Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Басня И. А. Крылова «Осел и соловей».

Урок чтения и развития речи в 8 классе. Басня И. А. Крылова «Осел и соловей».

Волгушева О. М.
учитель русского языка ГКОУ РМ «Поводимовская школа- интернат»


Цель: познакомить с новым произведением И. А. Крылова «Осел и соловей», вспомнить изученные произведения.

Задачи:
выработка навыков грамотного, беглого, выразительного и сознательного чтения;
развивать мыслительную и творческую деятельность
коррекция произношения;
коррекция мышления на основе способности к установлению причинно-следственных связей;
коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
коррекция воображения, эстетических чувств, образного восприятия.
воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью; способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, отдых для глаз, релаксацию.
воспитывать усидчивость и самоконтроль; воспитывать интерес к литературным произведениям.

Оборудование:
Портрет И.А. Крылова;
Магнитофон;
Аудиозапись;
Пословицы;
Учебник чтения.

Ход урока.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу с вами поделиться улыбкой, я дарю ее вам. Улыбнитесь вы мне, друг другу и нашим гостям. У вас такие лучистые улыбки, что от  них стало так тепло, ярче стал день. Подумайте, как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы добры и ласковы. Мы все здоровы. Я вижу ваши умные глаза, желание узнать новое. Что вы пожелаете Тане, Саше, Наташе и.т.д.? А что хотите пожелать мне? Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Вдохните в себя свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, красоту окружающего мира. Думаю, мы подарим друг другу и гостям много приятных мгновений.

2. Проверка домашнего задания.

- Что было задано? (ответы на вопросы)

3. Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока.

 -Эпиграфом к нашему уроку будут слова: (прочитаем хором) «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».
  -Как вы понимаете эти слова?
- Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.
- Сегодня мы продолжим знакомство с баснописцем И.А.Крыловым и его новым произведением, совершим экскурсию в историю жанра басни, вспомним баснописцев, проведем литературную игру, прочитаем басни И.А.Крылова 
 - Чем знаменит И.А. Крылов?
-Что мы о нём знаем?
- А теперь познакомимся с тем, что говорили и писали о великом баснописце его современники. Совпадает ли наше представление о писателе с их мнением? Внимание на доску.
Крылов - истинно народный поэт / А. С. Пушкин. /
Поэт и мудрец слились в нём воедино /Н. В. Гоголь/
в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум. /В. Г. Белинский/
-Перед вами величавый, массивный, лукавый мудрец, с умным прищуром глаз, взирающих на жизнь. Что можете сказать об этом человеке?
-Что именно запомнилось вам из его биографии.
(Взял в молодости себе псевдоним, т.е. вымышленное имя Нави Волырк. Это имя Иван Крылов, прочитанное слева направо.)
-Что такое басня?
Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания, где главные герои – животные, люди, вывод сформулирован в виде прямого поучения – морали.
- Чем она отличается от других литературных жанров? (мораль басни)
- С какой целью писались басни? (Цель басни – показ человеческих пороков, их высмеивание)
-Какие именно пороки высмеивал Крылов?( Зависть, скупость, лживость, хвастовство, лень, невежество, эгоизм)
-Докажите утверждение, что басни Крылова пригодны для детского чтения, понятны детям? (У басен интересный сюжет, много диалогов, они похожи на сказки, можно читать в лицах, можно иллюстрировать, они смешные и по
·учительные)
- Представьте себя в роли баснописца. О каких человеческих пороках вы бы сочинили басню? (О жадности, о лени, лживости)
5. Работа по учебнику.
Чтение учителем басни.
Работа по первичному восприятию. (ответы на вопросы)
Словарная работа: свирель, изрядно, навострился.
Физминутка (для глаз).
Чтение басни детьми про себя и вслух.
6. Закрепление нового материала.

Ответы на вопросы по содержанию.
Выборочное чтение, объяснение значения выражений.

7. Релаксация.
Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».
Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают. Отдыхают, ... засыпают... Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются.  Все чудесно расслабляется. И послушный наш язык Быть расслабленным привык. Дышится легко, ровно, глубоко. Будто мы лежим на травке Греет солнышко сейчас, Руки теплые у нас. Ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать. И в вашем единстве – ваша сила. На счет «три» откройте глаза. Один! Два! Три! Встать!

8. Работа с баснями.

- А теперь вспомним басни, с которыми мы уже знакомы. Я предоставлю вам отрывок, а вы скажете мне , как называется басня.
а) «Да только воз и ныне там»
б) «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
в) А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
г) Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
д) У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем.
е) Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
ж) Он порча, он чума, он язва здешних мест!
(А Васька слушает да ест.)
з) Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в такие забияки


Упражнение «Загадочные животные».

- Расшифруйте названия животных, которые здесь написаны. Все они –герои басен И. А. Крылова.
Квол Лсон Кар
Пухет Ацисил Куща
Йеварум Лезок Аноров
Губоль Ишкам Есол


Викторина.
1) Продолжите крылатые слова.
“Ты всё пела? Это дело”
“Беда, коль пироги начнёт печи сапожник”
“А вы, друзья, как не садитесь”
“Кукушка хвалит петуха ”
“Чем кумушек считать трудиться”
“А ларчик просто”
“У сильного всегда”
“Слона - то я и не .”
“А Васька слушает да ”
“Когда в товарищах согласья нет”
2) Из каких басен эти строчки?
7. Домашнее задание. Итог урока.
- На подготовке читать басню и ответить на вопросы.
- Почему такое происходит? Сюжеты не устаревают, а басни всегда нам интересны? Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.
- Чем мы занимались на уроке?
- Что нового вы узнали для себя?
- Что вам понравилось?
- Какое настроение у вас в конце урока?
- Наш урок подошел к концу. Мы сделали еще один шаг по дороге литературы. Я желаю успешно идти по ней.
8. Оценка деятельности детей.
-Активно работали, были необыкновенными актёрами «5».
-Красиво и правильно выражали свою мысль «4».
-Внимательно слушали одноклассников, но нужно подтянуться «3».
-Благодарю за урок.          


Заголовок 1 Заголовок 515