Внеклассное мероприятие. Игра Счастливый случай по теме Фразеология


Игра «Счастливый случай», посвящённая теме «Фразеология»
Фразеологизмы – это перлы, самородки
и самоцветы родного языка.
А. И. Ефимов
Вступительное слово.
Ведущий. Слова живут себе поживают, но в один прекрасный день вдруг объединяются воедино, да так, что водой не разольёшь. Мы изо дня в день с утра до вечера используем эти выражения: просыпаемся ни свет ни заря, на всех парусах мчимся в школу. Но пробки есть пробки, поэтому, опоздав на урок, стоим в дверях класса как в воду опущенные, ничего не можем объяснить, молчим, будто язык проглотили.
Ведущий. А дома некогда бить баклуши, витать в облаках, трудимся в поте лица, учим стихи от корки до корки, в общем, вертимся как белка в колесе. В школе ведь драконовские законы: не выучил урок – получи двойку. Эх, тяжела ты, шапка Мономаха! Уехать бы в Тьмутаракань… И ходить фертом там…
Ведущий. О чём ты, Вова, размечтался? Опять канитель тянешь, не морочь детям голову, приступай к работе…
Ведущий. Ой, правда, куда это меня понесло…На самом деле, ребята, сегодня у нас праздник Фразеологии. Мы с Настей проведём игру «Счастливый случай»! Пусть сегодня вам всем повезет, пусть всем улыбнётся фортуна.
Ведущий. Уважаемые команды, позвольте представить вас. Команда первая – «Олимпийское спокойствие»! Объясните, пожалуйста, как соотносится с вами это название. (История фразеологизма – объяснена - 1балл. Капитан представляет членов команды во фразеологизмах – 2 балла) Команда вторая – «Быть начеку»! А вы почему так называетесь? (История фразеологизма объяснена - 1балл. Капитан представляет членов команды во фразеологизмах – 2 балла) Жюри объявляет результаты за представление команд

1 Гейм – разминка! Ведущие объясняют правила этого гейма. Песочные часы – 2 минуты!!! Кто больше за это время даст правильных ответов!!! Первой начинает команда, которая быстрее даст ответ на вопрос «Что нельзя утаить в мешке» (Шило!), на всякий случай – дополнительный вопрос «Что обычно держат за пазухой» (Камень!)
Вопросы для первой команды.
Словарь с устойчивыми выражениями называется … (фразеологическим)
В каком значении употребляются фразеологизмы … (в переносном)Откуда пришёл фразеологизм «Демьянова уха»… (из басни И. А. Крылова)
Кто из литературных героев сражался с ветряными мельницами… (дон Кихот)
Как называют очень высокого человека… (Коломенская верста)
Для чего нужна живая вода… (чтобы воскресить сказочного героя)
Как называет учитель шпаргалку… (медвежья услуга)
Каким языком написаны басни Крылова… (Эзоповым языком)
Что бывает ходячей… (энциклопедия)
Какой город слезам не верит… (Москва)
С какой целью ходят за семь вёрст… (киселя хлебать)
Когда получаете пятёрки, где бываете от счастья… (на седьмом небе)
Когда удаётся выполнить сразу два дела, как выговорите (убить двух зайцев)
Где живёт черт… (на куличках)
Что готовят для встречи почётных гостей… (хлеб-соль)
Какой праздник вспоминают вместе с котом… (не всё коту масленица)
Что зарывают в землю, когда губят свои способности… (зарывать талант в землю)
Что так нас сильно манит… (запретный плод)
Где лучше всего сидеть замкнутому, скрытному (в бочке Диогена)
Как называется уязвимое место… (Ахиллесова пята)
Вопросы для второй команды.
Фразеологизмы – это… (устойчивые сочетания слов)
Какой значок в словарной статье обозначает фразеологизм… (ромб)
Где встречается фразеологизм «За тридевять земель»… ( в сказках)
Как говорят про счастливца… (родился в сорочке)
Как говорят про медленный шаг (черепашьим шагом)
Что можно сказать про беспорядок на перемене (как Мамай прошёл)
Что связывает Гарри Поттера с древними алхимиками… (философский камень)
В какой фразеологизм входит архаизм слова «лоб»… (челом бить)
До какого города язык доведёт… (до Киева)
Что можно заваривать и расхлёбывать… (кашу)
Когда вы обманываете, что нужно с вами делать… (вывести на чистую воду)
Как называют глухое место…(медвежий угол)
Если в столовой закончилась еда, как вы уходите… (несолоно хлебавши)
Вкусные конфеты, а ещё это предел мечтаний… (птичье молоко)
Что говорят тому, кто высказал недобрую мысль… (типун тебе на язык)
Какой предмет посуды вспоминают при неудобстве положения (не в своей тарелке)
Какая северная ягода бывает развесистой… (развесистая клюква)
Без какого правителя живёт глупый человек…(без царя в голове)
Какое помещение в истории считается самым грязным… (Авгиевы конюшни)
Чем сомнительно писать по воде… (вилами по воде писать)
Жюри подводит итоги!!!
«Олимпийское спокойствие» - из 20 ответов - …
«Быть начеку» - из 20 ответов - …
Второй гейм – «Заморочки из бочки»
Команды выполняют задание в течение двух минут. Задание это связано с текстом. Кто лучше выполнит, тот и вытягивает бочонок. Ведущие раздают обеим командам текст «Глупые сороки», команды подчёркивают фразеологические обороты, называют их количество. Кто больше найдёт, тот и выигрывает жребий очерёдности для второго гейма.
Глупые сороки
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать! (11 фразеологизмов)
Игра со зрителями.
Пока команды читают текст и готовят ответы, ведущие играют со зрителями
Вопросы зрителям.
Как вы называете давнишнего и близкого друга? (Закадычный)
Какой фразеологизм является частью древнего заклинания? ( Как с гуся вода. Произносили знахарки над больными или заботливые родители, купая своих детей: «С гуся вода, а с нашего мальчика (или девочки) худоба (хвороба). Люди верили, что при этом болезнь сойдёт так же бесследно, как «с гуся вода »)А можно ли так же сказать про курицу? (Нет! У неё жалкий вид, когда она мокрая)Какой же фразеологизм используют, когда говорят о растерянном, испуганном человеке? (Мокрая курица)
Жюри записывает очки зрителям, по окончании игры вручат призы
Продолжается гейм «Заморочки из бочки»!!! Один из вопросов «из бочонка» – счастливый, так как удваивает очки.
Вопросы зачитываются согласно нумерации: 1, 2!, 3, 4 – вопросы одной команде!!! 5, 6, 7!, 8 – вопросы второй команде!!!
Вопросы для первой команды.
Обидно ли будет, если вас назовут буридановым ослом? (Обидно, ведь речь идёт о нерешительных людях)
Счастливый вопрос. Почему священное животное кошка превратилось в плохую примету? (В средние века из-за ночного образа жизни кошка стала предметом суеверного страха, особенно не повезло чёрным кошкам)
Хороши ли дары данайцев? (Нет, это коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает)
Составить за 1 минуту текст, используя фразеологизмы: чёрная кошка пробежала, водой не разольёшь, во что бы то ни стало, воспрянуть духом, как в воду опущенный
Если команда не ответила на первые три вопроса, ведущие обращаются к зрителям!!!
Вопросы для второй команды.
Можно ли спеть лебединую песню? (можно, речь идёт о последнем проявлении таланта)
Можно ли верить крокодиловым слезам? Почему? (Нет, лживые слёзы)
Много ли общего у Полишинеля с Петрушкой? (развлекали зрителей в кукольных комедиях, Полишинель – двугорбый носатый шут в красном кафтане и колпаке, смешил публику тем, что считал неведомым то, о чём знали все уже давно, Петрушка – кукла, главное действующее лицо в фольклорном кукольном спектакле)
Составить за 1 минуту текст: лакомый кусок, волчий аппетит, на скорую руку, откуда ни возьмись, несолоно хлебавшиЕсли команда не ответила на первые три вопроса, ведущие обращаются к зрителям!!!
Вопрос зрителям: пока команды составляют тексты, ведущие обращаются к зрителям.
1. Назовите синоним фразеологизма – Яблоку негде упасть (Как сельдей в бочке)
2. Назовите антоним фразеологизма – Хоть пруд пруди (Кот наплакал)
Жюри подводит итоги по второму гейму!!!
Третий гейм «Ты – мене, я - тебе»
Ведущий. А теперь, уважаемые команды, вы друг другу должны предложить по два задания.
Команда команде – по два задания:
Инсценировка
Рисунок с несколькими зашифрованными фразеологизмами
Жюри подводит итоги третьего гейма!!!
Четвёртый гейм «Тёмная лошадка»
Ведущий. В этом гейме обычно зашифровывается гость, но сегодня этой лошадкой будет один из вас. Наша «тёмная лошадка» носит имя, в переводе означающее «величайший», и она, эта лошадка, и правда, далеко не маленькая, косая сажень в плечах. Ведущий. Эта лошадка вся во фразеологизмах: у неё язык без костей; она притча во языцех у учителей; если заговорит, то на всю Ивановскую; за двойки эту лошадку дома отец может разделать под орехи.
Ведущие. Так кто же это???
Вопросы от «тёмной лошадки». Если команды на вопросы не отвечают, то вопросы адресуются зрителям
Первый конкурс «На загадку дай отгадку»:
Вопрос команде «Олимпийское спокойствие»: Это не бельё, а их часто развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не цветы, а вянут? (Уши)
Вопрос команде «Быть на чеку»: Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит в кармане? (Ветер)
Второй конкурс «Вопросы шутки»:
Вопрос команде «Быть на чеку»: Из каких фразеологизмов инопланетяне могли бы заключить, что у человека не пара ног, рук, глаз, ушей, а много? (Со всех ног, без задних ног, на все руки мастер, во все глаза, все уши прожужжать)
Вопрос команде «Олимпийское спокойствие»: Количество пятен на солнце, по свидетельству учёных, увеличивается. А есть ли на Земле пятна, число которых постоянно уменьшается? (Белые пятна, то есть неисследованные места)
Третий конкурс «Откуда родом фразеологизмы»?
Отвечает та команда, которая первая подняла руку. В какой профессии, отрасли используются фразеологизмы:
Земное притяжение, магнитная буря? (Физика)
Беговая дорожка, центр нападения? (Спорт)
Искусственное дыхание, проглотить пилюлю?(Медицина)
Шито белыми нитками, трещать по швам?(Портной, швейное дело)
4.Восстановите фразеологизмы. Предлагаются предметы - яблоко, нос, шляпа, ступа. Необходимо назвать фразеологизмы, связанные с этими предметами.
Жюри подводит итоги гейма «Тёмная лошадка»!!!
Ведущие. Свыше двух с половиной тысяч лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.
Ведущие. Так и наше время истекло. Наша игра закончилась. Пусть в вашей жизни будет как можно больше счастливых случаев и пусть вам будет недоставать только птичьего молока.
Подведение итогов конкурса, награждение
Ж Ю Р И
Название
команды Предста-вление1 гейм 2 гейм 3 гейм 4 гейм Итоги Место
Олимпийское спокойствие
Быть начеку
Представление: объяснили фразеологизм-название – 1 балл, представили членов команды во фразеологизмах – 2 балла (итого – 3 балла максимально !)
1 гейм: 20 вопросов – за каждый правильный ответ 1 балл (итого – 20 баллов максимально!)
2 гейм: три первые вопроса по 2 балла за каждый вопрос + счастливый вопрос удваивает очки, четвертое задание-текст – 3 балла! (итого 11 баллов максимально!)
3 гейм: за инсценировку – 3 балла, за зашифрованные в картине фразеологизмы – 5 баллов (итого – 8 баллов максимально!)
4 гейм: 1 задание – 1 балл, 2 задание – 2 балла, 3 задание – 1 балл,
4 задание – 1 балл (итого 5 баллов максимально!)
Изучение рассказа И.Бунина "Чистый понедельник" (урок-исследование)
Дорошенко Валерия Николаевна, заведующая отделением
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) "филологию Бунина"; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока
1. Вопросы и задания к уроку
1. Каков смысл заглавия рассказа?
2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?
3. Найти в тексте:
1) реалии быта;
2) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);
3) какие религиозные праздники упоминаются в тексте?
4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ о религиозных праздниках - Прощёном воскресенье и Чистом понедельнике.
2. Оформление тетрадей
Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать "Чистый понедельник". (И. Бунин)
3. Слово преподавателя
Рассказ "Чистый понедельник" написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. "Чистый понедельник" вошел в сборник "Тёмные аллеи".
Сборник состоит из 3 частей и представлено 37 рассказов.
Мотивы любви в произведениях Бунина:
1) Рассказ "Тёмные аллеи" - сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой героями.
2) Пробуждение и влечение к женщине ("Начало").
3) Первая любовь и близость с женщиной ("Зойка и Валерия").
4) Зрелая любовь молодого мужчины ("Муза", "Визитные карточки", "Генрих" и другие).
5) Любовь в конце жизни ("В Париже").
6) "О счастье мы всегда лишь вспоминаем..." ("Поздний час", "Руся").
7) "Холодная осень"- маленький шедевр бунинской прозы. Объединение в рассказе двух основных мотивов "Тёмных аллей" - любви и смерти.
8) "Натали" - телесное и духовное в любви героев. Рассказ "Нет несчастной любви". Гимн возвышенному, лучезарному чувству.
9) "Чистый понедельник" - лучший рассказ И. А. Бунина. Загадочный, противоречивый характер героини.
"Тёмные аллеи" - лучшая книга, по мнению Бунина, ("Я написал лучшую свою книгу"), то "Чистый понедельник" - лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к теме урока.)
Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.
Сообщения студентов:
Чистый понедельник -  первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.
Масленица - Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования Масленицы из фильма "Сибирский цирюльник".)
Великий пост  - 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого "чистым".
Анализируем текст:
Символично ли название рассказа?
Чистый понедельник - в православной традиции - своеобразная граница, рубеж между жизнью - суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.
Чистый понедельник - и переход, и начало: от светской, греховной жизни - в вечную, духовную.
Имена, каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?
A. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.
B. Брюсов. "Вы дочитали "Огненного ангела"? (Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня отвечает: "До того высокопарно, что совестно читать".
Л. Андреев. "Я опять весь вечер говорил только о постороннем, - о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева..." Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист Артур Шницлер. Австрийский драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский прозаик - это модные авторы европейского декаданса.
Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?
Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, "высокопарный" роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы "зачем-то висит портрет босого Толстого", а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева... В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого "Воскресение".
Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже "не в меру разудалого" Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.
Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в тексте.)
Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?
В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, - внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо - Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. "Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути" (Мальцев "И. Бунин").
Можно ли представить героиню в ситуации "земного счастья"?
Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.
Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?
Он - реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она - совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.
Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?   
Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.
Дайте характеристику герою.
(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста.
Она - странная, загадочная, противоречивая. Он - счастливый, влюбленный.  "Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь:". 
Главное в характеристике героя -  влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность. Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют?
Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота "смуглое янтарное лицо", "черные волосы", "черные брови, черные глаза". Эпитеты "бархатный", "черный", "янтарный". В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота.  Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью) ("А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками...")
Всё это составляет секрет женского обаяния.
"И прелести её секретРазгадке жизни равносилен"... Б. Пастернак
Для характеристики героини используются слова "загадочность", "странность".
Бунин использовал художественный своеобразный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.
Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны,  "похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят". Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.
Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то "здесь и сейчас", то "по памяти". Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о наложении перспектив восприятия.
В чем проявилось мастерство писателя?
Раскроем "тайны Бунина-стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, "Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию".
Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры, оксюмороны и т. д.)
Давайте вспомним, что такое оксюморон! От греческого буквально - остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов: "толпа мертвецов" (Некрасов), "пышное природы увяданье" (Пушкин).
Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.
Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие "тайну красоты" героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица..)Вот еще один прием, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.
В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.
Кульминационная сцена - это фейерверк различных деталей поэтики.
Запах комнаты соединяется с запахом цветов.
Свет. В начале рассказа - полутьма и поцелуи.
Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово "тёмный":
"И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту... Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие..."
Свет озаряет любовь. И напротив, любовь - это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.
Таким образом, характеризуя "бунинскую филологию", мы пришли к пониманию "бунинской философии" любви как о "неком высшем напряжённом моменте бытия", который озаряет всю жизнь человека".
4. Заключительное слово преподавателя
"Чистый понедельник" - это рассказ о любви, понимаемой как "неком высшем напряжённом моменте бытия", который озаряет всю человеческую жизнь.
В рассказе "Чистый понедельник" показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:
Зачем же воскрешаешь Ты во сне,Несрочной радостью сияя,И дивно повторяется восторг,Та встреча краткая земная, Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.
"Чистый понедельник" - это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России. Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор пишет своеобразный штрих "золотом по бархату" - портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.
"Чистый понедельник" - это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя - "лучшего стилиста современности" (М.Горький).
5. Домашнее задание
Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина ("Холодная осень", "Солнечный удар", "Натали"): эмоции, воображение, ассоциации...
Литература.
1. Акимова С.А. Урок литературы в 11 классе. И.Бунин "Чистый понедельник".
2.Долгополов Л. Рассказ "Чистый понедельник" в системе творчества Бунина эмигрантского периода. Л., 1985. С. 340.
3. Косивцова Л.И., Л.А. Тропкина Литература 9 - 11 классы.
4. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица России. М., 1997. Т. 2. С. 216-223.
5. Медведева В. "Всякая любовь - великое счастье". Разговор с 11-классни-ками о книге Бунина "Темные аллеи". Литература в школе. М., 1997. № 3. С. 13.
6. Николина М. А. Лингвистический анализ рассказа И. А. Бунина "Чистый понедельник". Русская словесность. М, 1996. № 3. С. 79.
7. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И. Бунина ("Чистый понедельник" и "После бала"). Литература в школе. М., 1998. № 1
1.Расставьте ударение: Квартал, задолго, кашлянуть, пролила, созвонимся, клала, принудить, черпать, кровоточащий, занята, балует, щавель, коклюш, включит, банты, торты, ейшжалюзи, закупорить, обеспечение, договор,туфель, засветло, эксперт, созыв, созвала, хвоя.
2.Исправьте неверно употреблённое слово:
Мальчик был ребёнком непонятным и к тому же непослушным.
Анну Ивановну ничто так не раздражает, как искусный смех.
Мука высшего сорта делается из отборочного зерна.
Визит к врачу является для вас желанным.
Единые, на первый взгляд, факты могут рассказать нам о многом.
3.Исправьте ошибки в образовании формы слова:
Вернулся с Москвы, самый глупейший ответ, согласно купленных билетов, десять килограмм, в двести пятидесяти книгах, скучаю по вам, в двух тысяч четырнадцатом году, долгосрочные договора, сделающий работу, одеть на себя, ляжьте на пол, ехай быстрее.
4.Н или НН: ране..ый боец, заплёва..ая лестница, мощё..ая камнем площадь, гости.ый двор, балко..ая дверь, посеребрё..ый портсигар, ветре..ая особа, проветре..ое помещение, балова..ое дитя, девочка избалова..а, дали тума..ы, ране..ый в ногу солдат, вещи купле..ы.
5.Выпишите предложения, в каких необходимо расставить запятые.
Из густой зелени сирени и акаций едва виднелись белые стены и красная крыша.
Ни жалобы ни упрёки ни боли самолюбия я не знал.
Ходы в пещере тянутся и ветвятся и то круто спускаются вниз то расширятся в целые залы.
В саду росли кусты смородины и малины и ежевики.
В поход отправится не только первый отряд но и второй тоже.
1.Расставьте ударение: Квартал, задолго, кашлянуть, пролила, созвонимся, клала, принудить, черпать, кровоточащий, занята, балует, щавель, коклюш, включит, банты, торты, ейшжалюзи, закупорить, обеспечение, договор,туфель, засветло, эксперт, созыв, созвала, хвоя.
2.Исправьте неверно употреблённое слово:
Мальчик был ребёнком непонятным и к тому же непослушным.
Анну Ивановну ничто так не раздражает, как искусный смех.
Мука высшего сорта делается из отборочного зерна.
Визит к врачу является для вас желанным.
Единые, на первый взгляд, факты могут рассказать нам о многом.
3.Исправьте ошибки в образовании формы слова:
Вернулся с Москвы, самый глупейший ответ, согласно купленных билетов, десять килограмм, в двести пятидесяти книгах, скучаю по вам, в двух тысяч четырнадцатом году, долгосрочные договора, сделающий работу, одеть на себя, ляжьте на пол, ехай быстрее.
4.Н или НН: ране..ый боец, заплёва..ая лестница, мощё..ая камнем площадь, гости.ый двор, балко..ая дверь, посеребрё..ый портсигар, ветре..ая особа, проветре..ое помещение, балова..ое дитя, девочка избалова..а, дали тума..ы, ране..ый в ногу солдат, вещи купле..ы.
5.Выпишите предложения, в каких необходимо расставить запятые.
Из густой зелени сирени и акаций едва виднелись белые стены и красная крыша.
Ни жалобы ни упрёки ни боли самолюбия я не знал.
Ходы в пещере тянутся и ветвятся и то круто спускаются вниз то расширятся в целые залы.
В саду росли кусты смородины и малины и ежевики.
В поход отправится не только первый отряд но и второй тоже.
1.Расставьте ударение: Квартал, задолго, кашлянуть, пролила, созвонимся, клала, принудить, черпать, кровоточащий, занята, балует, щавель, коклюш, включит, банты, торты, ейшжалюзи, закупорить, обеспечение, договор,туфель, засветло, эксперт, созыв, созвала, хвоя.
2.Исправьте неверно употреблённое слово:
Мальчик был ребёнком непонятным и к тому же непослушным.
Анну Ивановну ничто так не раздражает, как искусный смех.
Мука высшего сорта делается из отборочного зерна.
Визит к врачу является для вас желанным.
Единые, на первый взгляд, факты могут рассказать нам о многом.
3.Исправьте ошибки в образовании формы слова:
Вернулся с Москвы, самый глупейший ответ, согласно купленных билетов, десять килограмм, в двести пятидесяти книгах, скучаю по вам, в двух тысяч четырнадцатом году, долгосрочные договора, сделающий работу, одеть на себя, ляжьте на пол, ехай быстрее.
4.Н или НН: ране..ый боец, заплёва..ая лестница, мощё..ая камнем площадь, гости.ый двор, балко..ая дверь, посеребрё..ый портсигар, ветре..ая особа, проветре..ое помещение, балова..ое дитя, девочка избалова..а, дали тума..ы, ране..ый в ногу солдат, вещи купле..ы.
5.Выпишите предложения, в каких необходимо расставить запятые.
Из густой зелени сирени и акаций едва виднелись белые стены и красная крыша.
Ни жалобы ни упрёки ни боли самолюбия я не знал.
Ходы в пещере тянутся и ветвятся и то круто спускаются вниз то расширятся в целые залы.
В саду росли кусты смородины и малины и ежевики.
В поход отправится не только первый отряд но и второй тоже.
1.Расставьте ударение: Квартал, задолго, кашлянуть, пролила, созвонимся, клала, принудить, черпать, кровоточащий, занята, балует, щавель, коклюш, включит, банты, торты, ейшжалюзи, закупорить, обеспечение, договор,туфель, засветло, эксперт, созыв, созвала, хвоя.
2.Исправьте неверно употреблённое слово:
Мальчик был ребёнком непонятным и к тому же непослушным.
Анну Ивановну ничто так не раздражает, как искусный смех.
Мука высшего сорта делается из отборочного зерна.
Визит к врачу является для вас желанным.
Единые, на первый взгляд, факты могут рассказать нам о многом.
3.Исправьте ошибки в образовании формы слова:
Вернулся с Москвы, самый глупейший ответ, согласно купленных билетов, десять килограмм, в двести пятидесяти книгах, скучаю по вам, в двух тысяч четырнадцатом году, долгосрочные договора, сделающий работу, одеть на себя, ляжьте на пол, ехай быстрее.
4.Н или НН: ране..ый боец, заплёва..ая лестница, мощё..ая камнем площадь, гости.ый двор, балко..ая дверь, посеребрё..ый портсигар, ветре..ая особа, проветре..ое помещение, балова..ое дитя, девочка избалова..а, дали тума..ы, ране..ый в ногу солдат, вещи купле..ы.
5.Выпишите предложения, в каких необходимо расставить запятые.
Из густой зелени сирени и акаций едва виднелись белые стены и красная крыша.
Ни жалобы ни упрёки ни боли самолюбия я не знал.
Ходы в пещере тянутся и ветвятся и то круто спускаются вниз то расширятся в целые залы.
В саду росли кусты смородины и малины и ежевики.
В поход отправится не только первый отряд но и второй тоже.