Рабочая программа по английскому языку (со слабыми учащимися) 5,6 классы


Программа неаудиторной занятости
по английскому языку
со слабыми учащимися
для 5-6 классов
«Learning to learn»

Разработала: Зотова С.Е.
учитель английского языка
2015/2016 год
Содержание
Паспорт программы................................................................... 3
Пояснительная записка.............................................................. 4
Тематическое планирование…………..................................... 5
Методическое сопровождение программы............................. 8
Предполагаемый результат …….............................................. 9
Литература 10
Паспорт программы
Наименование программы Программа неаудиторной занятости со слабыми учащимися муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п.Синегорский» - «Путешествуем с английским».
Разработчик
программы Учитель английского языка Зотова Светлана Евгеньевна
Цель
программы Формирование коммуникативных навыков и развитие познавательного интереса школьников в практической деятельности, применяя ассоциативный метод
Задачи
программы Воспитывать толерантность и уважение к другой культуре, личностные качества (трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).
Приобщить ребенка к самостоятельному решению
коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики.
Научить применять на практике алгоритм ассоциативногометода.
Совершенствовать произносительные и лексические
навыки, применяя ассоциативный метод.
Развивать речевые умения: монологическую и
диалогическую формы общения.
Развивать языковые способности к имитации, к догадке,
функционально-адекватному сочетанию лексики, к логическому изложению.
Употреблять в устной речи в их основном значении
изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики начальной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.
Привлечь школьников к проектной деятельности.
Сроки реализации программы Неаудиторная занятость: 1 час в неделю
Форма организации обучающихсяИндивидуальная, групповая и коллективная работа
Категория обучающихсяШкольники, желающие заниматься, 10 человек
Ожидаемые
результаты 1. Повышение качества обученности школьников по предмету «Английский язык».
3. Активное участие обучающихся в творческих и интеллектуальных мероприятиях по предмету.4. Удовлетворенность обучающихся и родителей преподаванием предмета «Английский язык».
Пояснительная записка
«Если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь
соотнести это, т.е. найти ассоциативную связь с каким-то
уже известным фактом, призвав на помощь своё воображение».
Тони БьюзенАктуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школы, но и в начальной школе.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. А приоритеты ФГОС направлены на развитие у школьников основ коммуникативной компетенции. Данная задача предполагает не только наличие у школьников практических умений говорения, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на уроке.
Анализ педагогической деятельности показывает, что практически все дети начинают учить английский язык с удовольствием, но затем у многих обучающихся положительные эмоции быстро проходят. Причин много – и объективные трудности предмета, и отсутствие языковой среды, мотивация учащихся, психический склад личности, а также запоминание слов, которое превращается в монотонную, рутинную работу по заучиванию слов и грамматических конструкций. Большинство тех, кто встал на путь изучения иностранного языка, для запоминания использует самую обычную, проверенную временем зубрёжку. За свою многовековую историю у этого метода выявились как достоинства, так и недостатки (требует много времени, и отличается низкой эффективностью: если не подтвердить это заучивание практикой, то уже через несколько дней – 90% слов просто выветривается из головы).
В начальной школе у детей развито наглядно-образное мышление, и начинается формироваться словесно-логическое мышление. Ведущими каналами восприятия информации являются аудиальное и визуальное. Но учитывая особенности развития детей, считаю эффективным универсальный способ восприятии – ассоциативный метод. При овладении лексической стороной речи у учащихся целенаправленно развиваются догадка по аналогии с родным языком на основе звуковых образов слов, по рисункам и по контексту.
Анализ статистических данных и учебно-методической литературы (Аткинсон Р. «Keyword method», Герберт И. Ф. «Ассоциация – углубление в состоянии движения», статья о методе Цицерона М.Т.), позволил разработать программу клуба любителей английского языка «Изучая, учу» («Learning to learn»).
Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
- наличие кабинета и его оснащенности методической литературой, аудиокассетами, магнитофонами, наглядными пособиями, игрушками, раздаточными материалами;
- разработанное содержание учитывает психофизиологические особенности раннего школьного возраста ребенка, его возможностей;
- выбор методов, форм, средств работы.
При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста (8-10 лет):
комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
коммуникативной направленности;
осознанного владения иностранным языком.
Тематическое планирование курса
Тематика занятий № занятия Дата Содержание занятия Форма занятия
«My summer holiday» (3часа) 1 Инструктаж по ТБ, ПТБ, правилам поведения в школе. Повторение изученного материала. Устный журнал.
2 Составление ЛЕ словарика «Каникулы». Совершенствование навыков каллиграфии. Творческая копилка
3 Развитие навыков монологического высказывания «Мои лучшие каникулы» по плану. Конкурс фантазеров
«Animals»
(4 часа) 4 Повторение изученного по теме «Животные», знакомство с названиями диких животных. Конкурс загадок.
5 Проект «Моё любимый питомец» по готовому плану. TV - передача
6 Игра «Кто я?» (закрепление изученной лексики по теме «Животные».Дуэль эрудитов
7 Монолог «Моё любимое животное». Копилка знаний
«Irregular verbs»
(4 часа) 8 Введение неправильных глаголов. Совершенствование произносительных навыков. Поисковая работа
9 Аукцион в музее Глаголов. Логос-сражение
10 Проект «Его величество неправильный глагол». Творческая копилка
11 Дуэль знатоков неправильных глаголов. Час истины
«My School»
(5 часов) 12 «Школьные принадлежности».
Без чего я не могу обойтись в школе. Поисковая работа
13 «Школьные предметы». Составление школьного расписания на неделю. Поисковая работа
14 «Мои занятия на перемене». Составление рассказа по картинке. Устный журнал
15 Проект «Начальная школа». Творческая копилка
Экскурсия
16 Монолог «Школа моей мечты». Беседа
«My home»
(4 часов) 17 Введение ЛЕ «Мебель». Поисковая работа
18 Введение ЛЕ «Комнаты». Поисковая работа
19 Проект «Комната моей мечты» Творческая копилка
20 Приглашаю в «Дом моей мечты». Экскурсия
«My native town» (4 часа) 21 «Что есть в моём городе. Места, которые я могу посетить » Поисковая работа
22 «Как пройти …?». Правила этикета. Повторение предлогов.
Ролевая игра
«В торговом центре». Введение порядковых числительных Экскурсия
23 Проект «Мой родной город – особенный» Творческая копилка
24 Монолог «Мой родной город – особенный» Устный журнал
«My dream»
(4 часа) 25 Введение ЛЕ по теме «Профессии» Поисковая работа
26 «Кем ты собираешься стать по профессии?» Диалог по готовым клише Устный журнал
27 Составление монолога по образцу по картинке, с изображением различных людей с различными профессиями. Ролевая игра.
28 Деловая игра «Самая популярная профессия». Деловая игра.
«I like English»
(4 часа) 29 Подготовка к театрализованному представлению – сказка «Золушка».
Определение сценария, ролей, костюмов. Поисковая работа.
30 Репетиция сказки. Беседа
31 Репетиция сказки, подготовка декораций. 32 Репетиция сказки, подготовка декораций. 33 Репетиция сказки, подготовка декораций. 34 Театрализованное представление – сказка «Золушка». Постановка перед 2-4 классами.
Методическое сопровождение программы
Основною целью внеурочных занятий программы «Learning to learn» является развитие коммуникативных навыков. Поэтому важно создавать условия для их приобретения. В основе реализации данной программы лежит ряд принципов.
принцип коммуникативной направленности учебного процесса;
принцип создания благоприятного психологического климата на занятиях;
принцип межкультурной ориентированности при изучении английского языка;
принцип образовательной и воспитательной ценности содержания обучения ИЯ;
принцип активности;
принцип индивидуализации;
принцип взаимосвязанности с другими предметами и др.
Главное в реализации программы «Learning to learn» - создание психологических и личностных условий для развития навыков применения метода ассоциаций для запоминания английских слов.
Особенностями программы «Learning to learn» являются:
развитие индивидуальности в диалоге культур. Это развитие происходит за счёт того, что ученик овладевает не только знаниями, умениями и навыками, а иноязычной культурой;
использование упражнений, которые носят полиаспектный характер, т.е. каждое упражнение познавательно, развивает и воспитывает обучающихся;
применение материала (пройденного на уроке), закрепляется обучающимся на занятии одновременно во всех видах речевой деятельности, когда участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический. А использование ассоциативного метода подразумевает на основе звучания иностранного слова создавать образ, который можно изобразить, произнести или обыграть. Главное – чтобы слова выделялись на общем фоне, были уникальными для ребенка, запоминающего материал.
Алгоритм, как запомнить иностранное слово:
На основе звучания иностранного слова создается образ.
Полученный образ с помощью метода ассоциаций связывается со значением этого слова.
Если нужно использовать запомненное таким образом слово, с помощью ассоциации извлекайте нужный образ и восстанавливайте его звучание.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность проблемы: лексический материал усваивается легче в процессе использования ассоциативного метода.
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей ( навыков свободного общения и прикладного применения английского языка)
Эта программа рассчитана на 2 учебных года для детей третьеклассников, с возможностью продолжить занятия в 4 классе .Она рассчитана на 32 часа в первый год внеучебной деятельности, и 32 - во второй год. Продолжительности занятия 1 час с включением обязательных подвижных игр
( от 10 минут).
Основная форма занятий – Поисковая работа фантазеров.
Занятие по программе «Learning to learn» подразделяется на несколько ключевых этапов:
Организационный момент. «В гостях у Мистера [j]».
Цель этапа – научить правильному произношению на английском языке, развивать фонематический слух и способность к имитации и догадке по звуковому образу слова.
Вхождение в тему «Полиглот». Работа организована с лексическим материалом (создание проблемной ситуации).
Цель этапа - создать проблемную ситуацию. Даются слова по теме. Фиксирование проблемы в виде вопроса или «абстрактного» слова – понятия. Например: Можно догадаться о значении слова? С каким словом оно у вас ассоциируется? В какой ситуации мы можем применить это слово?
Практический этап «Покорители». Решение проблемы на актуальном уровне.
На данном этапе решается поставленная проблема на актуальном для детей уровне развития. Дети дают доступный их пониманию ответ. В сознании каждого участника диалога актуализируется часть опыта, субъективно связанного с изучаемой проблемой, представления, чувства, смыслы, относящиеся к обсуждаемому слову, группе слов.
4. Эмоциональная разминка «Карусель».
Цель разминки - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, физминутки на английском языке закрепляющие лексический материал.
5. Творческая выставка «Ассорти».
Дети делятся на пары, группы на практическую часть занятия. Применяют лексические единицы на практике. Это может быть разыгрывание диалога по теме, создание ассоциативного иллюстрированного словарика, проект, творческий номер, постановка сказки.
Рефлексия «Через тернии к знаниям» .В зависимости от практического занятия выстраивается рефлексивная деятельность детей по сферам человеческой сущности: интеллектуальной, духовной.
При реализации программы используются методы и приемы: ассоциативный метод, игровые методы, диалог, ролевую игру, интерактивные игры и упражнения, метод проектов, театральную постановку.
Предполагаемый результат.
Младший школьник:
- повысит качество обученности по предмету «Английский язык»;
- будет принимать участие в творческих и интеллектуальных мероприятиях по предмету;
- научится вести диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своём городе/селе, с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
- давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
- догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
- употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
- оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами английского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте.
-Увеличение количества обучающихся, посещающих клуб ««Learning to learn».
-Удовлетворенность обучающихся и родителей преподаванием предмета «Английский язык
Использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности для:
успешного общения с носителями английского языка в доступных пределах, развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средство общения.
Литература
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. МГУ, 1968г. – с.128
Файнгенберг И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М.1974г. – с.79
Лезёр Ф. Тренировка памяти. М.Мир, 1979г. – с.231
Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.// Начальная школа, 1999. - №10. – с.31-33.
Бузан Т. Скоростная память. Волгоград: Эйдос, 1998. – с.136-140
Пукина Т. В. Игровые технологии на уроках и досуге. Волгоград: учитель, 2008. – 95 с.
Самсон К. 333 совета по обучению английскому языку в школе. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
Леонтьев А.А. Раннее обучение иностранным языкам. // Российский язык за рубежом,1986. - № 5.