учащихся на занятиях по литературе. / Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1979.