Определение места бивака и организация бивачных работ

Методическая разработка учебного занятия по ОБЖ
Тема и номер урока в теме: «Определение места для бивака и организация бивачных работ »», урок№ 5 в разделе 1 «Безопасность человека в природных условиях», глава 1 «Подготовка к активному отдыху на природе».
Предмет: ОБЖ
Класс: 6
УМК:
Тип урока: урок открытия новых знаний;
Ресурсы: учебник, видеофрагменты «Сборы в поход», «Ох и Ах идут в поход», презентация
Цель деятельности учителя: Способствовать формированию мировоззрения о сборах , бивачных работах.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Учащиеся научатся
Учащиеся получат возможность научиться



Называть и приводить примеры наиболее лучшие место для разведения костров;
Выявлять и правильно разбивать бивак
Регулятивные: ставят и формулируют цель и проблему урока, планируют последовательность действий, оценивают свою работу на уроке;
Познавательные: составляют определение понятий «бивак», «поход»; устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют поиск информации о своей местности из разных источников. Коммуникативные: осознанно строят сообщения в устной и письменной форме, работают в парах-эффективно сотрудничают.

Осознают целостность природы Земли, оценивают значение полученных знаний и умений для дальнейшей жизни, умеют анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения.



Структура урока
Смысловые блоки содержания
Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока

1.Организационно-мотивационный этап

Определение темы урока
Просмотрите иллюстрации лес, природа,речка).Что вы видите? Попробуйте определить тему урока, опираясь на представленные иллюстрации.
Высказывают предположения опоходе.
Определяют тему урока

Создание мотивационной установки
Вспомни, добавь недостающее(нетбуки):
1. Снег в весеннее и зимнее время подтаивает на склонах холмов с южной стороны.
2. Кресты повернуты всегда к западной стороне.
3. Солнце в полдень находится на юге
4. Смола выделяется больше с южной стороны
5. Мох растет с северной стороны.
Словарная работа:
Слайд 4 (2 минуты)
Фразеологический оборот
«Мальбрук в поход собрался» -
Английский герцог Джон Черчилль Мальборо (16501722) прославился как дипломат и полководец в борьбе за испанский престол. Одно время он командовал Нидерландской армией, которая разбила французов.Но если соотечественники чтут Мальборо как национального героя, то французы, чья гордость была несколько уязвлена горечью поражения, сочинили про него язвительную песенку. В ней Мальборо стал неудачливым воякой Мальбруком.Эту песню знает вся Франция. Известна она и у нас. Начинается она так:
Мальбрук в поход собрался,
Мирандон-дон-дон, Миранделё!
Мальбрук и сам не знает,
Когда вернется он...
Первая строфа песни стала крылатой. «Мальбрук в поход собрался», говорим мы о забияке, переоценивающем свои силы и возможности, а также о том, кто шумно и хвастливо сообщает о своих военных приготовлениях, приготовлениях места отдыха









Высказывают свои предположения, формулируют цель своей работы на уроке: узнать что такое поход и бивак, где лучше расположиться в походе.
Возможны ли в нашей местности разбить бивак?
Формулируют цель своей деятельности.

2. Процессуально-содержательный этап

Бивак








Виды походов:




Место для бивака


























Погодные тонкости

Временные укрытия




Правила разведения с костра










Работа с учебником











Работа с инструментами



Приготовление пищи в походе












































1 Запись на доске. « Организация бивачных работ»
Активный отдых на природе – это туристские походы, которые приобретают все большую популярность у жителей городов. Современный человек осознает необходимость общения с естественной природной средой, которая помогает поправить здоровье и получить запас бодрости для повседневной жизни и работы.
Какие виды походов вы знаете?
(Пешеходные, лыжные, водные, велосипедные походы, поход выходного дня, многодневные путешествия).
Места биваков загодя размечаются на карте, когда выбирается маршрут, конкретное же место стоянки определяется уже непосредственно в ходе похода.
Как вы думаете какое оно должно быть?
Оно должно быть сухим,
безопасным, защищенным от ветра,
ровным.
Конечно, нельзя забывать о расположении питьевой воды
и источников топлива для костра.
Идеально останавливаться на возвышенном берегу, на лесной поляне или опушке, в хвойном лесу. Желательно предусмотреть, чтобы утром привал освещался солнцем. Останавливаться на ночлег надо минимум часа за два до наступления темноты, чтобы засветло закончить все подготовительные работы запастись дровами и водой на все время пребывания, поставить палатки, приготовить ужин. Эти работы рационально делать одновременно, распределив обязанности между членами группы.
Площадка очищается от камней и сучьев. Особое внимание нужно обратить на участки, где будут располагаться палатки. Чтобы мягче и теплее было ночевать, под палатки подстилают сухой хвойные ветки, камыш, солому или траву. К изголовью подстилка делается толще. Разложенные таким образом ветки создают что-то вроде матраса. Зимой такая подстилка просто необходима. Поверх подстилки устанавливается палатка, обычно входом на восток, к костру. В ветреную погоду палатка устанавливается входом в сторону направления ветра.
Если планируется дождь, то палатку окапывают канавкой для стекающей с крыши воды. В любом случае, палатку необходимо ставить прочно, невзирая на отличную вечернюю погоду, в ночное время может пойти дождь или подняться ветер, и тогда плохо установленная палатка доставит всем много неприятностей.
Во время коротких путешествий в лесистых районах, в теплое время года, палатку легко может заменить шалаш, навес, землянка, вигвам, иглу - в выборе типа укрытия используйте то, что находится под рукой.
О них мы будем говорить на следующих уроках.
Конечно, бивак не обойдется без костра. Костер-это огонь. А огонь может быть другом и врагом. Поэтому первое правило разведения костра
1)Площадку выбирают на открытом, но защищенном от ветра месте, желательно около воды.
Разводите костер на вытоптанном участке земли, или на старых кострищах.
Снимите дерн. Дерн-это верхний плодородный слой земли
! нельзя около хвойных, молодняка, участки с камышом, тростником, мхом или лишайниками, где имеются остатки горючих веществ.
Работа с учебником! Рассмотрим рис. На странице 25. Какие выводы?
(ответы детей)
Виды костров страница168:
Колодец;
Нодья;
Таёжный;
Звездный;
Шалаш;
Практическая работа №1
Составить виды костров из поленьев
А для костра нужны дрова!!!
Сырые и гнилые дрова дают много дыма, тепла мало.
Осина и пихта сильно стреляет искрами;
Валежник березы и ольхи, горит ровно и почти без дыма.
Практическая работа №2
Рисунок 1 (страница учебника 26)
Работа с топором.
Чтение с.29 (Показ топора в чехле )
Костер мы развели, и сейчас необходимо позаботиться об обеде. Костер для приготовления обеда разложите так, чтобы его не задувало, а пламя ровно обогревало котелок.
Слайд “Способы размещения котелка над огнем”.
Учитель:
Питание – это источник энергии, которую мы расходуем на передвижение, ориентирование и принятие решений. А для этого надо постараться подобрать продукты так, чтобы еда была не только калорийной и полезной, но и вкусной и достаточно разнообразной, а так же содержала белки, жиры, углеводы и витамины.
Потому что:
Белки – это строительный материал для всего организма, служат основой для создания тканей, например мышечных волокон.
Жиры – защищает внутренние органы, обеспечивает их энергией, предохраняет организм от простуды и помогает ему усваивать некоторые витамины.
Углеводы – это энергетический материал быстрого действия. Он быстрее и легче усваивается и тратится организмом, быстро покрывая расходы физической и умственной активности.
“Кухонный инвентарь и посуда для приготовления пищи в походе”.
Учитель:
Какая посуда используется в походе?
- котелки, миски;
- ведра с крышкой;
- доска для нарезки продуктов;
- кухонные ножи, ложки, половник.
Желательно также иметь в походе клеёнку, размером 1х1 м, на которой дежурные будут раскладывать хлеб, колбасу, сахар, одним словом “сервировать стол”.
“Правила безопасности при варке пищи на костре”.
Учитель:
Прочитаем правила безопасности при варке пищи на костре.
1. Ведра и котелки, передвигать или снимать над огнем, только предварительно надев рукавицу.
2. Нельзя работать у костра без одежды, защищающейся тело от ожогов.
3. Нельзя ставить посуду с горячей едой на землю рядом с людьми. Посуда с приготовленной пищей должна размещаться на специальной подставке.
4. Необходимо постоянно следить за костром.









Ответ детей:




Высказывают свои предположения.













Узнают ,как определить место для бивака.

















Узнают виды временных укрытий




Узнают как правильно разводить костер















Узнают виды костров










Узнают правила переноса острых инструментов, спичек, ценных бумаг



Узнают как можно приготовить пищу в походе.





























Узнают правила безопасности варки на костре
Анализируют предложенные ситуации

Рефлексия деятельности
Что мы узнали?
Какие источники информации помогли вам установить особенности движений земной коры? как вы работали с этими источниками?
Ответы учащихся.
Называют: иллюстрации, объемные модели, работу с учебником, заполнение схемы.
Анализируют свою работу


1.Просмотрите видеофрагмент «Ох и Ах идут в поход». Определите главную причину , плохого отдыхав природе?.
2.Изучите рис. (стр.25 учебника). Опираясь на текст учебника (стр.24-26), дайте определения понятий «бивак», «поход».
3.Назовитеправила разбивки бивака.


1.Просматривают видеофрагмент. Определяют главную причину неуда Оха

Составляют определение понятий.


3.Предполагают,правила разбивки бивака
.


учатся определять место

Рефлексия деятельности
Что мы сделали для того, чтобы познакомится сбиваком?
Описывают свои действия: просмотрели видеофрагмент, изучили рисунок, познакомились правилами разбивки бивака
Анализируют свою деятельность на уроке.






3.Этап закрепления и первичной проверки.

Первичная проверка знаний
Игра «Восхождение на Килиманджаро»
Задания усложняются по мере поднятия от подножия к вершине.
На вершине главный вопрос: как называется место отдыха туристов
Игра «Верю. Не верю»
1.Бивак – это передвижение туристов.
2. Для костра на открытом, но защищенном месте.
3. Сухие листья, траву, хвою, ветки- отгрести от костра.
4.Костер размещаем от деревьев на расстоянии 1-2 метра.
5. Топор желательно носить без чехла.
6.Лучшие дрова для костра – это сухостой березняка и ольхи.
7. Спички хранить во влажном месте.

Устно отвечают на вопросы: - Какова причина землетрясений? - в каких частях планеты происходят чаще всего землетрясения и извержения вулканов и почему? (на границе литосферных плит) Для чего необходимо изучать землетрясения? - Сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли и, прорывая земную кору, изливается на поверхность? (Вулканизм.) Виды вулканов? (Действующие, уснувшие, потухшие. Устанавливают причинно-следственные связи зависимости распространения землетрясений и вулканизма от строения земной коры. Формулируют ответ почему в нашей местности не может быть землетрясений и извержений вулканов..


4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия содержательная
Чему вы научились на этом уроке?
Определяют какие знания получили, какие умения освоили


Рефлексия эмоционального состояния
Приём «Зарядка»
1.На уроке я работал (активно-встали/не активно-сидят)
2.Своей работой на уроке я (доволен-втали/не доволен-сидят)
3.Материал урока мне был (понятен-встали/не понятен-сидят; интересен-встали/не интересен-сидят)
4.Мое настроение хорошее-встали/плохое –сидят)
Выражают своё мнение об уроке.
Выражают своё отношение к работе на уроке.

5.Объяснение домашнего задания

Обязательное задание
1.§1.5. Задание №1 после параграфа:
Олимпиадное задание: 1минута
*! Подумай, на каком костре можно варить сразу на двух котелках.
Читают задание, задают уточняющие вопросы.


Дополнительное задание по желанию
Проделать п/р выполнить еще раз
Изучают дополнительные источники информации










15