Конспект по познанию мира на тему: Значение растений в жизни животных.


Дата:
Тема: Значение растений в жизни животных.
Цели: обобщить знания детей о растениях и животных ;  создать на уроке  условия  для определения  учащимися связей  между растительным и животным миром,  формировать представления об экологических связях;  способствовать укреплению знаний о природе ; пополнять активный словарь учащихся;
развивать мыслительные операции анализа, обобщения;  развивать связную речь учащихся;
 - воспитывать экологическую культуру.
Ход урока:
1) Психологический настрой.
- Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.
2) Мотивация к учебной деятельности.
В школу мы пришли учиться.
В жизни это пригодиться.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать.
Учитель: Выделите в стихотворении ключевую фразу. Объясните, почему вы так считаете
 3) Актуализация опорных знаний.
Задание:  Отгадайте загадки Разделите отгадки на 3 группы. Назовите  их.
 
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
 
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
 
Держит девочка в руке
облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него –
и не будет ничего. (Одуванчик)
 
У меня длинней иголки,
чем у елки.
Очень прямо я расту
в высоту (Сосна)
 
Была зеленой, маленькой.
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я
И вот теперь я спелая. (Смородина)
 
Стоят в поле сестрички -
Желтый глазок, белые реснички. (ромашки)
 
Как одним словом называются деревья, кустарники и травы?  (Растения)
  Что за зверь лесной,                                                                                                          
 Встал, как столбик под сосной.                                                                                              
 И стоит среди травы -                                                                                                         
 Уши больше головы.
    Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.
    Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.
  Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).
    Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста.           
 А теперь отгадайте животное по описанию.
Это лесная  кошка. Хвост у неё короткий, на ушах кисточки. Она очень ловкая: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает прыжки до 4 метров ,  хорошо плавает. Любимая  её добыча  – зайцы, тетерева и куропатки. Она  – хороший  охотник.
 Кто это?                        
Легко лазает по деревьям и скалам, рысь  выбирает удобное место, с которого  молниеносно бросается на жертву. Зубы и когти у рыси огромные и очень острые.
 
 Учитель:   Как одним словом назвать зайца, ежа, рысь? (Животные)
А какие бывают животные? (Дикие и домашние)
Чем отличаются дикие животные от домашних?
Какое из этих животных лишнее? Почему? (Заяц – травоядное животное)
Учитель:
-Как вы думаете , о чем пойдет  речь на уроке?
- Верно, сегодня мы поговорим о растениях и животных.
- Как можно одним словом назвать растения и животных? (природа)
- Уточните, к какой природе относятся животные и растения? ( к живой)
- По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (это все что дышит, питается, размножается, растет)
Физминутка  Посмотри, мой милый друг,
 Что находится вокруг?
 Небо светло-голубое,
 Солнце светит золотое,
 Ветер листьями играет,
 Тучка в небе проплывает.
 Поле, речка и трава,
 Горы, воздух и листва,
 Птицы, звери и леса,
 Гром , туманы и роса.
 Человек и время года-
 Это все вокруг …….(природа).
 Экологи напоминают правила поведения в природе.
 1.   Не рви  цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.                               
 2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.        
 3. Не разоряй муравейники.                                                                                               
 4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им    природной среды.                                                                                                                   
 5.  Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо.                                                  
 6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать  миллион спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев.
 4) Введение в тему.
Учитель: Так кто же такие Экологи?
  Воздух, вода и вся другая неживая природа, в которой обитают сообщества растений и животных, называется окружающей средой. В лесу своя окружающая среда, в пустыне — своя, в озере и море — тоже своя. Растения и животные на протяжении тысячелетий привыкли жить именно в своей окружающей среде. Это их дом. У зайца свой дом — лиственный или смешанный лес, у обезьяны — тропический лес, у белого медведя — тундра или полярная пустыня, а у льва и жирафа — саванна. Привыкли они к врагам и соседям: зайцы к волкам, антилопы ко львам и гепардам.
Сообщества растений и животных вместе с окружающей их средой называют экологической системой. Экологические системы везде свои - в лесу своя, в озере своя, в океане тоже своя. А наука, которая изучает, как сообщества растений и животных взаимодействуют между собой и окружающей средой, называется _______экологией (хором)
Экология — наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.
Кто готов повторить определение экологии?(Учитель спрашивает 3-х учеников).
Само же слово “экология” образовалось из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”, что значит “наука”. Экология — наука о природном доме.
 
5) Работа по теме урока:
Посмотрите на доску. Как красива наша живая природа!
- Есть на нашей планете 4 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки,  моря. Это царства животных, царства растений, царства грибов, царства бактерий.
-как вы думаете , о каких царствах мы будем говорить сегодня? ( О царстве растений и царстве животных)
- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.
1 минигруппа:   птицы – гусеницы – листья;
 2 минигруппа:  сова – зерно – мышь;
3 минигруппа:  бабочка-нектар- синица.
Итак, какой 2-ой вывод мы сделаем: Как еще связаны  растения и животные?( растения являются пищей для животных)
Почему я составила этот ряд картинок?
осина – заяц – волк
дуб – кабан – рысь
 трава – лось       Подумайте, полный ли третий ряд картинок? Кого не хватает?
 (3 группа – не хватает звена, нет хищника.)
(Волк.)
А если я составлю такую цепочку: трава – волк. Будет ли она верной?
- Могут ли хищники прожить без растений?
(Да. Нет.)- Почему? Что произойдёт?
(Если не будет растений, травоядным нечем будет питаться. Хищники погибнут.)Вывод: Растения являются пищей для животных.
Учитель:  (Иллюстрация)
Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям. Вот это и есть экологическая цепочка или экологическая система, в которой каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.
- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.
1 минигруппа: гнездо – птица- сухая трава
2 минигруппа: сухие листья – дупло - белка
3 минигруппа: кора деревьев – насекомые- дупло дятела 
   3-ий вывод: из растений животные строят свой дом (гнездо птиц), утепляют свои жилища в холода,  в растениях животные прячутся от врагов.
Учитель:
Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).
 
7) Итог урока
Как связаны в природе царство растений и животных?
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
8) Рефлексия
А теперь оцените свою работу на уроке:
Если вам урок понравился, вы хорошо работали и узнали много нового, закрасьте серединку ромашки желтым цветом.
Если работали не в полную силу – закрасьте зеленым цветом.
А если чувствовали себя на уроке не комфортно – пусть ромашка останется серенькой.