Рекомендации на тему Игры психогимнастики (начальная школа)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Игры курса психогимнастики Составитель:
Юдина Надежда Геннадьевна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №7»,
г. Аша, Челябинская область
1.Что слышно?
1 вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2 вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем дети должны рассказать, что где происходило.
2. Будь внимателен.
Дети шагают под бодрую музыку. Затем на слово «зайчики», произнесённое ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.3. Слушай звуки!
Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда звучит низкий звук, они должны встать в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На высокий звук дети становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).
4. Слушай хлопки!
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети останавливаются и принимают позу аиста (стоят на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, дети принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка дети возобновляют ходьбу.
5. Канон.
Игра идёт под музыку. Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребёнок, на второй – второй и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.
6. Канон.
Играющие стоят по кругу. Под хоровую песню дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встаёт и т.д.
7. Зеваки.
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.
8. «Пишущая машинка».
Каждому игроку присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из 2 - 3 слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
9. Четыре стихии.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «вода», все должны вытянуть руки вперёд, если слово «земля» - опустить руки вниз, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибётся, считается проигравшим.
10. Повтори за мной.
Ведущий предлагает одному ребёнку прохлопать всё, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
11. Запомни движения.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очерёдность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
12. Запомни своё место.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить своё место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.
13. Запомни свою позу.
Дети стоят по кругу, каждый должен встать в какую-нибудь позу и запомнить её. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с её окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.
14. Слушай и исполняй!
Ведущий называет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
15. Вот так позы!
Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
16. Запомни порядок!
4-5играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и сказать, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
17. Кто что делал?
Четверо играющих стоят друг за другом. Под музыку они выполняют по очереди различные движения и повторяют их 4 раза. Пятый ребёнок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.
18. Художник.
Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и даёт его словесный портрет.
19. Тень.
Звучит музыка. Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на 2 - 3 шага сзади. Второй ребёнок - это «тень» первого. «Тень» должна точно повторять движения первого, который то сорвёт цветок, то поскачет на одной ноге и.п.
20. В магазине зеркал.
В магазине стояло много зеркал. Туда вошёл человек с обезьянкой на плече. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это не она, и стала корчить им рожицы. Обезьянки отвечали ей тем же. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения.
21. Разведчики.
В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребёнок (разведчик) идёт через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребёнок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.
22. Флажок.
Играющие ходят по залу под музыку. Когда ведущий поднимет флажок вверх, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
23. Запретный номер.
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо её произношения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается, когда первый ребёнок скажет: «Один», следующий продолжает счёт, и так до пяти. Пятый ребёнок молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т.д.
24. Противоположные движения.
Дети становятся в две шеренги друг против друга. На начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой. Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает.
25. Замри!
Дети прыгают в такт музыки (ноги в стороны – вместе), сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам. Внезапно музыка обрывается – играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признаётся победителем.
26. Пожалуйста!
Все участники игры и ведущий становятся в круг. Ведущий показывает разные движения, играющие должны повторять их лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста» Кто ошибётся, выбывает из игры или выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге.
27. Запретное движение.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку выполняют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторяет запретное движение, выходит из игры.

Литература
Лезер Ф. Тренировка памяти. - М., 1979.
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1968.
Филимонова Н.И. Через занимательное – к развитию личности. Мн., 2000.
Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться. - М., 2003.
Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.