Примеры заданий на формирование УУД на уроках математики в 5 классе


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пафнутовская основная школа»
Примеры заданий
на формирование универсальных учебных действий
на уроках математики в 5 классеЗадания Содержание учебной деятельности
Личностные УУД
Сколько существует флагов, составленных из трёх горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего.
Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов
БЕЛЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ Вы решили помочь папе делать ремонт, поклеить новые обои в комнате.
Что для этого вам нужно знать?
(Сколько рулонов обоев нужно купить? Сколько м2 в каждом рулоне?
А для этого надо найти площадь поверхности оклеиваемых стен)Вы измерили и выяснили, что:
– ширина комнаты равна 4 м; длина комнаты 7м, а высота 3м, площадь окон и дверей составляет 9 м2, в 1 рулоне 10 м2 обоев
Перед решением ответьте письменно на следующие вопросы:
Какой формы комната? (прямоугольный параллелепипед)
Какой формы стены в комнате? (прямоугольник)
Чему равна площадь
прямоугольника?__________________________
Следовательно, чему будет равна площадь оклеиваемых стен?
Составьте выражение: _______________________________________
Сколько квадратных метров обоев требуется для оклейки комнаты? Сколько рулонов обоев надо для этого купить?
(((3*7)+ (3*4))*2)- 9= 57 м26 рулонов) Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.
Ученик видит значимость решения данной задачи, увязывая ее с реальными жизненными целями и ситуациями. Развиваемые личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненного смысла, позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении себя, людей и своего будущего. Ведь если учащиеся не захотят помогать родителям в ремонте квартиры или сами в дальнейшем делать ремонт своей собственной квартиры, то о каких ценностях может идти речь
3438525657860Необходимо разгадать название птицы, выполнив последовательно действия по схеме, и в таблицу записать соответствующие буквы.
Формирование вычислительных навыков, мотивация учения – развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания
-8572529210 Регулятивные УУД
Преднамеренная ошибка
Два ученика решали уравнение 5(х+2)=25 так:
1 ученик: 5(х+2)=25, 5х+2=25, 5х=25-2, 5х=23, х=23:5, х=4,6
2 ученик: 5(х+2)=25, 5х+10=25, 5х=25-10, 5х=15, 5х=15,
х=15: 5, х=3
Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку.
Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив
Тема «Единицы измерения площадей»
Исключи лишнее: м²; дм²; м; га; км²; а; см²
Объясни свое решение.
Расположи единицы площади в порядке увеличения.
Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)
Рассудительная Оля записала некоторое трёхзначное число, затем нашла сумму его цифр и записала результат, дальше нашла сумму цифр последнего числа и записала результат. Все эти три числа можно записать так:

Одинаковые фигуры соответствуют одинаковым цифрам.
Восстановите запись чисел, которую выполнила Оля.
(Ответ: 929; 20; 2)
Составление плана и последовательности действий, способность к волевому усилию в преодолении препятствий
Познавательные УУД
Найди выражения, значения которых равны:
(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;
(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.
Объясни, как ты их искал.
а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;
б) запиши это свойство в виде равенства;
в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c = a*c+b*c.
Сделай вывод.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование
В таблице представлены результаты наблюдений за погодой в течение четырёх месяцев.
Погода Месяцы Всего
Декабрь Январь Февраль Март Ясно 5 9 7 10 Пасмурно 19 10 15 10 Переменная облачность 7 12 6 11 Заполните последний столбец таблицы.
Используя таблицу, ответьте на вопросы:
а) В каком месяце было больше всего ясных дней?
б) Сколько ясных дней было за всю зиму?
Поиск и выделение информации, анализ с целью выделения общих признаков, синтез, как составление целого из частей
Пообещала Баба – Яга дать Ивану – Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мёртвая вода. Мёртвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке - не приворотное зелье и не мёртвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай».
Помоги Ивану – Царевичу разобраться, где какая жидкость.
(Ответ: молоко – в кувшине; приворотное зелье – в бутылке; живая вода – в банке; мёртвая вода – в стакане).Построение логической цепи рассуждений; выбор наиболее эффективных способов решения задач
Коммуникативные УУД
Игра «Интеллектуальный марафон»
тема «Натуральные числа»
Класс делится на две команды. Один ученик выбирается в качестве судьи. Каждая команда получает карточку с заданием, на размышление даётся время. За правильный ответ – 2 балла, ошибка – 0 баллов. В конце игры подводится общий итог.
Если буквы слова «кенгуру» расположить в алфавитном порядке, какая буква окажется на третьем месте?
Сутки на планете Тамагочи на 40 минут длиннее, чем на планете Земля.
На сколько неделя на Тамагочи отличается от недели на Земле?
Решите анаграммы1. ЧАДАЗА 2. ГУРК 3. ЧУЛ 4. МАПРЯЯ 5. РЕЗОТОК
Выберите самое маленькое четырёхзначное число:
1. 1234 2. 1203 3. 1023 4. 1032 5. 1203
5) Решите уравнение: Х – 12678 = 25349
оценивается:
- правильность вычисления арифметических действий;
- способность логического мышления;
- умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их при решении задачи;
- умение показать и отстоять правильность полученного решения.
формируются вычислительные навыки, развитие интереса к математике, организация учащихся к работе в группе, сотрудничество в поиске и сборе информации, умение точно и грамотно выражать свои мысли, выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принятие коллективного решения
Тема «Площадь. Единицы измерения площадей»
Какие измерения надо провести, чтобы определить какую примерно площадь занимает здание школы:
а) без пришкольного участка,
б) с пришкольным участком?
Сравните эти площади с 1 соткой, 1 гектаром.
Сотрудничество в поиске и сборе информации, умение точно и грамотно выражать свои мысли
Учитель математики: Бахметьева Елена Геннадьевна