Нравственные заповеди Библии в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Паустовского «Телеграмма»


Республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся«EXCELSIOR - 2015»
Секция: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нравственные заповеди Библии в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Паустовского «Телеграмма»
Сведения об авторах:
Вахмистрова Дарья Анатольевна, МБОУ «СОШ №13» г. Новочебоксарск
Смирнова Ксения Павловна, МБОУ «СОШ №13» г. Новочебоксарск
Научный руководитель:
Петрова Надежда Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №13» г. Новочебоксарск
В любую эпоху человек, врослея, проходит свой путь, путь сомнений и ошибок.
В большой жизни оценивают наши поступки – прежде всего с нравственной точки зрения – люди, Бог и сама жизнь. Как же путь мы изберем для себя? Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором не заметим боль, забудем родителей? Или путь добра, милосердия любви, сострадания?
Русская литература богата произведениями, которые помогут критично отнестись к самому себе, оценить свои ошибки, покаяться в грехах. Смысл лучших образцов художественной литературы в том, чтобы пробудить душу и помочь сделать свой нравственный выбор, что и обусловило актуальность нашей работы.
Цель исследования: определить роль христианских заповедей в нравственном воспитании молодежи (на примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказа К.Паустовского «Телеграмма»)
Задачи исследования:
На основе анализа повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказа К.Паустовского «Телеграмма» определить, какие библейские заповеди нашли в них свое отражение.
Определить, как библейские заповеди влияют на идейно-художественную проблематику повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказа К.Паустовского «Телеграмма».
Определение основных мотивов повести "Станционный смотритель" и притчи о блудном сыне
Эмпирически исследовать отношение к родителям и семье учеников МБОУ «СОШ №13»
Проанализировать полученные результаты и сделать выводы; оценить поступки героев, собственное поведение.
Объект исследования: процесс нравственного выбора (на примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказа К.Паустовского «Телеграмма».)
Предмет исследования: параллели между притчей «О блудном сыне». Пятой заповедью Иисуса Христа и повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказом К.Паустовского «Телеграмма».
В исследовании мы исходили из гипотезы о том, что нравственный смысл притчи и Пятой заповеди Иисуса Христа усиливает воспитательное значение повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказа К.Паустовского «Телеграмма», формирует наши ценностные ориентиры
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
- эмпирические: беседа, анкетирование;
База исследования: притча о блудном сыне, Пятая заповедь Иисуса Христа, повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Ответы на вопросы анкеты школьников 14-15 лет МБОУ «СОШ №13»
Новизна исследования: поиск новых подходов к тексту, в обнаружении «вечных» духовных ценностей. Кроме того работа носит практико-ориентированный характер, так как может быть использована в качестве методического пособия на уроках литературы, материала для обсуждения на классных часах.
Сюжет о блудном сыне представлен как текст, давший жизнь разнообразным сюжетным линиям в произведениях авторов разных эпох. В современной истории литературы проследить его развитие в русской литературе пытались Шатин Ю.В., Чернов А. В., Тюпа В.И. Так А.В. Чернов писал об архетипе «блудного сына» в русской литературе XIX века (1994), Ю.В. Шатин обратился к исследованию трансформаций архетипических мотивов в новой русской литературе (1996), В.И. Тюпа посвятил ряд своих исследований притче о блудном сыне в русской литературе XIX века (1983,). Это было осуществление мотивного анализа произведений, либо обращение к «присутствию» в их ткани текста евангельской притчи.
Основная часть:
Вся мировая культура: музыка, живопись, литература – проникнуты Евангельской мудростью. Каждое Евангелие содержит разные по содержанию притчи. Среди них и притча о блудном сыне, которая несёт в себе идею покаяния и прощения. Притча о блудном сыне послужила основой для создания многих произведений живописи. Наиболее глубоко сцена возвращения блудного сына домой отражена на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Сюжет притчи привлекал внимание не только живописцев, но и мастеров слова. В русской литературе эта притча получила распространение ещё в XVII веке. Ярким примером тому служит «Повесть о Горе-Злочастии».
В 1830 г. А.С. Пушкин пишет повесть «Станционный смотритель», которую нельзя понять без знания образов и мотивов Библии. Повесть построена сложно. Пушкин прячется за своих вымышленных рассказчиков, как бы говоря читателям: «Такова она, настоящая жизнь…» А почему она такая? Почему рвутся связи между людьми? Почему дети уходят и не возвращаются? На эти вопросы ответить должны ответить мы, читатели.
Повесть   напоминает цепь картин, но это уже не притчевые лубочные картинки. Жизнь в изображении Пушкина - трагедия. Трагедия Самсона Вырина в том, что потерял своё дитя. Дуня уехала с Минским не с отцовского благословения, а тайком. Традиция спрашивать родительского благословения на счастливый союз живёт веками на Руси. История о блудном сыне тоже начинается с благословения отца.
Почему же Дуня выросла неблагодарной дочерью? Может, отец не воспитал ее подобающим образом? Но анализ повести позволяет утверждать, что ею держался весь дом. Но отца в Дуне больше всего восхищало ее умение нравиться. Вырин не видит зла, которое происходит с дочерью. Даже, увидев Дуню в Петербурге, рядом с Минским, смотритель по-прежнему восхищается её красотой. Но обращает ли внимание Самсон Вырин на духовные качества своего ребенка? В тексте повести есть подтверждение тому, что Дуня бесхарактерна, безвольна, что она не имеет ясных представлений о добре, человечности:
Она бросила отца.
Не зная человека, она убежала с ним.
Она знала о притворстве Минина, но не обратила внимания на это.
Она была легкомысленна.
Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. Она нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”, где говорится, прежде всего, о почтении к родителям.
Родители для любого человека – источник нравственности и морали. Их опыт жизненно важен детям. А что же думают об этом наши одноклассники?
На вопрос анкеты: «Какую роль родители играют в вашей жизни?» большинство школьников (65 %) ответили, что родители - это главное, что есть в их жизни. 35% школьников - считают, что родители играют для них большую, но не главную роль. (Приложение 3)
А пушкинская Дуня почитала своего отца? То, что Дуня убежала из дома и нарушила данную Богом заповедь, говорит об обратном. Отец же не находил себе места и от отчаяния умер. Дуня со временем поняла свою ошибку, раскаялась, но поздно.
Белкин видит картинки на сюжет о блудном сыне в доме смотрителя дважды, и это не случайно, потому что Дуня - заблудшая овца. Обратимся к лексическому значению слова «блудный». Это прилагательное, образованное от глагола «блудить», который имеет два значения:
Распутничать.
Блуждать, бродить.
Вывод: в слове «блудный» соединилось прямое значение и переносное. Значит блудный сын – это молодой человек, блуждающий в нравственных потёмках. Это же можно сказать и о Дуне
Проведенный анализ притчи и повести «Станционный смотритель» позволил определить общие образы и мотивы повести и притчи, контекст, в котором они используются. В ходе работы составлена таблица мотивов, позволяющая провести параллели между притчей «О блудном сыне» и повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель. (Приложение 2)
Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими людьми. В финале повести есть намек на нравственное возрождение Дуни (плач над могилой отца). Но как жить дальше? Верную ли дорогою идет Дуня? Как будут жить ее дети, чему она сможет их научить? Ведь зло, посеянное в детях, умножается во внуках.

Еще одно произведение, написанное через 116 лет после повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», заставляет нас задуматься над тем, как мы порой черствы и жестоки по отношению к своему самому близкому человеку - матери. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» Катерина Петровна давно ждет свою дочь Настю. А у той дела, повседневная суета, Настя посылает ей деньги, но нет времени ответить на материнское письмо… Когда девушка получила тревожную телеграмму и приехала, ей, как героине повести «Станционный смотритель», осталось только прийти на свежий могильный холмик.
Так же, как и в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» в рассказе нет открытой авторской позиции. Чтобы понять глубоко заложенную в рассказ «Телеграмма» нравственную заповедь: “Почитай отца своего и мать”, необходимо проанализировать использованные К. Паустовским художественные детали.
Описывая холодную осень, использую средства выразительности:
-эпитеты - за холодную (ветку), (клен)... озябший; - метафору - позабытые (звезды) ;
-олицетворение - ... ему (клену) некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Автор рисует мрачную картину. Осень дает понять нам страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины. Наблюдая за пейзажем, мы видим градацию - происходит постепенное усиление признаков поздней осени, а у нас нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии.
Интерьер комнаты усиливает это ощущение
Вывод: Осенним пейзажем, описанием дома, автор пробуждает в читателе чувство острой жалости к слабеющей, одинокой, покинутой матери.
Паустовский не вводит подробного описания портрета Насти. Мы только узнаем, что "художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза". Эпитет "холодные" (глаза). Глаза - зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет! "Холодные"! Очевидно, у человека с холодными глазами, такое же холодное черствое сердце.
Настя, прежде всего, думает о своей карьере. Она увлечена тем, что устраивает выставку Тимофеева. И в суете сначала даже не поняла о ком идет речь «…какая Катя?!» Поражает совершенно безразличная реакция Насти на телеграмму. «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась».
Все говорили о чуткости и заботливости Насти. Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное. А что же главное для нас, современной молодежи? Жизненные приоритеты наших восьмиклассников выглядят так:
Семья- 40%
Создание в будущем собственной семьи – 25%
Карьера – 10%
Забота о близких людях – 25% (Приложение 3)
«Человечность» Насти ненастоящая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой. Что же кроется за словом человечность?
Опрос показал, что это слово наши подростки понимают так: человечность – это внимание, сочувствие, участие, сострадание, забота, доброта, милосердие, гуманность. (Приложение 1)
Никто не разглядел в Насте ее равнодушия, эгоизма- никто, кроме Гоголя Мы задали себе вопрос, а почему именно Гоголь оценивает поступок Насти, а не другой писатель? Может быть потому, что Гоголь - сатирик, и, по мнению Пушкина, обладал удивительной способность сразу угадывать человека.
Опять, описывая душевное состояние героини, Паустовский вводит в рассказ пейзаж, который подчеркивает боль Насти, ее одиночество, раскаяние. Она понимает, что никого у нее в жизни нет. Поэт Валентин Берестов сказал:
Любили тебя без особых причин//За то, что ты – внук,//За то, что ты- сын,//За то, что малыш,//За то, что растешь,//За то, что на папу и маму похож.//И эта любовь до конца твоих ней//Останется тайной опорой твоей.
Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Настя приезжает к матери, но слишком поздно.
Не случаен выбор автором имени - Настя (греческое) - воскрешающая. Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, все же верит в ее искренние раскаяние и исправление. Заключение:
Открывая год литературы, Владимир Путин отмечал ЕЕ способность объединять нацию вокруг общих духовных и нравственных ценностей, задавать культурные ориентиры гражданам». Такими гражданами являемся мы, современная молодежь.
И рассказ «Телеграмма», и повесть «Станционный смотритель» заставляют задуматься об отношении к нашим стареющим родителям. У нас, у молодых, свои дела, свои интересы, свое счастье. Но как бы, подобно Насте и Дуне, не пришлось нам, даже глубоко раскаявшись, жить с чувством невыносимой тяжести и непомерной вины перед своими родителями.
Писатели, на наш взгляд, выражают надежду, что молодое поколение, много говорящее о доброте, а 80% опрошенных считают себя добрыми людьми (Приложение 3), прежде всего не забудет о самых близких и родных людях – родителях…
Использованная литература:
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat   [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.dissercat.com (дата обращения 25. 11.13)
Михалева Т.И., Дети и родители (к проблеме взаимоотношений в семье) [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://schoollibrary.ioso.ru (дата обращения 25. 11.14)
Паустовский К.Г. Рассказы. – М.: Детская литература, 1994.
Притча о блудном сыне. (Евангелие от Луки).// Уроки литературы. – 2005. - №12.
Путин В.В. Торжественное открытие, Год литературы, 2015 год, Московский художественный театр им. А.П.Чехова [электронный ресурс] — Режим доступа. — :http://vm.ru/news/2015/01/29/krug-chteniya-v-rossii-ofitsialno-startoval-god-literaturi-277182.html (дата обращения 30. 01.15)
Пушкин А.С.Повести. – М.: Детская литература, 1986.
Савичева Г.Н. Библейские мотивы в преподавании литературы и воспитании основ православной культуры школьников [электронный ресурс] — Режим доступа. — http:// himki-edu.ru (дата обращения 25. 12.14)
Сенчук О.М. Библейская мифология и литература. К.Г.Паустовский "Телеграмма". [электронный ресурс] — Режим доступа. —http:// http://infourok.ru// (дата обращения 05. 01.15)
Соловей Т. Г. Притча о блудном сыне и её изучение в сопоставлении с другими произведениями литературы и искусства.// Уроки литературы. – 2005. - №12.
Тепенихина О.А., Урок по повести Л.С.Пушкина «Станционный смотритель». [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.testsoch.net (дата обращения 17.12. 14)
Тюпа В. И. Притча о блудном сыне в контексте «Повестей Белкина» как художественного целого // Болдинские чтения. – Горький,1983. – С.67-81.
Чернов А. В. Архетип «блудного сына» в русской литературе XIX века // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. – Петрозаводск, 1994. – С. 151-158
Шатин Ю. В. Архетипические мотивы и их трансформации в новой русской литературе // «Вечные» сюжеты русской литературы: («Блудный сын» и другие). – Новосибирск, 1996. – С. 29-41