Роль хвойных растений в природе и жизни человека.

Роль хвойных лесов в природе и жизни человека.

В программе курса «Окружающий мир» большое внимание уделяется формированию знаний о природе России. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно зона лесов занимает больше половины территории России.
На территории нашей страны, на тысячи километров тянутся сплошные хвойные леса. К ним относятся деревья хвойных пород, таких как сосны, ели, пихты, лиственницы и другие. Основным ареалом хвойных лесов является обширная зона тайги с холодным климатом, простирающаяся к югу от арктических тундр [4].
Проблеме роли хвойных лесов в природе и жизни человека посвящено большое количество исследований, среди которых работы Ж.Б. Буссенго, Ю. Либих, Ю. Сакс, И. Ингенгауз, Д. Пристли, Ж. Сенебье, Н. Соссюр. 
Авторы справедливо доказывают важность растений в существовании человечества.
Велико значение хвойного леса в природе. Леса регулируют таяние снега, так как здесь он тает медленнее, чем на открытых пространствах. Талые воды впитываются в почву, пополняя запасы грунтовых вод, тем самым регулируя уровень воды в реках, поглощают шумы, ослабляют силу ветров, закрепляют пески. Лес – место обитания многих видов животных, которые питаются побегами, семенами, шишками хвойных растений.
Неизмерима роль хвойного леса в жизни человека, ведь каждая хвоинка, лесная травинка – это фабрика по производству кислорода. Они обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех живых существ. Многие хвойные породы деревьев выделяют особые вещества - фитонциды, которые очищают воздух от бактерий. Вот почему запах хвойного леса приятный, и в хвойном лесу так легко дышится. Также известно, что насыщенный летучими веществами хвойного леса теплый летний воздух не всегда в одинаковой степени полезен для человека. В таком воздухе могут концентрироваться большие дозы различных физиологически активных веществ, выделяемых растениями, и переносится он больными людьми по-разному. Так, для людей с сердечнососудистыми заболеваниями, воздух хвойного леса в летний период оказывает стимулирующее влияние, а зимой угнетающее [2].
Лес снабжает сырьем многие отрасли промышленности. Смола сосны, пихты необходима для производства канифоли, олифы, красок, лаков, медикаментов, скипидаров. Научные технологии развились вплоть до того, что ученые научились превращать древесину в шелк, шерсть и множество других материалов.
Другое интересное «применение» отразилось в художественной деятельности, так как красота и величие хвойных лесов, стройных елей и сосен вдохновляет художников, писателей, поэтов на создание художественных полотен, песен, стихов. Так был создан чудесный рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками», где он тонко описал всё могущество леса и природы в целом. А ещё, к примеру, красивая древесина пихты – это прекрасное сырье для изготовления музыкальных инструментов (виолончелей, скрипок, пианино, контрабасов). Не менее интересное использование нашлось для древесины лиственницы, ведь она настолько твердая и тяжелая, что тонет во время сплава. И поэтому используется для строительства мостов, крепления шахт, изготовления телеграфных столбов [3].
В фармацевтической промышленности хвойные леса играют важную роль. Изготовленные из еловой и сосновой хвои медицинские препараты, используют для лечения различных человеческих болезней. В медицинских целях используются и многие другие части хвойного дерева, такие как молодые почки, пыльца, смола. Так сосну сибирскую называют деревом-комбинатом, потому что практически все её части используются человеком. Препараты из хвойных растений обладают целым рядом целебных свойств. Их используют как мочегонное, желчегонное, общеукрепляющее, кровоостанавливающее средство. Кроме того, они обладают дезинфицирующими и отхаркивающими, и иммуностимулирующими свойствами. Так же считается, что эти препараты обладают омолаживающим эффектом, и способствуют увеличению подвижности суставов [1].
Нужно заметить, что лес необходим человеку, а для сохранности леса нужен человек. Ведь леса - это кладовая нашего здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Босова Л.Л. Уроки естествознания начальной школе // Окружающий мир – 2009. - №2. С. 12-15.
Виноградова Н.Ф // Окружающий мир: учеб.для 3 кл. четырех лет. нач. шк. /Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Иванченкова, И.В. Потапова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001. 275с.
Люциск К. // Растительный мир в картинках, М: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.- 64с., илл. (Серия «Готовимся к школе»).
Плешаков А.А // Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. Ч.1. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2007.- 223 с. : илл.- (Зеленый дом).

15