Доклад на тему Методика развития скоростно-силовых способностей в футболе











ДОКЛАД
Методика развития скоростно-силовых способностей в футболе



Работу выполнил:
Яковлев В.В., тренер-преподаватель











г. Каменск-Шахтинский , 2015
Содержание

Введение
Понятие скоростно-силовых способностей
Методика развития скоростно–силовых качеств футболистов
Список использованной литературы


Введение

Современный уровень развития футбола предъявляет высокие требования к физической подготовленности футболистов, одной из сторон которой являются скоростно-силовые качества. В ряде видов спорта, в том числе в футболе, методика воспитания скоростно-силовых способностей нуждается в дальнейшем совершенствовании. По данным ряда исследований, юные футболисты значительно уступают в уровне скоростно-силовой подготовленности представителям других видов спорта.
Современный футбол характеризуется быстротечностью игровых действий, требующих от спортсмена максимальных мышечных усилий в условиях дефицита времени. Анализ тенденций развития мирового футбола свидетельствует о повышении интенсивности игровых действий, высоком уровне физической подготовленности. К большому сожалению, наши футболисты отстают от сильнейших профессиональных команд мира, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности тренировочного процесса за счет оптимального использования научно обоснованных средств и методов спортивной тренировки.
В достижении спортивного мастерства важную роль играет скоростно-силовая подготовка футболистов. Методика совершенствования скоростно-силовых качеств высококвалифицированных футболистов нуждается в дальнейшем совершенствовании. В связи с этим данная работа является актуальной, так как исследования направлены на разработку методики скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных футболистов на основе применения ударного метода развития взрывной силы мышц ног.


1. Характеристика скоростно-силовых способностей

Исходной предпосылкой обучения являются знание. На основе знаний формируются двигательные умения, навыки.
Знаниядвигательные умениядвигательный навык
Двигательные умения – это неавтоматизированный способ выполнения упражнений. Характерные черты двигательного умения: неустойчивость и не автоматичность.
В основе двигательного умения лежит мышление (т.е. управление происходит при ведущей роли мышления).
Нежелательно доводить до навыка подготовительные упражнения, поводящие, координационные упражнения, т.к. лавное требование к таким упражнениям – постоянное изменение и усложнение действий.
Двигательный навык – это автоматизированный способ управления движением. Характерные черты двигательного навыка: устойчивость и автоматичность.
В основе двигательного навыка, по мнению Павлова, лежит динамический стереотип, т.е. устанавливается слаженная система нервных процессов; в результате этого начинают исчезать лишние движения. У выполняющего появляется уверенность.
Двигательный навык можно произвести и после двигательного перерыва.
Навык – категория психофизиологическая, умение – педагогическая.
Существует два вида переноса навыка: положительный и отрицательный.
Положительный – это ранее изученный навык помогает в формировании нового.
Отрицательный – это ранее изученный навык мешает формированию нового.
Правила предупреждения отрицательного переноса:
Строго соблюдать принцип прочности
Предупреждать учащихся о сходстве и различиях между ранее
изученными и вновь изучаемыми упражнениями.
Если навык сформирован неверно, то необходимо прекратить его
дальнейшее изучение или изменить внешние условия.
Скоростно–силовые способности – проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений.
Внешне проявляемая в двигательных действиях сила и скорость связаны обратно пропорциональной зависимостью. Это означает, что максимальные параметры напряжения мышц достижимы при статических или медленных сокращениях, а максимальная скорость движений – лишь в условиях минимального отягощения (рисунок 1.).
При выполнение скоростно-силовых действий, чем значительнее внешнее отягощение (рывок штанги), тем большую роль играет силовой
компонент, чем меньше отягощение (метание копья), тем большее значение приобретает скоростной компонент.
Скоростно-силовые способности проявляются в легкоатлетических прыжках, метаниях, в стартовых действиях, в спринте, в ударных действиях и т.п. К скоростно-силовым действиям относят: 1) быструю силу и 2) взрывную силу
Быстрая сила – характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляющемся в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью.
Взрывная сила – это способность достигать, возможно больших показателей силы, в возможно меньшее время. Взрывная сила оценивается скоростно-силовым индексом, который вычисляется как отношение максимальной величины силы, проявляемой в данном движении ко времени достижения максимума.
Скоростно-силовые качества – это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.
Эту способность называют акже «взрывной силой».
Скоростно-силовые качества зависят:
- от состояния нервно-мышечного аппарата
- от абсолютной силы мышц
- от способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.
Структура скоростно-силовых качеств
Абсолютная сила
Стартовая сила - способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент напряжения.
Ускоряющая сила – способность мышц к быстрому наращиванию рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.
Абсолютная быстрота сокращения мышц.
Следует особо подчеркнуть, что рассмотренные элементы структуры, будучи врожденной принадлежностью нервно-мышечного аппарата человека, используются им при реализации скоростно-силовых качеств в неодинаковой мере. Это зависит от внешних условий.
Общая тенденция состоит в следующем: чем меньше сопротивление движению и чем оно короче, тем большую роль играют абсолютная быстрота движений и стартовая сила и наоборот (1 и 3).
При проявлении скоростно-силовых качеств сила и быстрота не достигают своих абсолютных величин. Например, спортсмен выполняет рывок или толчок штанги, при этом он проявляет 80% силовых качеств и 20% скоростных от абсолютных величин. При метании копья с разбега 20% силовых и 80% скоростных.
При проявлений скоростно-силовых качеств ведущее место занимает градиенты силы (прирост силы в единицу времени).
В тяжелой атлетике степень значимости градиента силы наименьшая, а в видах спорта, где величина преодолевающего сопротивлении уменьшается, значение градиента силы возрастает.
Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считают прыжковые упражнения.

Проблема скоростно-силовой подготовки спортсменов

Неуклонно возрастающий уровень спортивных результатов во многих видах спорта является следствием комплексного решения широкого круга вопросов совершенствования тренировочного процесса. При этом уровень тренировочных нагрузок и количество занятий у ведущих спортсменов находятся на грани предельно возможных. Поэтому надеяться на дальнейший рост имеющихся показателей не приходится.
Ряд авторов увязывают дальнейший прогресс спортивных достижений с необходимостью совершенствовать все многообразие сторон систему подготовки спортсмена. Принципиально значимое место в данной системе занимает специальная физическая подготовка, которая во многом определяет реальные двигательные возможности спортсмена.
В настоящее время указанная подготовка становится все более конкретной и целеустремленной. В работах Ионова С.Ф., Бабанина В.Ф. и многих других исследователей убедительно показано, что в ряде видов спорта специальная физическая подготовленность спортсмена определяется уровнем развития его скоростно-силовых качеств, а средства и методы повышения этого уровня занимают одно из центральных мест.
Ряд авторов считают, что наиболее слабой стороной подбора средств скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных спортсменов является несоответствие их соревновательному упражнению по своей структуре и режиму работы мышц.
Специальная физическая, в частности, скоростно-силовая подготовка предполагает применение таких упражнений, которые имеют биомеханическую и функциональную схожесть с техническими приемами избранного вида спорта. Установлено, что уровень скоростно-силовых качеств значительно повышается после выполнения специальных упражнений с максимальной скоростью, не нарушающих структуру спортивного упражнения.
Доказано так же, что на развитие указанных качеств положительно влияет использование отягощения различного веса. По мнению И.П.Ратова, тренировка с большими отягощениями эффектно развивает «взрывную силу», так как она максимально мобилизует сократительные возможности мышц, особенно при максимальной скорости выполняемых движений.
По данным В.В.Кузнецова, при использовании отягощений до 80% от максимального в большей степени развиваются скоростные качества, при тренировке с весом от 80 до 95% происходит преимущественное совершенствование скоростно-силовых качеств, с весом 95% и выше – силовые. Л.А.Васильев рекомендует для развития специальных скоростно-силовых качеств выполнять упражнения с максимальным усилием, сохраняя по возможности структуру и ритм, присущие этим движениям. После выполнения упражнений с отягощением он предлагает обязательно проделать их несколько раз и без отягощения, но максимально быстро.
Исследователями установлено, что при чрезмерном увеличении сопротивления, основная нагрузка переносится на неспецифические мышечные группы, что исключает возможность специального развития и технического совершенствования избранных движений, т.е. одновременно совершенствовать и физические качества, и технику соответствующего приема.
В настоящее время, наряду с традиционными средствами подготовки, находят широкое применение нетрадиционные приемы развития специальной физической подготовленности спортсменов. Так, исследованиями убедительно доказано, что в этих целях следует широко использовать технические средства и тренажеры. По мнению авторов указанных работ, рост результатов во многих видах спорта в значительной степени зависит от способности проявлять все более мощные усилия в основных фазах спортивных движений. Однако общепринятыми средствами тренировки добиться требуемых сдвигов в скоростно-силовой подготовленности спортсменов становится все труднее, так как они часто не позволяют проявлять необходимую мощность взаимодействия тела спортсмена с внешней средой в тренировочных условиях часто бывает немного ниже, чем в соревновательных. Поэтому и рекомендуется использование специальных тренажеров.
Также практика подготовки высококвалифицированных спортсменов показали, что эффективность воздействия традиционно применяемых средств, намного повысится, если они будут выполняться в нетрадиционных условиях, предусматривающих использование «облегчающего лидирования», «силовой тяги» и т.д.
К нетрадиционным и к тому же достаточно эффективным средствам подготовки следует отнести также тренировку спортсменов в условиях среднегорья и высокогорья. Об этом свидетельствуют исследования К.Ш.Укенова; А.А.Ишмухамедова и др. В группу подобных средств можно включать и «ударные» задания, предложенные Ю.В.Верхошанским. Одним из условий таких заданий выступает объемная силовая работа при сохранении структуры движения основного спортивного упражнения. Нельзя упускать из вида и то, что обратная последовательность таких заданий может привести к негативным результатам.
В течение длительного времени комплексная форма построения тренировочного процесса считалась наиболее эффективной. Она обеспечивала одновременное и параллельное решение целого ряда тренировочных задач, как в одном занятии, так и входе длительных этапов подготовки. Однако исследования последних лет убедительно доказали, что уровень специальной физической подготовленности у высококвалифицированных спортсменов настолько высок, что для его дальнейшего повышения необходимы не комплексные, а однонаправленные (ориентированные на углубленное развитие ведущей двигательной способности) и концентрированные (сосредоточенные на ограниченных этапах) нагрузки, позволяющие добиться высокого и стойкого тренировочного эффекта. При этом комплексная форма организации не отвергается совсем.
Решение указанной проблемы, по мнению Ю.В.Верхошанского, предусматривает внедрение более совершенной формы планирования тренировочного процесса – программирования.
Как указывает автор, в его основу должен быть положен, количественный подход к определению содержания тренировочного процесса. В качестве его целевых задач должны выступать конкретные значения прироста спортивного результата и объективно необходимые для этого изменения индивидуальных параметров состояния спортсмена. Исходя из этого, следует определять соответствующие характеристика содержания и направленности тренировочных нагрузок, а также рациональные способы их организации в рамках выбранного времени.
Данные, приведенные в других работах, дают возможность утверждать, что акцентированная работа над ведущими двигательными качествами является одной из принципиальных закономерностей современного понимания подготовки высококвалифицированного спортсмена. Не случайно, включение в тренировку метателей копья, бегунов на средние дистанции и гандболистов различных тренировочных программ, преимущественно направленных на развитие «взрывной силы» или силовой выносливости, благоприятно отразились тренировки на проявление скоростно-силовых качеств в их соревновательных упражнениях.
Таким образом, имеющиеся научные и практические материалы показывают существенное значение скоростно-силовой подготовки в общей системе развития современного спорта, необходимости неуклонного повышения его результатов, они могут и должны служить своеобразным фундаментом для разработки способов дальнейшего совершенствования содержания и методики работы с соответствующими контингентами занимающихся с учетом специфики избранных ими упражнений, уровня спортивного мастерства, конкретных двигательных возможностей.
Важность скоростно-силовой подготовки в футболе доказана многими авторами. Интенсивность игры тренеров четко определять систему тех заданий, которые обосновывают развитие скоростно-силовых качеств спортсменов. При этом особо подчеркивают те обстоятельства, которые требуют соответствия средств скоростно-силовой направленности внешней и внутренней структуре изучаемых технических действий.
Анализ литературных источников приводит к выводу, что подготовка высококвалифицированных футболистов в указанном отношении предполагает использование различных упражнений, обеспечивающих совершенствование общих и специальных функциональных возможностей занимающихся. Благодаря этому повышается скоростно-силовые возможности для более совершенного выполнения необходимых спортивных действий, иначе говоря, улучшают и физическую, и техническую подготовленность спортсмена (метод сопряженного воздействия, В.М.Дьячков). Данная закономерность охватывает собой не только специально – подготовительные, но и общеразвивающие упражнения.
В обсуждаемом плане ряд авторов подчеркивают необходимость разработки новых нетрадиционных средств подготовки. При этом они обращают внимание на необходимость опираться на имеющиеся данные в научных работах о спорте. Например, Г.С.Туманян в учебном пособии отмечает, что основные направления методики скоростно-силовой подготовки должны опираться на три основополагающих момента физиологии мышечной деятельности:
1.Уровень и специфику мышечной координации
2.Уровень и специфику внутримышечной координации
3.Собственную реактивность мышц
С учетом этого обстоятельства надо определять и применять упражнения соответствующего воздействия на спортсмена. Подобную специфическую направленность должны получать самые разные упражнения, особенно движения с отягощениями.
В этом ключе обращает внимание на возможность соответствующим образом видоизменять отдельные стороны самих технических приемов, вариантов их выполнения в различных учебно-тренировочных условиях. Подобную направленность могут приобретать и многообразные тактические действия борца.
В.А.Мартьянов, В.Г.Ивлев для развития взрывной силы спортсменов предлагается использовать нетрадиционные воздействия в виде «электро – стимуляционной тренировке». К тому же они приходят к выводу о том, что при подготовке спортсменов низкой и средней квалификации такие воздействия следует сочетать с выполнением специальных упражнений с отягощениями, с использованием тренажера, обеспечивающих дополнительно вызванные афферентные влияния (ДАВ). В этом случае прирост скоростно-силовых показателей бывает более значителен, чем при применении традиционных средств тренировки.
Работа С.Ф.Сокунова особо подчеркивает то обстоятельство, что индивидуальные особенности применения технико-тактических средств игры также налагают известный отпечаток на структуру скоростно-силовой подготовленности футболиста, особенно если он проявляет склонность к «игровому» ее проведению. Важно и то, что футболисты – «темповики», располагая средними силовыми и скоростно-силовыми возможностями, демонстрируют более высокие результаты общей и специальной выносливости.
Установлено также, что для проявления наивысших показателей скоростно-силовой подготовленности футболиста в ходе соревновательного периода необходима соответствующая тренировка уже в подготовительном этапе. На этапе же непосредственной подготовки к состязаниям преимущество отдается скоростным возможностям. Эта закономерность связана с тем, что соревновательная игра требует не только большой абсолютной мышечной силы, но и способности проявлять ее в кратчайший промежуток времени.
Кроме того, рекомендуется осуществлять подбор необходимых средств с учетом их соответствия внешней и внутренней структуре каждого конкретного технического действия. Особо следует остановиться на специальных исследованиях, в которых экспериментальным путем решаются вопросы выбора эффективных средств и методов совершенствования скоростно-силовых качеств и рационального их применения.
Исследования функциональной топографии нервно – мышечного аппарата, направленные на выявление состава мышц, на которые выпадает основная нагрузка при выполнении специализируемого упражнения, дали возможность Рыбалко Б.М. охарактеризовать объективные предпосылки для постановки задач по силовой и скоростно – силовой подготовке. Автор показал, что дифференцированное и целенаправленное воздействие на указанные качества повышает надежность и эффективность выполнения разнообразных технических действий. В этих целях он рекомендует выполнять специальные упражнения с подвесным манекеном. Подобные задания позволяют достаточно эффективно использовать возможности их «сопряженного» воздействия. Кроме того Рыбалко Б.М. рекомендует различные комплексы упражнения с отягощениями, обеспечивающие избирательное воздействие на специфические мышечные группы. Основным методическим условием правильного их применения является структурное и функциональное сходство с ведущими элементами технического порядка.
Аналогичные выводы делает В.И. Рудницкий. При этом он указывает, что специальные упражнения с отягощениями и манекеном необходимо сочетать с прыжковыми и другими двигательными действиями, требующими проявления скоростно – силовых способностей.
В экспериментальной работе было установлено, что между технической подготовленностью футболистов и их скоростно – силовыми способностями существует достоверная высокая связь.
В этих целях он рекомендует применять такие специальные упражнения скоростно – силового характера, которые соответствуют динамической структуре основных упражнений.
Установлено, что силовая подготовка конкретных мышечных групп должна осуществляться в работе со спортсменами разного возраста. При этом целесообразно использовать специальный тренажер с различными вариантами отягощения. В данной диссертации приводятся специальные комплексы упражнений скоростно – силовой направленности.
Особо подчеркивается жизненная необходимость скоростно – силовой подготовленности для спортсменов. В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что направленное применение средств развития скоростно – силовых качеств обеспечивает формирование объективной функциональной базы для становления технического мастерства. Причем, значительное повышение эффективности подобных усилий наблюдается при использовании упражнений с отягощениями, не превышающими 75% веса занимающихся. Решающее значение при этом имеет не объем работы, а интенсивность.
Экспериментальная работа В.В. Мороза посвящена определению инструментальных методов контроля и совершенствования специальных скоростно – силовых качеств в условиях оптимизации биомеханической структуры движений. Изучение соответствующих возможностей занимающихся при выполнении приемов с применением тренажера позволило автору установить некоторые особенности их проявления в зависимости от веса тела спортсмена. Далее он подчеркивает, что подобная направленность указанной подготовки требует внимательного учета их индивидуальных особенностей, использования в этих целях особых тренажеров с измерительными устройствами.
В исследованиях Ю.И. Чуйко было выявлено, что уровень развития физических качеств, в том числе и скоростно – силовых, тесно связан с генетически обусловленной структурой мышечных волокон. На этом основании, подчеркивает автор, всех борцов можно разделить на три типа:
С высоким уровнем выносливости, но не обладающих значительными скоростно – силовыми качествами.
С высокими скоростно – силовыми качествами, но относительно низким уровнем выносливости.
«Универсальные»
Ряд специалистов указывают и на то, что подбор специализированных средств скоростно – силовой подготовки занимающихся должен увязываться и с возможностями их включения в содержание типичных методов спортивной тренировки, в частности, аналитической, круговой и др.
В экспериментальной работе С.И.Телюка выявлены конкретные показатели скоростно–силовой подготовленности высококвалифицированных спортсменов. Это заставило автора прийти к выводу о необходимости увеличить объем средств данной направленности до 15% от общего объема заданий на физическую подготовку. При этом он отмечает, что наиболее эффективными средствами подобной направленности являются общеизвестные специальные упражнения, комплексы избирательно направленных упражнений, включающие в себя использование отягощений, резиновых амортизаторов, предусматривающие их выполнение в рамках кругового, «ударного» и других методов.
Таким образом, имеющиеся научные и практические материалы показывают существенное значение роль скоростно – силовой подготовки в общей системе развития современного спорта, необходимости неуклонного повышения его результатов, они могут и должны служить своеобразным фундаментом для разработки способов дальнейшего совершенствования содержания и методики работы с соответствующими контингентами занимающихся с учетом специфики избранных им упражнений, уровня спортивного мастерства, конкретных двигательных возможностей.
Весо – ростовые показатели спортсмена отражают существенную группу важнейших индивидуальных особенностей, которые определяют содержание и организацию тренировочного процесса. Данная проблема особенно остро стоит в тех видах спорта, в которых предусмотрено деление спортсменов на весовые категории.
О важности данного обстоятельства говорит и тот факт, что до настоящего времени разработка содержания тренировочного процесса в спорте осуществляется в соответствие с традиционной системой, принятой для всех весовых категорий. Об этом свидетельствуют и результаты специальных педагогических наблюдений, и обобщение опыта спортивной практики на основе анкетного опроса специалистов. Несмотря на разносторонние специальные исследования, проведенные по обсуждаемому вопросу, нами не обнаружено конкретных материалов, раскрывающих особенности содержания и методики спортивной тренировки, направленной на развитие скоростно – силовых качеств спортсменов с разными весо – ростовыми показателями. Отсутствие таких сведений не позволяет полноценно учитывать сильные и слабые стороны каждого футболиста, использовать адекватные средства и методы его подготовки.

2. Методика развития скоростно-силовых качеств футболистов
скоростная силовая подготовка спортсмен
Методы, применяемые для развития физических качеств футболистов:
Интервальный – используют для развития скоростно-силовой выносливости. Выполняются упражнения или бег по отрезкам (например, 10x20 м) на время с определенными уменьшающимися интервалами отдыха; проводят интенсивные двусторонние игры по 10-15 минут с постепенным уменьшением пауз отдыха, или относительно постоянными интервалами отдыха, за время которых не происходит полного восстановления работоспособности, или выполняют упражнения повторяя их сериями.
Повторный – предполагает многократное повторение определенных упражнений или игры в целом после продолжительного отдыха, обеспечивающего достаточное восстановление.
Переменный – применяя его, чередуются упражнения, требующие большого напряжения, и упражнения с небольшой нагрузкой, варьируется длительность их выполнения.
Равномерный – длительное непрерывное выполнение упражнений. Применяют его для развития общей выносливости. Как правило, это бег в невысоком темпе с одинаковой скоростью на всей дистанции (кросс).
Метод «до отказа» - выполнение упражнений до полного утомления, когда спортсмен отказывается продолжать его из-за невозможности повторить. Используется для развития специальной силовой выносливости.
Игровой – суть его в использовании разнообразных игр, для развития двигательных качеств, и прежде всего ловкости и быстроты.
Соревновательный – широко используют при развитии двигательных качеств. С этой целью проводят соревнования в беге, прыжках, метаниях, плавании, лыжных гонках, спортивных играх.
Круговой метод (круговая форма тренировки) может включать все перечисленные методы. Суть его в том, что на площадке или в зале по кругу размечаются станции – места для выполнения определенных упражнений, известных занимающимся и подобранных таким образом и в таком порядке, чтобы они разносторонне влияли на развитие физических качеств.
Нельзя разделить силовую и скоростную тренировку во времени, т.е. работать надо в комбинации. В качестве средств в этом случае необходимы упражнения, структура которых близка к технике выполнения движений футболиста с мячом и без мяча. Развитие этих качеств у юных футболистов направлено на укрепление мышц всего двигательного аппарата; на выработку умения проявлять скоростно-силовые качества при совершенствовании технических приёмов, а также при ведении единоборств с противником. Упражнения самые разнообразные - в ударах на силу и точность; в единоборствах за мяч с сопротивлением партнера; с дополнительным отягощением и др. В случае необходимости подбирают упражнения, направленные на совершенствование групп мышц, отстающих в развитии плечевого пояса, задней поверхности бедра.
В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, какая возможна в условиях заданного отягощения и при которой можно сохранять правильной технику движений (так называемая контролируемая скорость). Особенно строгое нормирование внешних отягощений необходимо тогда, когда они применяются для усиления требований к скоростно-силовым способностям в скоростно-силовым способностям с скоростных действиях, которые в естественных условиях выполняются с незначительными внешними отягощениями или вовсе без них (метание мяча, прыжки и т.д.).
Дополнительные отягощения здесь жестко лимитируются – так, чтобы они не искажали структуры и не ухудшали качества действий. Действенность скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более протяженные циклы занятий при условии, что в процессе воспроизведения их удается, как минимум поддерживать, а лучше – увеличивать достигнутый уровень скорости движений. Исходя из этого, нормируют суммарный объем скоростно-силовых упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним из основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинают замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторения.
Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнять их в каждом занятии серийно и по несколько серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки. Отсюда вытекает правило использования скоростно-силовых упражнений: «лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в недельных и других циклах), но понемногу» (в смысле ограничения объема нагрузки в рамках отдельного занятия). На большинстве этапов учебно-тренировочного процесса, когда число занятий составляет 2 – 4 в неделю, скоростно-силовые упражнения целесообразно включать, как правило, в каждое занятие (хотя бы по нескольку повторений), нормируя связанный с ними объем нагрузки в зависимости от конкретных особенностей упражнений и уровня подготовленности занимающихся.
В рамках каждого отдельного занятия непременным условием качественного и не травмоопасного выполнения скоростно-силовых действий является основательная разминка, средствами которой служат вспомогательные специально-подготовительные упражнения, выполняемые с постепенным увеличением темпа и скорости движений. Особенно тщательная подготовка и строгое нормирование нагрузки требуются при использовании скоростно-силовых упражнений ударно-реактивного воздействия. Концентрированное применение упражнений такого рода с предельно выраженным моментом мгновенного перехода от уступающих к максимально мощным преодолевающим усилиям оправдано после завершения в основном возрастного созревания опорно-двигательного аппарата и при условии систематической разносторонней физической подготовки. Даже в тренировке квалифицированных спортсменов граничные объемы таких нагрузок сравнительно невелики, согласно опытным данным, их рекомендуется нормировать примерно в следующих пределах: число повторений в одной серии (в процессе серийного воспроизведения отдельного упражнения) – 5-10; число серий в рамках отдельного занятия – 2-4; интервалы активного отдыха между сериями – 10-15 мин.; число занятий, включающих такие нагрузки в недельном цикле – 1-2.
Процесс воспитания скоростно-силовых способностей непрерывен. Ни одна из его сторон не может выпадать на каком-либо этапе без ущерба для конечного эффекта. В то же время конкретные средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей от этапа к этапу изменяются. Средствами воспитания скоростно-силовых способностей первоначально служат преимущественно естественные формы упражнений, связанные с быстрым решением двигательной задачи и не осложненные значительным внешним отягощением (подвижные игры, требующие ускоренных действий и взаимодействий).
На следующих этапах увеличивается степень отягощений скоростно-силовых упражнениях; все в большей мере применяются методы интенсивного воздействия. При этом воспитанием собственно-силовых способностей создается своего рода базис для прогрессирования скоростно-силовых способностей. Хотя мощность движений зависит как от силовых, так и от скоростных способностей, увеличение ее в большей мере обеспечивается развитием первых. Скоростные способности более консервативны, по сравнению с другими двигательными способностями они меньше прогрессируют на протяжение жизни, собственно-силовые же способности изменяются в онтогенезе в широких пределах. Это учитывают в методике воспитания скоростно-силовых способностей, увеличивая силовые возможности, тем самым поднимают уровень соотношения между силовыми и скоростными параметрами движений.
В больших циклах тренировки (годичных, полугодичных и т.п.) этапы с повышенным удельным весом силовых упражнений предшествуют этапам с повышенным удельным весом скоростно-силовых и скоростных упражнений. В зависимости от достигнутой степени развития скоростно-силовых способностей и целевых установок этапы имеют различную продолжительность – от 2-3 до 6 недель и более.
Место скоростно-силовых упражнений в структуре недельных микроциклов зависит от общего режима. При ограниченном числе занятий (2 – 3 в неделю) большинство из них приходится строить как многопредметные комплексные занятия, включающие наряду с другими упражнениями и скоростно-силовые. При увеличении числа занятий (до 6 в неделю) есть возможность и смысл не только включать в одни и те же занятия, но и поочередно концентрировать в различных занятиях эти упражнения, особенно когда они применяются в значительном объеме (например, в двух занятиях преимущественно силовые, в двух – преимущественно скоростно-силовые упражнения).
В таком случае между занятием с преимущественно силовыми упражнениями и очередным занятием с преимущественно скоростно-силовыми упражнениями важно выдерживать супер компенсаторный интервал, при котором проявлялся бы, положительный следовой эффект силовых упражнений. В структуре отдельного комплексного занятия, включающего как скоростно-силовые, так и силовые упражнения, первые проводятся, как правило, в начале основной части занятия (после соответствующей разминки), а силовые, если они применяются в значительном объеме, - во второй половине этой части (не считая отдельных стимулирующих упражнений силового характера, выполняемых непосредственно перед скоростно-силовыми для получения тонизирующего эффекта).
Основные средства развития скоростно-силовых способностей у футболиста – прыжки в длину и высоту, много скоки, выпрыгивания толчком одной и обеими ногами после короткого рывка, а также метания, упражнения с относительно небольшим отягощением, выполняемые в быстром темпе специальные упражнения с мячом (удары ногой и головой, вбрасывания и др.). Особый акцент делается на развитие «взрывной» силы ног. Эффективны прыжковые упражнения: запрыгивание на предметы (скамейки, тумбы и т.п.) высотой до 25 – 35 см с последующим отскоком вверх или в сторону; прыжки в длину (с разбега, с места) и в высоту, много скоки и т.п.
На этапе начальной подготовки применяют средства, способствующие гармоническому развитию всех групп мышц, образованию «мышечного корсета», укреплению дыхательной мускулатуры, мышц верхнего плечевого пояса и задней поверхности бедра. В качестве средств используют общеразвивающие упражнения без отягощений и с отягощениями (с футбольными и набивными мячами, гимн, палками и др.); упражнения в упорах; метание легких предметов на дальность, а также специальные упражнения; удары по мячу на дальность и силу (у тренировочной стенки, батута); вбрасывание мяча и др. Для развития первой группы мышц хороши упражнения скоростно-силового характера, при выполнении которых сила «стремиться» к максимуму преимущественно за счет нарастания скорости сокращения мышц.
В качестве средств здесь используют бег на короткие дистанции, различные прыжки и прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями и специальные упражнения с мячом. Вторая группа мышц развивается при помощи общеразвивающих упражнений с отягощением и без них. Выбор величины сопротивления и темпа выполнения упражнений для развития скоростно-силовых способностей должен быть индивидуализирован и определяться возрастными и морфологическими особенностями каждого занимающегося. Анализ специальной литературы в области развития скоростно-силовых качеств свидетельствует, что разные авторы указывают различные возрастные рамки благоприятных периодов их развития.

Заключение

В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. В таких упражнениях значительная сила проявляется в возможно меньше время. Такого рода упражнения принято называть скоростно-силовыми.
Состав скоростно-силовых упражнений широк и разнообразен. В него входят различного рода прыжки, метания, скоростные перемещения циклического характера (спринт), ряд действий в спортивных играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью.
Скорость движения и величина преодолеваемого отягощения или сопротивления связаны обратно пропорциональной зависимостью. Эти противоречия между скоростными и силовыми характеристиками движений устраняются на основе сбалансирования их таким образом, чтобы достигалась, возможно большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действий. При развитии быстрой силы режим работы мышц должен соответствовать специфике соревновательной деятельности.
Методика воспитания скоростно-силовых способностей:
Величина отягощения и сопротивления – 30-50% от индивидуального максимальных.
Продолжительность выполнения отдельных упражнений невелика -
от 2-3 секунд до 15-20 секунд.
Скорость (мощность) выполнения упражнений – предпочтение отдаётся упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, которая возможна в условиях заданного отягощения или сопротивления и при которой можно сохранить правильную технику движений.
Продолжительность пауз отдыха между упражнениями – паузы должны обеспечивать восстановление работоспособности и устранение алактатного кислородного долга (КрФ). Паузы отдыха полные и продолжительность их составляет до 2-3 минут (в зависимости от продолжительности выполняемого упражнения).
Суммарный объем нагрузки. Кратковременность скоростно-силовых
упражнений и небольшая величина применяемых в них отягощений позволяет выполнять их серийно и по нескольку серий. В одной серии до 4-5 раз и от 2 до 5 серий. Отдых между сериями более продолжительный – до 6-8 минут, который заполняется малоинтенсивной работой (ходьба, бег трусцой, упражнения на растягивание и расслабление мышц). Режим работы мышц – преодолевающий с акцентом на взрывные усилия.
Основные средства развития скоростно-силовых способностей у футболиста – прыжки в длину и высоту, многоскоки, выпрыгивания толчком одной и обеими ногами после короткого рывка, а также метания, упражнения с относительно небольшим отягощением, выполняемые в быстром темпе специальные упражнения с мячом (удары ногой и головой, вбрасывания и др.).



Список использованной литературы

Абрамов В.Н. Футбол [Текст]. / В.Н. Абрамов. – М.: Олимпия ,2002.
Антипов, А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14 летних футболистов в период полового созревания [Текст]: Дис. канд. пед. наук: 13.00.04: Москва,2002.
Бабаян, С.С., Курбонов, О.А., Усманов, А.М.Методика применения
ударного метода тренировки для развития скоростно-силовых качеств у высококвалифицированных футболистов [Текст]. // Журнал Вестник спортивной науки. - №1. – 2012.
Башкиров , В.Ф. физиология футбола [Текст]. / В.Ф. Башкиров – М.:Физкультура и спорт, 2008.
Годик, М.А. Спортивная метрология [Текст]. /М.А. Годик. – М.:Физкультура и спорт, 2008.
Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст]. Серия «Учебники, учебные пособия». Издание третье. Ростов – н/Д: Феникс, 2004.
Захаров, Е.Н., Карасев, А.В., Сафонов, А.А. Энциклопедия
физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст]. / Под общей ред. А.В.Карасева. – М.: Лептос, 1994.
Жилкн, М.М. Футбол [Текст]: автореф.дис. канд.пед.наук/ М.М. Альжзаерли. – М., 2004.
Михаличик, П. спортивные игры (Футбол) [Текст]. / П.Алешин. –М.: Росс.футб.союз., 2007.
Неруш, Г.А. Футбол [Текст]. /Г.А.Адоян. – М.: Спутник 2001
Писарев, С.В. Футбол [Текст].- М.: Спорт Академ Пресс, 2000.
Рудов, С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом в футболе [Текст]. / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: Спорт Академ Пресс,2001.Размещено на Allbest.ru

 Захаров, Е.Н., Карасев, А.В., Сафонов, А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст]. / Под общей ред. А.В.Карасева. – М.: Лептос, 1994
 Годик, М.А. Спортивная метрология [Текст]. /М.А. Годик. – М.:Физкультура и спорт, 2008.
 Теория методика физической культуры [Текст].: Учебник / Под ред.Ю.Ф.Курамшина. – 2-е изд. – М.: Советский спорт,2004.











15