Конспект урока по литературе Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина Станционный смотритель


Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина
«Станционный смотритель»
Цель:
Нравственное воспитание обучающихся через осмысление понятия нравственности на примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и притчи «Блудный сын»
Задачи урока:
1. Раскрыть нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», осмыслить понятие «нравственность».
2.Совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа через евангельское решение темы «блудного сына» и пушкинского переосмысления этой тематики.
3.Развивать способность эмоционального восприятия произведения, навыки выразительного чтения.
4. Воспитывать любовь к родителям, ценностное отношение к семье и к близким.

Ход урока
Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле.
Организационный момент.(1 мин.) Мотивация.
Учитель: Добрый день! Меня зовут Анастасия Анатольевна. Сегодня мы с вами на уроке будет работать над повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Мы вместе посмотрим какие проблемы поставил А.С. , а в частности проблему взаимоотношения отцов и детей.

Актуализация знаний. (2-3 мин.)
Учитель: У вас было предварительное задание прочитать повесть «Станционный смотритель» и «Притчу о блудном сыне», а так же ответить на ряд вопросов .Вы сумели определить проблему , над которой мы с вами будем работать в течение сегодняшнего урока.
Цитаты детей : (на слайде фото)
Работа над проблемой
Учитель: Прочитав повесть «Станционный смотритель», можно рассмотреть, как Пушкин воплощает вечную проблему взаимоотношений отцов и детей. Мы будем с вами следовать при разборе определенному правилу.
Многие писатели обращались к этой проблеме, не исключение и А.С. Пушкин.
Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон – закон совести. Тогда, наверное, нравственные проблемы – это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.
Если рассматривать композицию повести, то в основе лежит три приезда рассказчика в дом Самсона Вырина.
На какую деталь автор обращает внимание и почему?
Ученики: Автор обращает внимание на интерьер комнаты. Он видит 4 картины , иллюстрирующие притчу о блудном сыне. Картины детально описаны автором. Они являются не только украшением обители, но и фоном событий в жизни её обитателей.
Учитель : Чтобы узнать, кто такой блудный сын, вы имели возможность прочитать «Притчу о блудном сыне»
Отвечая на этот вопрос можно выявить проблемную ситуацию, над которой нам с вами предстоит поработать «Нравственные проблемы взаимоотношений отцов и детей»
Сегодня мы рассмотрим в чем разница отношений между отцами и детьми в повести «Станционный смотритель» и в Евангельской притче о блудном сыне.
Дома вы готовились к уроку и работали над сравнительной характеристикой Дуни и Блудного сына.
Давайте рассмотрим таблицу и сравним события жизни.
1 вопрос: по какой причине дети оставили дом отца?
Ответы детей
Дуня Блудный сын
Отъезд с гусаром Минским. Невольное предательство. Желание наслаждаться прелестями мира. Не дождавшись смерти отца, требует наследства.
2 вопрос :Счастливы ли они вдали от родительского дома?
Учитель:Что отец видит, когда находит дочь?
Что с ней происходит?
Почему она падает в обморок?
Ответы детей.
Дуня Блудный сын
Возможно, счастлива, ведь у неё трое детей, она богата, любима. Но она приносит любимого отца в жертву своему счастью, испытывая чувство вины. Счастлив, пока у него есть деньги. Растратив их, ест пищу для свиней, завидуя слугам, живущим в доме его отца.
3 вопрос: Что привело их в дом отца спустя некоторое время?
Ответы детей:
Дуня Блудный сын
Раскаяние. Возможно, став матерью, поняла свою ошибку. Осознание греха и раскаяние.
4 вопрос: Можно ли назвать каждого из них счастливым по возвращении в родительский дом? В каком состоянии герои?
Анализ картин.
Дуня на могиле.
- Как чувствует себя Дуня? (осознание своей вины перед отцом)
- Почему Дуня плачет на могиле отца?(Её счастье омрачено тем, что её совесть не дает ей покоя)
Давайте посмотрим на картину известного художника А.В. Венециана. (Дуня на могиле)
Ответы детей
Блудный сын.
-Как принял отец домой блудного сына?
- Почему отец сумел его простить?
А теперь посмотрите как вернулся блудный сын. Отец его с радостью прощает, как Бог прощает всякого кающегося.
В чем отличие картин?
(Если будет время ) – Кого из героев можно назвать счастливым?
- Что, по вашему мнению, лежит в основе человеческого счастья?
Ответы детей
Дуня Блудный сын
Слезы раскаяния пролиты на могиле отца (запоздалое раскаяние), которое не изменит ситуации. Прощен отцом. Радость и счастье.
Учитель: Сравнивая поступки детей, мы можем прийти к выводу и подтвердить библейскую заповедь об отношении к отцу и матери.
Мнения детей
А теперь, давайте вернемся к проблеме, обозначенной нами в начале урока. Мы попытались ответить на вопрос в чем заключаются нравственные проблемы отцов и детей.
Вывод: Что хочет сказать А.С. Пушкин?
Как мы прочитали Пушкина и какой вывод мы можем сделать?
Дети делают вывод. Счастье человека не зависит от богатства и роскоши, от количества денег и прислуги, а находится в прямой зависимости от состояния совести человека. Дуня будет жить с чувством вины перед самым близким человеком, и это будет самым тяжелым для нее наказанием.
Рефлексия : - Какой нравственный урок вы вынесли из повести «Станционный смотритель»?
(Главное не опоздать сказать родителям, что мы их любим. Нужно найти время сказать вовремя им «прости». Очень важно, чтобы это слово было сказано вовремя.)Не забывайте своих родителей , чтобы ни было у вас горьких воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в невнимательности и неблагодарности по отношении к ним. Сейчас пора, когда вы в них нуждаетесь, но придет время, когда они будут нуждаться в вас и ваш долг- не забыть о них.
Если вам сейчас трудно сделать вывод, то я готова с радостью обсудить с вами эти вопросы в соц.сетях. Надеюсь, что мы продолжим сотрудничать школами.
Я бы хотела, чтобы вы сами выставили себе оценки по предложенной схеме, которую вы видите на слайде.
Д/З. Написать письмо отцу от лица Дуни