Конспект урока по литературному чтению на тему А.Измайлов Кукушка, А.И. Крылов Осёл и соловей (4 класс)


Тема урока: А. Е. Измайлов «Кукушка», «Лестница», И. А. Крылов «Осел и соловей»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Образовательная цель: учебно-информационные-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя. Познакомить с баснями русских баснописцев; закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец», «олицетворение». 
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Ход урока:1. Настрой
2. Проверка домашнего задания.
-На протяжении нескольких уроков мы читали произведения, которые объединены одной темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.)-Что такое басня? (Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)- Кого называют баснописцами?( Баснописцами называют создателей басен.)
- Что осуждают и высмеивают баснописцы?( Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)-Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)
-В баснях используется аллегория. Что это такое?(  Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка … )Выразительное чтение подготовленной басни «Крестьянин в беде» И.А. Крылов
-Какую цель поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым произведением .Обсудить особенности нового произведения и определить его жанр, т.е. доказать или опровергнуть, что данное произведение является басней.)
3. Отгадайте загадку:
В лесу на дереве живёт,Свои яички сносит.Но, так как гнёзд она не вьёт,Соседям их подбросит.Идем мы в лес собрать букетНа солнечной опушке.И сколько жить осталось летМы спросим у …(Кукушки)
- О ком мы сегодня будем читать?
- Что вам известно об этой птице?
Кукушки – перелетные птицы. Появляются у нас в лесах во второй половине апреля. 
     Сами кукушки гнезд не строят, а находят готовые гнезда других птиц.. Обычно кукушка откладывает 1 яйцо, которое такой же величины, как и яички в гнездах других птиц, то есть совпадают и размеры, и цвет. Потому-то хозяева и не видят подмены. Кукушонок появляется на свет первым и начинает выбрасывать других птенцов, пока не останется только он. Но утверждают, что бывают случаи, когда родители выкармливают и кукушонка, и оставшихся своих птенцов.
      Взрослые кукушки истребляют насекомых-вредителей леса. Пищу их составляют личинки, мохнатые гусеницы, волоски которых при переваривании втыкаются в стенки желудка. Другие птицы из-за этого-то их и не едят, боятся. А кукушки очень их любят и много съедают, тем самым спасают лес Поэтому кукушка является полезной птицей.
      Так, хотя яиц своих эта птица и не высиживает, но спасает наши леса.
Но все же, почему кукушка поступает именно так, а не высиживает птенцов сама?
 Дело в том, что она совершает кладку каждого яйца с промежутком в несколько дней, а за лето откладывает до 15 яиц. Если бы она выращивала птенцов сама или даже в паре с самцом, прокормить такую ораву они не смогли бы. К тому же из-за большого промежутка между кладками в гнезде жили бы разновозрастные птенцы — самый старший уже вовсю кричит, а младший еще даже не вылупился. Нужно одновременно и насиживать яйца и кормить потомство. Разве возможно все успеть?- Кто автор этого произведения? (Александр Ефимович Измайлов)
Стр. 48 Рубрика «Обрати внимание»
4. Чтение басни учителем.
- Какое впечатление у вас после прослушанного произведения?
5. Самостоятельное чтение басни.
- Подумайте правильно ли кукушка оценила пение соловья и своё пение? (Кукушка неверно оценила своё пение и пение соловья: «По соловьиному и я петь научилась. Для вас, извольте, пропою точнехонько, как он».)6. Анализ басни:
- Какие пороки людей показывает баснописец? Объясните.
(Баснописец показывает Пороки: невежество, глупость, самолюбование.)
- Подумайте, какие слова можно считать моралью этой басни. Прочитайте.
Поговорка: относись к людям так как бы ты хотел чтобы относились к тебе- не надо хвастаться и хвалить себя
Не нужно хвастаться выдуманными талантами, ведь на деле может оказаться, что кроме "ку-ку" ничего не умеешь
Баснописец показывает хвастливость самоуверенных людей.
Р.Т. стр 22 зад.2 –запишите мораль басни
7. Моделирование обложки:
– К какому жанру относится прочитанное произведение? Докажите.
- Что еще есть у басни? (название и автор)
8. Хрестоматия 1 стр. 119 «Осёл и соловей» читает подготовленный ребёнок.
-Какие пороки людей показывает И.А. Крылов?
- Какова мораль басни?
Избави бог и нас от этаких судей
Осёл же совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.
Итог урока:- Удалось нам сегодня доказать, что мы читали басню?
- С какими новыми баснями познакомились сегодня на уроке?
- Что хотели нам показать баснописцы с помощью этих басен?
-Какой урок вы для себя взяли?
Рефлексия. Дом. Задание стр. 47, хр1 стр.119 – 120 выраз. чтение, наизусть по выбору.